Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

История естественных наук как компонент скрытой учебной программы

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-2-132-147

Аннотация

История развития естественных наук интегрирована в образовательный процесс соответствующих дисциплин и может оказывать влияние на формирование личности студента. Содержание и интерпретация исторической составляющей не регламентированы, входят в так называемую скрытую учебную программу. Цель данной работы: проанализировать функции истории в преподавании естественнонаучных дисциплин как компонента скрытой учебной программы по данным литературы и оценить степень их реализации по мнению участников педагогического процесса. На основе литературных данных выделены функции, которые выполняет история в рамках естественных наук. Эмпирический этап: проведён анонимный онлайн-опрос преподавателей и студентов 2-3 курса российских медицинских вузов в 2022 г. (N=325). Анализ полученных данных показал, что, по мнению участников опроса, во-первых, история изучаемой науки является необходимой частью образовательного процесса. Во-вторых, использование исторических фактов во время лекций и занятий выполняет в большей степени познавательные (включая развитие критического мышления), чем воспитательные функции (в том числе, формирование социокультурной идентичности и гражданственности), что можно связать с разной степенью их имплицитности. Итоги опроса студентов из разных регионов оказались сходными. Бóльшая часть респондентов высказалась за унификацию исторической составляющей естественнонаучной дисциплины для всех медицинских вузов России. В практическом смысле результаты данного исследования могут быть использованы при подготовке и повышении квалификации педагогических кадров вузов с целью акцентирования внимания на скрытых компонентах образовательного процесса и актуализации различных контекстов истории естественных наук, а также учитываться при разработке учебной литературы и рабочих программ. Перевод скрытого компонента программы в осознанный позволит интегрировать его в единую образовательную и воспитательную политику.

Об авторах

С. Ю. Крыжановская
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова
Россия

Крыжановская Светлана Юрьевна – канд. мед. наук, доцент кафедры нормальной физиологии

125009, Москва, ул. Моховая, 11, стр. 4

Researcher ID: U-9898-2017



Я. В. Булгакова
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова
Россия

Булгакова Ярослава Викторовна – канд. мед. наук, доцент кафедры нормальной физиологии

125009, Москва, ул. Моховая, 11, стр. 4



А. И. Филипченко
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова
Россия

Филипченко Анна Игоревна – канд. биол. наук, доцент кафедры нормальной физиологии

125009, Москва, ул. Моховая, 11, стр. 4



Список литературы

1. Park S.K., Chen A.M.H., Daugherty K.K., Frankart L.M., Koenig R.A. A Scoping Review of the Hidden Curriculum in Pharmacy Education // American Journal of Pharmaceutical Education. 2023. Vol. 87. No. 3: ajpe8999. Р. 438– 453. DOI: 10.5688/ajpe8999

2. Almairi S.O.A., Sajid M.R., Azouz R., Mohamed R.R., Almairi M., Fadul T. Students’ and Faculty Perspectives Toward the Role and Value of the Hidden Curriculum in Undergraduate Medical Education: a Qualitative Study from Saudi Arabia // Medical Science Educator. 2021. Vol. 31. No. 2. Р. 753–764. DOI: 10.1007/s40670-021-01247-5

3. Yazdani S., Momeni S., Afshar L., Abdolmaleki M. A Comprehensive Model of Hidden Curriculum Management in Medical Education // Journal of Advances in Medical Education and Professionalism. 2019. Vol. 7. No. 3. P. 123–130. DOI: 10.30476/JAMP.2019.45010

4. Zgheib N.K., Dimassi Z., Arawi T., Badr K.F., Sabra R. Effect of Targeted Curricular Reform on the Learning Environment, Student Empathy, and Hidden Curriculum in a Medical School: A 7-Year Longitudinal Study // Journal of Medical Education and Curricular Development. 2020. No. 7: 2382120520953106. DOI: 10.1177/2382120520953106

5. Pourbairamian G., Bigdeli S., Soltani Arabshahi S.K., Yamani N., Sohrabi Z., Ahmadi F., Sandars J. Hidden Curriculum in Medical Residency Programs: A Scoping Review // Journal of Advances in Medical Education and Professionalism. 2022. Vol. 10. No. 2. Р. 69–82. DOI: 10.30476/JAMP.2021.92478.1486

6. Смирнов В.А. Молодёжная политика и воспитательная деятельность в российских университетах: этапы развития и ключевые противоречия // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 9–20. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-9-20

7. Полонников А.А. О миссии гуманитарного обучения в высшей технической школе // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 4. С. 79–91. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-4-79-91

8. Росина Н.Л., Росина М.А. Концепция преподавания истории России в вузе: от проекта к реализации // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 138–148. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-138-148

9. Цветкова И.В. Влияют ли образовательные парадигмы на мотивацию студентов к изучению истории? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 149–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-149-166

10. Kent L., Ward P.J. Investigating the Presence of the History of Medicine in North American Medical Education: Can One of the Medical Humanities Concisely Integrate with Biomedical and Clinical Content with Reference to Clinical Competencies? // Medical Science Educator. 2020. Vol. 30. No. 4. P. 1531–1539. DOI: 10.1007/s40670-020-01074-0

11. Kwon I. The Value of Medical Humanities in Medical Education: Focusing on the History of Medicine // Uisahak. 2022. Vol. 31. No. 3. P. 495–517. DOI: 10.13081/kjmh.2022.31.495

12. Petrou L., Mittelman E., Osibona O. et al. The role of humanities in the medical curriculum: medical students’ perspectives // BMC Medical Education. 2021. No. 21: 179. DOI: 10.1186/s12909-021-02555-5

13. Кузнецов И.С. Детерминанты доверия в высшем образовании // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 12. С. 9–31. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-12-9-31

14. De Sio F., Fangerau H. The Obvious in a Nutshell: Science, Medicine, Knowledge, and History // Ber Wiss. 2019. Sep. 42(2-3). P. 167-185. doi:10.1002/bewi.201900001

15. Siri A., Gazzaniga V., Licata M., Ciliberti R. The Teaching of the History of Medicine in Italy: A Path in Progress // Acta Biomed. 2021. Vol. 92. No. 3: e2021188. DOI: 10.23750/abm.v92i3.9388

16. Суслов А.Ю., Салимгареев М.В., Хамматов Ш.С. Инновационные методы преподавания истории в современном вузе // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 9. С. 70–85. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-9-70-85

17. Гапонцев В.Л., Федоров В.А., Дорожкин Е.М. Взгляд на проблему общего кризиса образования через призму опыта истории науки. Часть II. Структура содержания общего образования // Образование и наука. 2021. T. 23. № 1. C. 11–43. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-11-43

18. Bârsu C. History of Medicine between Tradition and Modernity // Clujul Medical. 2017. Vol. 90. No 2. P. 243–245. DOI: 10.15386/cjmed-794

19. Daher Y., Austin E.T., Munter B.T., Murphy L., Gray K. The History of Medical Education: A Commentary on Race // Journal of Osteopathic Medicine. 2021. Vol. 121. No. 2. P. 163–170. DOI: 10.1515/jom-2020-0212

20. Озерина А.А., Ульянина О.А. Особенности социокультурной идентичности современного студента // Образование и наука. 2023. Т. 25. № 2. С. 164–190. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-2-164-190

21. Токарева Е.А. Вопросы культурной и гражданской идентичности в современном историческом образовании // Вестник МГПУ. Серия: Исторические науки. 2021. T. 43. № 3. C. 109–120. DOI: 25688/20-76-9105.2021.43.3.8

22. Cruess S.R., Cruess R.L., Steinert Y. Supporting the Development of a Professional Identity: General Principles // Med Teach. 2019. Vol. 41. No. 6. P. 641–649. DOI: 10.1080/0142159X.2018.1536260

23. Afshar L., Yazdani S., Sadeghi Avval Shahr H. Professional Identity of Medical Students: Proposing a Meta Static Structural Model // Journal of Advances in Medical Education and Professionalism. 2021. Vol. 9. No. 4. P. 211–220. DOI: 10.30476/JAMP.2021.89121.1364.

24. Савельева И.М. Вторжение «исторической памяти» в предметную область исторической науки исходно было связано с возникшей общественной потребностью в фиксации групповых воспоминаний второй половины ХХ в. // Историческая экспертиза. 2021. T. 26. № 1. C. 259–271. DOI: 10.31754/2409-6105-2021-1-259-271

25. Armocida E, Nicoli Aldini N, Bussolati O. How Do Students Approach the Study of the History of Medicine? Some Considerations After the Final Exams at the First Year and Fourth Year // Acta Biomed. 2021. Vol. 92. No. 2. DOI: 10.23750/abm.v92i2.11306

26. Санина А., Закарян А., Обидовский О. Государственная идентичность выпускников экономических и гуманитарных вузов СанктПетербурга // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 217–240. DOI: 10.17323/1814-9545-2012-3-217-240

27. Парма Р.В. Продвижение патриотической повестки в социальных медиа среди российской студенческой молодёжи // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 1. С. 44–67. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-1-44-67

28. Sadeghi Avval Shahr H., Yazdani S., Afshar L. Professional Socialization: An Analytical Definition // J Med Ethics Hist Med. 2019. Vol. 17. DOI: 10.18502/jmehm.v12i17.2016


Рецензия

Просмотров: 347


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)