Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Этика и ИИ-плагиат в академической среде: понимание студентами вопросов соблюдения авторской этики и проблемы плагиата в процессе взаимодействия с генеративным искусственным интеллектом

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-2-31-53

Аннотация

С каждым днём технологии искусственного интеллекта (ИИ) всё больше интегрируются в процесс обучения студентов российских вузов. Высокий уровень качества обратной связи от ИИ-инструментов приводит к распространению среди обучающихся ИИ-плагиата – несанкционированного заимствования материалов генеративного ИИ. Целью работы выступает: а) выделение аспектов, определяющих понимание студентами вопросов соблюдения авторской этики и проблемы плагиата при взаимодействии с генеративным ИИ; б) разработка анкеты с целью определения понимания студентами вопросов соблюдения авторской этики и проблемы ИИ-плагиата; в) проведение онлайн-анкетирования студентов вузов, анализ и обсуждение полученных результатов. В работе выделяется пять аспектов, определяющих понимание студентами вопросов соблюдения авторской этики и проблемы ИИ-плагиата при выполнении учебных заданий и подготовке исследовательских текстов: а) общее понимание студентами вопросов соблюдения авторской этики и проблемы плагиата в академической среде; б) опыт учебного взаимодействия студентов с ИИ-инструментами; в) понимание студентами проблемы ИИ-плагиата и отношение к заимствованию материалов генеративного ИИ; г) действия преподавателя по предупреждению ИИ-плагиата среди студентов; д) политика образовательной организации относительно соблюдения студентами авторской этики и ИИ-плагиата. Для выявления степени понимания студентами вопросов соблюдения авторской этики и проблемы ИИ-плагиата была разработана онлайн-анкета. В опросе приняли участие 1599 студентов из 29 вузов РФ. Результаты показали, что в целом в российском студенческом сообществе плагиат – это широко распространённое социальное явление, многие из видов которого воспринимаются молодёжью как норма академического поведения. Несмотря на относительно высокую осведомлённость студентов в области ИИ-технологий, чрезвычайно редкое использование преподавателями профильных дисциплин ИИ-инструментов в учебном процессе обусловливает на настоящий момент низкий уровень распространения ИИ-плагиата в академической среде. При этом необходимо констатировать отсутствие у обучающихся системного понимания, что именно будет считаться ИИ-плагиатом и как они могут «легально» использовать материалы генеративного ИИ. Важное значение, по мнению студентов, для понимания вопросов соблюдения авторской этики и проблемы ИИ-плагиата будут иметь, с одной стороны, действия преподавателей по разъяснению обучающимся правил использования материалов генеративного ИИ, а с другой – наличие в вузах нормативно-правовой основы, регламентирующей сферу и степень использования студентами ИИ в учебном процессе.

Об авторе

П. В. Сысоев
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Россия

Сысоев Павел Викторович – д-р пед. наук, профессор, начальник управления организации научно-исследовательской деятельности студентов и подготовки научных кадров

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Итинсон К.С. Информатизация медицинского образования: системы искусственного интеллекта в обучении студентов и врачей // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. №3 (32). С. 91–93. DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0021

2. Паршина К.В., Салтыкова Г.М. Современные технологии в обучении студентов направления подготовки «дизайн» // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. №1-1. С. 263–270. DOI: 10.34670/AR.2021.47.77.032

3. Лёвин Б.А., Пискунов А.А., Поляков В.Ю., Савин А.В. Искусственный интеллект в инженерном образовании // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. №7. С. 79–95. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-7-79-95

4. Сысоев П.В. Технологии искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. №3. С. 6–16. EDN: QFMZHW.

5. Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомлённость, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. №10. С. 9–33. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33

6. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угрозы или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. №4. С. 9–22. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22

7. Oravec J.A. Artificial intelligence implications for academic cheating: Expanding the dimensions of responsible human-Al collaboration with ChatGPT and Bard // Journal of Interactive Learning Research. 2023. Vol. 34. No. 2. P. 213– 237. URL: https://philarchive.org/archive/ORAAII (дата обращения: 25.02.23).

8. Cotton D.R.E., Cotton P.A., Shipway J.R. Chatting and cheating: Ensuring academic integrity in the era of ChatGPT // Innovations in Education and Teaching International. 2023. DOI: 10.1080/14703297.2023.2190148

9. Григорьева Н.Г., Опарина Н.М. Проблема формирования ценностей в системе профессионального образования // Высшее образование сегодня. 2012. №4. С. 15–22. EDN: PCIJFP.

10. Сысоева Е.Ю. Рефлексивный анализ имиджобразующих характеристик преподавателя вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. №4 (21). С. 209–213. EDN: YLVFFG.

11. Раздорская И.М., Урусова Т.И., Резцова Т.В., Ульянов В.О. Этические аспекты взаимодействия преподавателей и студентов в процессе обучения // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. №1 (22), С. 53–56. EDN: YXJFUG.

12. Чавтаева Н.Г., Никитина А.С., Лунев А.П. Этика взаимодействия студентов и преподавателей в условиях цифровой трансформации высшей школы // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. №2. С. 17–23. DOI: 10.20339/AM.02-21.017

13. Голунов С.В. Студенческий плагиат как вызов системе высшего образования в России и за рубежом // Вопросы образования. 2010. №3. С. 243–257. EDN: MVJHJV.

14. Савенков А.И. Комитет по этике психолого-педагогических исследований как инструмент борьбы с «академическим мошенничеством» студентов // Hominum. 2022. №4. С. 99–114. EDN: YCDZPM.

15. Малошонок Н.Г., Бекова С.К., Жучкова С.В. Как сохранить качество при росте: практики преодоления негативных последствий массовизации аспирантуры // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. №5. С. 25–45. DOI: 10.31992/0869-3617-202231-5-25-45

16. Затеева Т.Г. Профессиональная этика как детерминанта профессиональной социализации студентов педагогического вуза // Журнал гуманитарных наук. 2016. №14. С. 32–35. EDN: WHSLAL.

17. Неретина Т.Г., Исаева И.Ю. Педагогическая этика будущих учителей как компонент профессиональной характеристики // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. №1. С. 6–11. EDN: YUMQPF.

18. Шевелева А.М. Профессиональная этика преподавателей вуза в представлении студентов // Профессиональные представления. 2020. №1 (12). С. 126–136. EDN: LYFPLZ.

19. Максименко А.А., Дейнека О.С., Духанина Л.Н., Крылова Д.В. Проблемы нормирования этической культуры преподавателей российских университетов // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. №2. С. 9–27. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-9-27

20. Левин В.И. Плагиат, его сущность и борьба с ним // Высшее образование в России. 2018. №1 (219). С. 143–150. EDN: YMVEUV.

21. Меркулова О.П., Даниленко А.С. Психологические предпосылки студенческого плагиата // Высшее образование в России. 2014. №4. С. 114-121. EDN: RZPUBV.

22. Севостьянов Д.А. Плагиат в современном образовании: беда или симптом: // Высшее образование в России. 2017. № 3 (210). С.17–25. EDN: YHQBYH.

23. Murdock T., Stephens J., Grotewiel M. Student Dishonesty in the Face of Assessment: Who, Why, and What We Can Do About It // Handbook of Human and Social Conditions in Assessment, 2016. N.Y.: Routledge. P. 186–203. DOI: 10.4324/9781315749136

24. Waltzer T., Dahl A. Why do students cheat? Perceptions, evaluations, and motivations // Ethics & Behavior. 2023. Vol. 33. No. 2. P. 130– 150. DOI: 10.1080/10508422.2022.2026775

25. Murdock T.B., Anderman E.M. Motivational perspectives on student cheating: Toward an integrated model of academic dishonesty // Educational Psychologist 2006. No. 41 (3). P. 129–145. DOI: 10.1207/S15326985EP4103_1

26. Сысоев П.В., Филатов Е.М. ChatGPT в исследовательской работе студентов: запрещать или обучать? // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. №2. С. 276–301. DOI: 10.20310/1810-0201-2023-28-2-276-301

27. Dembsey J.M. Closing the Grammarly® Gaps: A Study of Claims and Feedback from an Online Grammar Program // The Writing Center Journal. 2017. Vol. 36. No. 1. P. 63–100. URL: http://www.jstor.org/stable/44252638 (дата обращения: 25.02.23).

28. Jayavalan K., Razali A.B. Effectiveness of online grammar checker to improve secondary students’ English narrative essay writing // International Research Journal of Education and Sciences. 2018. Vol. 2 No. 1. P. 1–6. URL: https://www.masree.info/wp-content/uploads/2019/11/IRJES-VOL-2-ISSUE-1-ARTICLE-1.pdf (дата обращения: 25.02.23).

29. Wang J. Brown M.S. Automated Essay Scoring Versus Human Scoring: A Comparative Study // Journal of Technology, Learning, and Assessment. 2007. Vol. 6. No. 2. P. 1–29. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ838612.pdf (дата обращения: 25.02.23).

30. Guo K., Wang D. To resist it or to embrace it? Examining ChatGPT’s potential to support teacher feedback in EFL writing // Education and Information Technologies. 2023. P. 1–29. DOI: 10.1007/s10639-023-12146-0

31. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика развития иноязычных речевых умений студентов на основе практики с чат-ботом // Перспективы науки и образования. 2023. №3 (63). С. 201– 218. DOI: 10.32744/pse.2023.3.13

32. Сысоев П. В., Филатов Е. М. Методика обучения студентов написанию иноязычных творческих работ на основе оценочной обратной связи от искусственного интеллекта // Перспективы науки и образования. 2024. № 1 (67). С. 115–135. DOI: 10.32744/pse.2024.1.6

33. Волченко Л.Ю., Малютин С.А. Роль вуза в вопросах трудоустройства студентов // Известия Байкальского государственного университета. 2019. Т. 29. №2. С. 207–212. DOI: 10.17150/2500-2759.2019.29(2).207-212

34. Сандлер Д.Г., Сущенко А.Д., Кузнецов П.Д., Печенкина Т.Е. Трудоустройство выпускников и его связь с качеством высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. 2018. №22 (3). С. 73–85. DOI: 10.15826/umpa.2018.03.028

35. Ventayen R.J.M. ChatGPT by OpenAI: Students’ Viewpoint on Cheating using Artificial Intelligence-Based Application // SSRN. 2023. February 16. DOI: 10.2139/ssrn.4361548


Рецензия

Просмотров: 3544


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)