Дополнительное профессиональное образование научно-педагогических работников: возможности и проблемы реализации
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-3-9-27
Аннотация
В статье рассматривается проблема вовлечённости научно-педагогических работников (НПР) вузов в систему непрерывного образования. Предметом исследования выступают возможности и проблемы дополнительного профессионального образования (ДПО) НПР российских вузов. На материалах статистики и анализа документов (программ развития университетов, положений о повышении квалификации) изучены объективные аспекты функционирования вузовской системы ДПО. Субъективные аспекты получения НПР дополнительного образования выявлены на основе материалов полуструктурированных интервью с представителями вузов Уральского федерального округа. Проанализированы мотивация на получение ДПО, потребности в конкретном содержании и видах обучения, финансировании, организационных условиях. Раскрыты ключевые проблемы академического сегмента вузовской системы ДПО: сокращение объёма государственного финансирования затрат вузов на обучение НПР по программам ДПО; коммерциализация вузовской системы дополнительного профессионального образования; отсутствие гарантированного качества и разнообразия программ ДПО для НПР; неудовлетворительные организационные условия повышения квалификации НПР вузов; негибкость системы непрерывного образования в плане учёта результатов обучения НПР. В практическом смысле выявленные проблемы служат направлениями изменений государственной и внутривузовской политики профессионального развития НПР в условиях реализации программ развития высшего образования.
Ключевые слова
Об авторах
П. А. АмбароваРоссия
Амбарова Полина Анатольевна – д-р социол. наук, проф.
620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19
Г. Е. Зборовский
Россия
Зборовский Гарольд Ефимович – д-р филос. наук, профессор-исследователь
620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19
Список литературы
1. Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в современном контексте. М.: Юрайт, 2023. 200 с. ISBN: 978-5-534-08241-8.
2. Коршунов И.А., Гапонова О.С., Пешкова В.М. Век живи – век учись: непрерывное образование в России. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 310 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1779-6
3. Lindqvist M.H., Mozelius P., Jaldemark J., Innes M.C. Higher education transformation towards lifelong learning in a digital era – a scoping literature review // International Journal of Lifelong Education. 2024. Vol. 43. No. 1. P. 24–38. DOI: 10.1080/02601370.2023.2279047
4. Friedman A.L. Continuing professional development as lifelong learning and education // International Journal of Lifelong Education. 2023. Vol. 42. No. 6. P. 588–602. DOI: 10.1080/02601370.2023.2267770
5. Aspin D.N., Chapman J.D. Lifelong learning: concepts and conceptions // International Journal of lifelong education. 2021. Vol. 19. No. 1. P. 2–19. DOI: 10.1080/026013700293421
6. Khusainova F.T. Lifelong learning concept as a way of life // European Chemical Bulletin. 2023. Vol. 12. No. 9. P. 493–513. DOI: 10.48047/ecb/2023.12.9.47
7. Egetenmeyer R., Boffo V., Kröner S. International and Comparative Studies in Adult and Continuing Education. Firenze: Firenze University Press, 2020. 240 p. DOI: 10.36253/978-88-5518-154-9
8. Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф., Шевченко В.Я. Научно-образовательная панорама модернизации подготовки педагогов непрерывного профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 1. С. 63–81. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-1-63-81
9. Авраамова Е.М., Каравай А.В., Клячко Т.Л., Логинов Д.М. Мониторинг дополнительного профессионального образования в России. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. 96 с. ISBN: 978-5-7749-1122-6.
10. Sós T. The European Dimensions of Vocational Training // Acta Technologica Dubnicae. 2015. Vol. 5. No. 3. P. 24–47. DOI: 10.1515/atd-2015-0069
11. Karakoc B. Views of Academic Staff in Universities on Lifelong Learning and Adult Education // Asian Journal of Education and Training. 2023. Vol. 7. No. 3. P. 195–203. DOI: 10.20448/journal.522.2021.73.195.203
12. Ирхина И.В., Кравец А.О. Анализ современных моделей дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров в университетах // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2022. Т. 41. № 3. С. 496–508. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-3-496-508
13. Исаева Т.Е. Необходимость модернизации системы повышения квалификации преподавателей технических университетов // Концепт. 2015. Т. 13. С. 1696–1700. URL: https://ekoncept.ru/2015/85340.htm (дата обращения: 16.02.2024).
14. Полякова Т.Ю., Приходько В.М. Компетенции преподавателя технического вуза // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 61–78. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-7-61-78
15. Sokolova I. Professional development of medical university academic staff: experience of learning platform moodle-cloud application // Continuing professional education: theory and practice (Series: Pedagogical sciences). 2019. № 3 (60). P. 29–37. DOI: 10.28925/1609-8595.2019.3.2937
16. Нотова С.В., Подосенова И.А. Система ДПО как основа непрерывного профессионального образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9. С. 134–143. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-134-143
17. Жбанников П.С., Горохов В.И. Современные подходы к непрерывному профессиональному образованию специалистов в медицинском вузе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 149–157. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-149-157
18. Будзинская О.В., Шейнбаум В.С. Институциональное обеспечение непрерывного инженерного образования // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 30–46. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-10-30-46
19. Широколобова А.Г., Ларионова Ю.С., Ачкасова О.Г., Широколобов Г.В. Формирование цифровых компетенций педагогов в процессе повышения квалификации в условиях цифровой трансформации образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2022. Т. 6. № 3. С. 189–197. DOI: 10.21603/2542-1840-2022-6-3-189-197
20. Французская Е.О., Дерюшева В.Н. Подготовка преподавателя вуза к реализации образовательных программ нелингвистического профиля на английском языке // Высшее образование в России. 2016. № 10. С. 162–168. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/viewFile/875/796 (дата обращения: 16.02.2024).
21. Чичерина Н.В., Зайцевская А.А. Модульно-накопительная система повышения квалификации сотрудников университета // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 34–41. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/449/399?locale=ru_RU (дата обращения: 16.02.2024).
22. Коряковцева О.А. Модернизация системы профессионального развития научно-педагогических работников в условиях вуза // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 6. С. 8–17. DOI: 10.20323/1813-145X_2023_6_135_8
23. Морозова О.П. Система дополнительного профессионального образования как фактор личностно-профессионального развития вузовского педагога // Экономика. Профессия. Бизнес. 2016. № 10. URL: http://journal.asu.ru/ec/article/view/1367 (дата обращения: 16.02.2024).
24. Стародубцев В.А., Исаева Е.В. Повышение квалификации НПР: персонализация профессионального развития // Высшее образование в России. 2017. № 1. С. 93–98. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/928/849?locale=ru_ RU (дата обращения: 16.02.2024).
25. Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д., Сорокин П.С., Абанкина И.В. и др. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? М.: НИУ ВШЭ, 2019. 284 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1995-0
26. Бондаренко Н.В., Варламова Т.А., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы образования: 2023: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 432 с. URL: https://issek.hse.ru/news/819337223.html (дата обращения: 16.02.2024).
27. Стребков С.Г. Роль норматива подушевого финансирования в управлении ценообразованием образовательных услуг вуза // Вопросы управления. 2020. № 4. С. 55–70. DOI: 10.22394/2304-3369-2020-4-55-70
28. Шеховцов В.В., Плотников А.С., Фетисова О.В. Дополнительное профессиональное образование слушателей в ходе реализации федеральных проектов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 4. С. 119–126. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-4-119-126
29. Коршунов И.А., Ширкова Н.Н., Сжёнов Е.С., Ефремов И.А., Чахоян Г.А. Управленческие практики и результативность вузов в реализации непрерывного образования // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 1. С. 9–34. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-32-1-9-34
30. Келлер А.В., Коршунов И.А., Ширкова Н.Н., Суворов Г.Н., Сжёнов Е.С., Шадрин С.С., Орехов А.А. Дополнительное профессиональное образование в университетах: состояние и стратегия интеграции с научными исследованиями // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 11. С. 9–36. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-11-9-36
31. Дежина И.Г. Дополнительное профессиональное образование для развития перспективных технологий: вклад вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5. С. 22–31. DOI: 10.15826/umpa.2018.05.046