Взаимодействие вузовских образовательных общностей в университетском научном пространстве
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-2-9-30
Аннотация
Актуальность статьи предопределена необходимостью поиска новых ресурсов для развития университетской научной сферы и определения возможностей её качественного улучшения. Цель работы – определение оснований для типологизации взаимодействия вузовских образовательных общностей и определения базовых черт научной концепции организации университетского научного пространства Уральского федерального округа как репрезентативной научно-образовательной модели высшей школы макрорегиона. Доминирующие теоретические подходы: общностный, ресурсный, типологический. Объект исследования – взаимодействие общности научно-педагогических работников (НПР), студенческой общности и общности административно-управленческих работников (АУР); предмет – ресурсы образовательных общностей в вузах макрорегиона. Эмпирическую базу составляют массовые анкетные опросы регионального и общероссийского характера, материалы экспертных интервью, статистические данные. Предложен подход к изучению НПР, АУР и студенчества как традиционных, виртуальных и цифровых общностей. Анализ предпосылок взаимодействия и специфики каждой из выделенных общностей позволил вскрыть наиболее острые проблемы, препятствующие их интеграции в единое университетское научное пространство макрорегиона. Показано, что негативное влияние оказывают несбалансированное соотношение численности представителей общностей в целом и по регионам округа, а также бюрократизация вузовской деятельности. Отмечено, что противоречия в целеполагании общностей в научной деятельности создают ситуацию межобщностной разобщённости. Изучение исследовательских практик выявило необходимость формализации статуса «кадровый резерв науки», распространения новаторских практик крупных вузов, организацию единой системы регионального инвестирования в студенческую науку, включение регионов в сферу влияния научно-образовательных центров мирового уровня. В качестве типологических оснований научного взаимодействия выделено четыре группы проблемных зон: численность участников коммуникаций; хронотоп научного взаимодействия; мотивация, возможности и позиции в науке; характер взаимодействия. Предложена трактовка ресурсного потенциала вузовского научного пространства и взаимодействующих в нём общностей. Определены основные черты концепции университетского научного пространства макрорегиона как специфической социальной экосистемы.
Об авторе
Д. Ю. НарховРоссия
Нархов Дмитрий Юрьевич – канд. социол. н., доцент, кафедра «Организация работы с молодёжью» Института физической культуры, спорта и молодёжной политики
620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19
Researcher ID: W-1675-2017,
Scopus ID: 57189687030
Список литературы
1. Формирование нелинейной системы высшего образования в макрорегионе: монография / Г.Е. Зборовский, П.А. Амбарова, В.С. Каташинских и др.; под ред. Г.Е. Зборовского. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2018. 251 с. EDN: MUBVSW.
2. Наукоёмкие производства в системе взаимодействия институтов: монография / М.В. Арсентьев, И.Г. Дежина [и др.]; отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. 352 с. EDN: YNXEQJ.
3. Дежина И.Г. Научная политика в России в 2018–2022 гг.: противоречивые сигналы // Социологический журнал. 2023. Т. 29. № 2. С. 132–149. DOI: 10.19181/socjour.2023.29.2.10
4. Тённис Ф. Общность и общество: Основные понятия чистой социологии; пер. с нем. Д.В. Скляднева. М.: Фонд Университет: СПб.: Владимир Даль, 2002. 451 с. ISBN 5-93615- 020-8 (в пер.). URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001841820 (дата обращения: 02.01.2024).
5. Зборовский Г.Е. Теория социальной общности: монография. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2009. 304 с. EDN: QOKBWV.
6. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. М.: Наука, 1972. 240 с. URL: https://www.isras.ru/publ.html?id=1373 (дата обращения: 02.01.2024).
7. Амбарова П.А., Шаброва Н.В., Кеммет Е.В., Михайлова А.Н. Научно-исследовательская культура студентов российских университетов // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 7. С. 96-116. DOI 10.31992/0869-3617-2023-32-7-96-116
8. Резник С.Д., Черниковская М.В. Развитие интереса студенческой молодёжи к научному поиску: опыт и проблемы регионального университета // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020. Т. 5. № 2 (16). С. 186–194. DOI: 10.21603/2500-3372-2020-5-2-186-194
9. Нархов Д.Ю. Ресурсный потенциал научно-исследовательских практик студентов вузов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023. Т. 86. № 5. С. 74-86. DOI: 10.26105/SSPU.2023.86.5.008
10. Кеммет Е.В. Организация и самоорганизация в управлении студенческой наукой и научным наставничеством // Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2023. Т. 29. № 4. С. 231–247. DOI: 10.15826/izv1.2023.29.4.080
11. Валеева М.В. Основные факторы научной результативности научно-педагогических работников вуза // Социодинамика. 2019. № 11. С. 122–129. DOI: 10.25136/2409-7144.2019.11.30693
12. Горшков М.К., Шереги Ф.Э., Тюрина И.О. Воспроизводство специалистов интеллектуального труда: социологический анализ. М.: ФНИСЦ РАН, 2023. 383 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-413-0.2023
13. Власова О.В. Инновационный потенциал научно-педагогических работников вуза // Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2023. Т. 29. №3. С. 183–195. DOI: 0.15826/izv1.2023.29.3.058
14. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Мобилизация ресурсности научно-педагогического сообщества в российских вузах: от проблемы к концепции // Социологический журнал. 2023. Т. 29. № 1. С. 78–96. DOI: 10.19181/socjour.2023.29.1.4
15. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Противоречия развития научно-педагогического сообщества как проблема зарубежных и отечественных исследований // Социологическая наука и социальная практика. 2023. Т. 11. № 1. С. 8–25. DOI: 10.19181/snsp.2023.11.1.1
16. Гринкевич Ю.В., Шабанова М.В. Программы развития административных сотрудников как один из инструментов достижения стратегических целей университета // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 2. С. 64–71. DOI: 10.15826/umpa.2018.02.017
17. Демин М.В., Шушарина Н.Н. Модель повышения эффективности деятельности административно-управленческого персонала федерального университета // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 11. С. 9–20. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-11-9-20
18. Rabossi M., Guaglianone A. Las polнticas de internacionalizaciуn universitaria en la Argentina: movilidad estudiantil y producciуn cientнfica // Revista Ibero-Americana de Estudos em Educaзгo. 2020. Special Issue No. 15. P. 2556–2576. DOI: 10.21723/riaee.v15iesp4.14504
19. José M.V.D, Hinostroza E.M.F, Briones J.L.M, Cedeсo M.L.G. Writing and scientific publication skills of university teachers: A survey study // Journal of Education and Learning (EduLearn) Vol. 17. No. 4. November 2023. P. 613–622. DOI: 10.11591/edulearn.v17i4.20945
20. Healey M., Flint A., Harrington K. Students as partners: Reflections on a conceptual model // Teaching & Learning Inquiry. 2016. Vol. 4. No. 2. P. 1–13. DOI: 10.20343/teachlearningqu.4.2.3
21. Supriyadi Supriyadi. Developing teacher professionalism through scientific writing // Technium Social Sciences Journal. 2022. Vol. 37. November. P. 76–87. DOI: 10.47577/tssj.v37i1.7734
22. Tao N.S.S., Oliver J.M.Z., Malca W.F.B., Mejia V.V., Mejia C.P.V. University Teachers: Research and Scientific Production // Revista De Gestгo Social E Ambiental. 2023. Vol. 17. No. 4: e03468. DOI: 10.24857/rgsa.v17n4-015
23. Дежина И.Г., Ключарев Г.А. Международные коллаборации вузовской науки: стимулы и препятствия // Социологические исследования. 2021. № 6. С. 34–45. DOI: 10.31857/S013216250014592-4
24. Зборовский Г.Е. Можно ли быть вместе, находясь врозь: студенты и преподаватели в вузе // Социологические исследования. 2018. № 9(413). С. 49–58. DOI: 10.31857/S013216250001958-6
25. Алавердов А.Р., Громова Н.В. Научно-педагогические работники и административноуправленческий персонал: конфликт интересов или конструктивное взаимодействие? // Высшее образование в России. 2017. № 3. С. 5–16. EDN: YHQBXX.
26. Nolan J., McConville K.S, Addona V, Tintle N.L., Pearl D.K. Mentoring undergraduate research in statistics: Reaping the benefits and overcoming the barriers // Journal of Statistics Education. 2020. No. 28(2). P. 140–153. DOI: 10.1080/10691898.2020.1756542
27. Jensen E., Yordanova D., Denhard L., Zazzi K., Mejia J., Shar T., Iseman J., Hoeniges T., Mitchell M. Engaging undergraduate student-athletes in research and publication opportunities // The Sport Journal. 2022. URL: https://thesportjournal.org/article/engaging-undergraduatestudent-athletes-in-research-and-publicationopportunities (дата обращения: 30.12.2023).
28. Шаброва Н.В., Амбарова П.А. Публикационная активность студентов российских вузов // Образование и наука. 2023. Т. 25. № 9. С. 171– 196. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-9-171-196
29. Moshe Y.V. Will MOOCs destroy academia? // Communications of the ACM. 2012. Vol. 55. No. 11. P. 5. DOI: 10.1145/2366316.2366317
30. Taylor M., Jensen, K.S.H. Engaging and supporting a university press scholarly community // Publications. 2018. No. 6(13). DOI: 10.3390/publications6020013
31. Zheng Yan. University teachers’ scientific research innovation incentive based on the threeparty evolutionary game of the state, the colleges, and scientific researchers // Frontiers in Psychology. 2023. No. 13: 973333. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.973333
32. Зиневич О.В., Мелёхина Е.А. Высшее образование для глобального и локального устойчивого развития // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. No. 3. С. 84–102. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-84-102
33. Shin J.Ch. The World-class university: Concept and policy initiatives // Institutionalization of World-class University in Global Competition: ed. by Shin Jung Cheol, Kehm B.M. Springer ScienceCBusiness, Dordrecht, 2013. Chapter 2. P. 17–32. DOI: 10.1007/978-94-007-4975-7_2
34. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Университеты, которые могут изменить себя и макрорегион // Россия реформирующаяся. 2018. № 16. С. 373–392. DOI: 10.19181/ezheg.2018.16
35. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 4. С. 9–22. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22
36. Kim N.J., Kim M.K. Teacher’s perceptions of using an artificial intelligence-based educational tool for scientific writing // Frontiers of Education. 2022. Vol. 7: 755914. DOI: 10.3389/feduc.2022.755914
37. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Каташинских В.С., Кеммет Е.В. Ресурсность научно-педагогического сообщества университетов УрФО: опыт качественного исследования // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 6. С. 76. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-71-88
38. Зборовский Г.Е. Теоретические основания изучения социальной общности // Социологические исследования. 2010. № 4. С. 3–12. EDN: LTWZVB.
39. Нархов Д.Ю., Нархова Е.Н., Шкурин Д.В. Динамика образовательной активности студенчества под воздействием цифровизации // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 8. С. 147– 188. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-8-147-188
40. Дежина И.Г., Ефимова Г.З. Риски Проекта 5-100: оценки научно-педагогических работников различных поколений // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 3. С. 28–39. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-3-28-39
41. Narkhov D.Yu., Narkhova E.N. & Vishnevsky Yu.R. Resource potential of the community of faculty members in the modernization of the Russian higher education // 4th International Conference on Higher Education Advances (HEAd’18) June 20-22, 2018. Polytechnic University of Valencia (UPV), Spain. P. 707–715. DOI: 10.4995/HEAD18.2018.8560