Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Лингвопедагогический дизайн тестовых заданий открытого типа в условиях цифровизации

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-1-128-148

Аннотация

В статье представлен междисциплинарный подход к разработке и созданию тестовых заданий открытого типа для проведения оценочных процедур в соответствии со стратегией цифровой трансформации и новыми требованиями государственной аккредитации образовательных программ высшего образования. Раскрывается содержание авторских терминов, среди которых «лингвопедагогическое мастерство», «лингвопедагогический дизайн», «лингвистическая корректность» и «методическая грамотность тестовых заданий». На основе наукометрического анализа, выполненного по базе научной электронной библиотеки elibrary, определяются хронологическая активность и предметная соотнесённость публикаций отечественных исследователей о тестировании студентов. По результатам опроса преподавателей 11 региональных вузов обобщаются основные трудности в подготовке контрольно-измерительных материалов. Осуществляется разбор примеров тестовых заданий по дисциплинам, преподаваемым в многопрофильном политехническом вузе. Методами эрратологического анализа выявляются типичные погрешности в формулировках вопросов, эталонных ответах и оценочных критериях, а также обобщаются их причины. Для моделирования лингвопедагогического дизайна тестовых заданий применена концепция эпистемической ситуации, описаны четыре её компонента – онтологический (предметно-содержательное определение объектов и элементов контроля), методологический (выбор типов и видов заданий в зависимости от уровня измеряемых результатов обучения), коммуникативно-прагматический (обеспечение понятности текста тестового задания) и технологический (техническая реализация автоматизированной проверки свободного ответа). Предложены приёмы корректировки тестовых заданий с помощью современных цифровых сервисов. На основании результатов проведённого исследования авторами сформулированы рекомендации по осуществлению лингвопедагогического дизайна тестовых заданий открытого типа с ориентацией на их внедрение в цифровой среде.

Об авторах

Е. В. Аликина
Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ)
Россия

Аликина Елена Вадимовна – д-р пед. наук, доцент, зав. кафедрой «Иностранные языки, лингвистика и перевод»

614990, Россия, Пермь, Комсомольский пр., 29



Д. В. Мальцев
Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ)
Россия

Мальцев Дмитрий Викторович – канд. техн. наук, доцент, начальник отдела обеспечения учебного процесса учебно-методического управления

614990, Россия, Пермь, Комсомольский пр., 29



Список литературы

1. Банных Г.А., Костина С.Н. Концептуализация понятия цифровой зрелости университета в контексте цифровой трансформации высшего образования // Вестник Майкопского гос. технологического ун-та. 2022. Т. 14. № 1. С. 110–120. DOI: 10.47370/2078-1024-2022-14-1-110-120

2. Мальцев Д.В., Лазукова Е.А., Репецкий Д.С. Осознанный выбор профессии как доминантный мотив обучения в университете // Перспективы науки и образования. 2022. №6 (60). С. 10–28. DOI: 10.32744/pse.2022.6.1

3. Байкина Е.А. Организационно-педагогические условия проектирования системы оценочных средств в компетентностно-ориентированных образовательных программах вуза // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. 2022. № 1(164). С. 45–51. EDN WRELZE.

4. Дарда И.В., Зернов В.А. Перспективы государственной аккредитации вузов в контексте «регуляторной гильотины» // Высшее образование сегодня. 2020. № 6. С. 2–7. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.06.P.02

5. Варламова Т.А., Гохберг Л.М., Озерова О.К. и др. Образование в цифрах: 2023: краткий статистический сборник // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: ИСИЭЗ ВШЭ. 2023. 132 с. URL: https://www.hse.ru/primarydata/ovz2023 (дата обращения: 08.11.2023).

6. Исаева Т.Е. Оценочная компетенция вузовского преподавателя: содержание и смысл // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 106–112. EDN SZEHWN.

7. Атабекова А.А. Лингвистический дизайн web-страницы: семиотические аспекты представления информации (на материале русского и английского языков) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2003. № 4. С. 90–98. EDN ILAFMN.

8. Чернобай Е.В., Ефимова Е.А., Корешникова Ю.Н., Давлатова М.А. Педагогический дизайн: российская и зарубежная исследовательская повестка // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ. 2022. 44 с. URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/593673038.pdf (дата обращения: 08.11.2023).

9. Шингарева-Славина Е.А. Лингвистическая корректность в эпоху тотальной компьютерной толерантности и роль учёного в разрешении этого конфликта // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2016. № 182. С. 18–27. EDN ZMMRWB.

10. Лебедева Т.Н., Шефер О.Р., Белоусова Н.А. Развитие методической грамотности будущих учителей в условиях транзитивной реальности технопарка универсальных педагогических компетенций и информационных инноваций // Южно-Уральский гос. гум.-пед. ун-т. Челябинск: Издательство «Библиотека А. Миллера». 2023. 224 с.

11. Безукладников К.Э., Вахрушева О.В. Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования самоорганизации при обучении иностранному языку в военном вузе // Язык и культура. 2023. № 62. С. 162–182. DOI: 10.17223/19996195/62/9

12. Петрушина Н.Н., Уварова М.Н. Использование интернет-тестирования как формы контроля качества подготовки студентов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 7-2. С. 153–155. EDN KWDDTR.

13. Наговицын Р.С., Рассолова Е.А., Сенатор С.Ю., Торбина И.И. Разработка веб-портала для подготовки студентов к тестированию по нормам ГТО // Теория и практика физической культуры. 2016. № 1. С. 39–42. EDN VEGLMP.

14. Минеева О.А., Даричева М.В. Организация тестирования в системе MOODLE при обучении иностранному языку // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 3 (13). С. 81–86. EDN XAATZH.

15. Комаров Г.А., Конаныхина А.К. Медицинская эрратология как фундамент построения системы оценки качества медицинской помощи // Вестник Кыргызской государственной медицинской академии имени И.К. Ахунбаева. 2016. №5. С. 33–37. EDN XSTXVP.

16. Razumovskaya V.A. Translation Axiology and Erratology: Cultural Information and Symmetry / V.A. Razumovskaya // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2016. Vol. 9, No. 3. P. 579–587. DOI: 10.17516/1997-1370-2016-9-3-579-587

17. Котюрова М.П. Эпистемическая ситуация как смысловая единица научного текста в стилистическом и риторическом аспектах (К развитию понятия) // Stylistyka. 2016. Т. 25. С. 485–497. EDN FKCAPX.

18. Tsai K.H, Wang T.I., Hsieh T.C. et al. Dynamic computerized testlet-based test generation system by discrete PSO with partial course ontology // Expert Systems with Applications. 2010. Vol. 37. No. 1. P. 774–786. DOI: 10.1016/j.eswa.2009.05.090

19. Крылова О.Н. Развитие знаниевой традиции в современном содержании отечественного школьного образования: монография; Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб: Лема. 2010. 355 с. ISBN: 978-5-98709-223-1. EDN QYBYAT.

20. Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. М.: Институт психологии РАН. 2016. 200 с. ISBN: 978-5-9270-0320-4. EDN WHEKDN.

21. Мухаметзянова Ф.Г., Хайрутдинов Р.Р. О таксономии Б. Блума и компетентностных тестах // Глобальная экономика и образование. 2021. Т. 1. № 3. С. 54–61. EDN: NNVPQR.

22. Лапошина А.Н., Лебедева М.Ю. Текстометр: онлайн-инструмент определения уровня сложности текста по русскому языку как иностранному // Русистика. 2021. Т. 19. № 3. С. 331–345. DOI: 10.22363/2618-8163-2021-19-3-331-345

23. Нечаева Н.В., Хельмле К.С., Каирова Э.М. Перевод на ясный и / или простой языки как интралингвальный вид перевода и подготовка переводчиков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. 2021. Т. 20. № 3. С. 99–108. DOI: 10.15688/jvolsu2.2021.3.9

24. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. 704 с. ISBN: 5-210-01488-6.

25. Котюрова М.П. К трактовке модели «качество эталонного научного текста» // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2022. Т. 8. № 1(29). С. 6–18. DOI: 10.21684/2411-197X-2022-8-1-6-18

26. Шелестюк Е.В. Методика выявления количественных показателей истинности, информативности и информационной плотности текстов // Система языка: синхрония и диахрония: Межвузовский сборник научных статей. Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. С. 151–156.

27. Das B., Majumder M., Phadikar S. et al. Automatic question generation and answer assessment: a survey. RPTEL. 2021. No. 16. Article no. 5. DOI: 10.1186/s41039-021-00151-1

28. Кожевников В.А., Сабинин О.Ю. Система автоматической проверки ответов на открытые вопросы на русском языке // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Информатика. Телекоммуникации. Управление. 2018. Т. 11. № 3. С. 57–72. DOI: 10.18721/JCSTCS.11306


Рецензия

Просмотров: 412


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)