Концепт «студенческий опыт» с позиции философской антропологии и психологии развития
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-3-28-48
Аннотация
Актуальная тема исследований высшего образования сегодня – изучение студенческого опыта. Предполагается, что знание образовательных установок, степени вовлечённости студентов в учебные и внеучебные активности, удовлетворённости качеством предлагаемых курсов или практик и т. д. помогает сохранять контингент, модернизировать образовательные программы, сервисы университетского кампуса и др.
В исследовании представлен новый концепт студенческого опыта, соответствующий ключевой позиции университета как института развития человека и общества. Методы исследования – концептуальный анализ и концептуальное конструирование. Представления о «студенческом опыте» и необходимости исследования отдельных его компонентов определяются моделью отношений между университетом и студентами. В настоящее время университеты широко применяют «инструкторскую» и «консьюмеристскую» модели, тестируются и новые модели, такие как «со-творческая» или «модель трансформирующего обучения».
В статье рассматривается «антропная» модель отношений между университетом и студентами, которая 1) отражает цивилизационную миссию университета; 2) основана на философско-антропологических представлениях о становлении индивидуального человека как «пути», на котором он открывает для себя новые действительности («горизонты») личностного и профессионального существования; 3) задаёт новое направление исследований студенческого опыта.
Предлагается новый концепт студенческого опыта, соотнесённый с «антропной» моделью отношений между университетом и студентами. Значимыми компонентами такого опыта являются: «встречи с иными» – носителями нового (для студента) самоопределения, мышления, мировоззрения, образа действий; «сдвиг горизонта» – открытие новых смыслов, предметностей, трансформация сознания (изменение его схематизмов и категорий); освоение нового жизненного мира; преодоление наличного (способов и шаблонов мышления и действия, личностных ограничений) и построение себя нового; рефлексия своего пути и «сборка себя» через личную историю.
Данный концепт студенческого опыта позволит строить образовательные практики, адекватные запросам активных студентов, ориентированных на сложный образовательный опыт – путь открытий и трансформаций сознания и мышления
Об авторах
В. С. ЕфимовРоссия
Ефимов Валерий Сергеевич – канд. физ.-мат. наук, доцент, директор Центра стратегических исследований и разработок
Scopus Author ID: 57198810669
660041, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
А. В. Лаптева
Россия
Лаптева Алла Владимировна – специалист Центра стратегических исследований и разработок
Scopus Author ID: 57198802298
660041, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
Список литературы
1. Klemenčič M., Ashwin P. Teaching and Learning: An Overview of the Thematic Section [Overview Paper]. // Curaj A., Matei L., Pricopie R., Salmi J., Scott P. (eds). The European Higher Education Area: Between Critical Reflections and Future Policies. Springer International Publishing, 2015. Pp. 315–324. DOI: 10.1007/978-3-319-20877-0_21
2. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути: М. Пруст. «В поисках утраченного времени». СПб: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института; Журнал «Нева», 1997. 572 с. URL: https://studall.org/all-158768.html (дата обращения: 14.03.2024).
3. Ефимов В.С., Лаптева А.В., Вязников В.Н. Красноярский образовательный феномен. Психолого-педагогический факультет КГУ: история, люди, смыслы. М.: ООО «МАКС Пресс», 2022. 712 с. DOI: 10.29003/m2630.978-5-317-06772-4
4. Buckley P., Lee P. The impact of extra-curricular activity on the student experience // Active Learning in Higher Education. 2021. Vol. 22. No. 1. Pp. 37–48. DOI: 10.1177/1469787418808988
5. Малошонок Н.Г., Щеглова И.А. Модели организации обучения студентов в университете: основные представления, преимущества и ограничения // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. С. 107– 120. DOI: 10.15826/umpa.2020.02.017
6. Корнеенко Т.Н., Щеглова И.А. Оценка образовательного опыта студентов как инструмент принятия управленческих решений в университете // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 3. С. 82–99. DOI 10.15826/umpa.2021.03.029
7. Зинченко А.П. Учебный план и траектория становления человека // Кентавр. 1996. № 2. С. 50–55. URL: https://www.kentavr.mathedu.ru/text/kentavr_1996_2/p51/ (дата обращения: 14.03.2024).
8. Крокинская О.К., Трапицын С.Ю. Студент как «потребитель образования»: содержание категории // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 65–75. EDN: UDQZXR.
9. Балясин М.А., Карвальо Л., Михут Дж. Опыт обучающихся: исследование-опрос как новый подход к оценке программ Erasmus Mundus // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 110–134. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-110-134
10. Лызь Н.А., Голубева Е.В., Истратова О.Н. Образовательный опыт студентов: концептуализация и разработка инструмента оценки качества образования // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2022. № 3. С. 67–98. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-3-67-98
11. Lomas L. Are students customers? Perceptions of academic staff // Quality in Higher Education. 2007. Vol. 13. No. 1. Pp. 31–44. DOI: 10.1080/13538320701272714
12. McMillan J., Cheney G. The student as consumer: The implications and limitations of a metaphor // Communication Education. 1996. Vol. 45. No. 1. Pp. 1–15. DOI: 10.1080/03634529609379028
13. McCulloch A. The student as co-producer: learning from public administration about the student–university relationship // Studies in Higher Education. 2009. Vol. 34. No. 2. Pp. 171– 183. DOI: 10.1080/03075070802562857
14. Эшвин П. Может ли университетское образование изменить человека? // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 21–34. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-21-34
15. Mezirow J. Transformative learning theory // K. Illeris (Ed.), Contemporary theories of learning: Learning theorists ... in their own words (2nd ed., pp. 114–128). Routledge. 2018. DOI: 10.4324/9781315147277
16. Hoggan C.D. Transformative Learning as a Metatheory: Definition, Criteria, and Typology // Adult Education Quarterly. 2016. Vol. 66. Iss. 1. Pp. 57–75. DOI: 10.1177/0741713615611216
17. O’Sullivan E., Morrell A., O’Connor M. (eds.). Expanding the boundaries of transformative learning: Essays on theory and praxis. New York, NY, Palgrave. 2002. 280 p. DOI: 10.1007/978-1-349-63550-4
18. Christie M., Carey M., Robertson A., Grainger P. Putting transformative learning theory into practice // Australian Journal of Adult Learning. 2015. Vol. 55. No. 1. Pp. 9–30. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1059138.pdf (дата обращения: 14.03.2024).
19. Ньюмен Дж.Г. Идея Университета / пер. с англ. С.Б. Бенедиктова; под общ. ред. М.А. Гусаковского. Минск: БГУ, 2006. 208 с. URL: https:// elib.bsu.by/bitstream/123456789/4525/1/Ньюмен.pdf (дата обращения: 14.03.2024).
20. Ясперс К. Идея университета / пер. с нем. Т.В. Тягуновой; ред. перевода О.Н. Шпарага; под общ. ред. М.А. Гусаковского. Минск: БГУ, 2006. 159 с. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/4530/1/Ясперс.pdf (дата обращения: 14.03.2024).
21. Рыбаков С.К. Аскетика как маршрутная карта жизненного пути // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2019. Т. 21. № 65. С. 79–84. EDN: NMBNSG.
22. Пятигорский А.М. Философия одного переулка. М.: Прогресс, 1992. 160 с. URL: https://vtoraya-literatura.com/pdf/pyatigorsky_filosofiya_odnogo_pereulka_1989_text.pdf (дата обращения: 14.03.2024).
23. Генисаретский О.И. Навигатор: методологические расширения и продолжения М.: Путь, 2001. 526 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000954101 (дата обращения: 14.03.2024).
24. Генисаретский О.И. Культурно-антропологическая перспектива. М: Русский институт, 1995. 215 с. URL: http://old.russ.ru/antolog/inoe/genis.htm (дата обращения: 14.03.2024).
25. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М.: Тривола, 1994. 168 с. URL: https://psychlib.ru/mgppu/EVp-1994/EVP-001.HTM#$p1 (дата обращения: 14.03.2024).
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с. URL: http://www.nicevt.ru/wp-content/uploads/2019/10/rubinshteynosnovu_obzhey_psc.pdf (дата обращения: 14.03.2024).
27. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с. URL: http://www.dou4sun.ru/files/File/biblioteka_ananiev-manreflection.pdf (дата обращения: 14.03.2024).
28. Hogan D.P. The variable order of events in the life course // American Sociological Review. 1978. Vol. 43. Pp. 573–586. DOI: 10.2307/2094780
29. Müller W. Bildung und Mobilitätsprozeß – Eine Anwendung der Pfadanalyse. Zeitschrift für Soziologie. 1972. No. 1. S. 65–84. DOI: 10.1515/zfsoz-1972-0106
30. Тыканова Е.В., Хохлова А.М. Основные понятия и подходы в социологическом изучении жизненных путей // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2016. Вып. 3. С. 4–19. DOI: 10.21638/11701/spbu12.2016.301
31. Блоссфельд Х.-П., Хьюнинк И. Исследования жизненных путей в социальных науках: темы, концепции, методы и проблемы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. IX. № 1 (34). С. 15–43. URL: http://jourssa.ru/files/volumes/2006_1/Blossfeld_Huinink_2006_1.pdf (дата обращения: 14.03.2024).
32. Щедровицкий П.Г. Критика педагогического разума. Работы 1985–2004 годов. М.: Политическая энциклопедия, 2021. 551 с. URL: https://rosspen.su/kritika-pedagogicheskogorazuma-raboty-19852004-godov/ (дата обращения: 14.03.2024).
33. Ковалева Т.М. Тьюторство как антропопрактика // Человек.RU. 2016. № 11. С. 71–81. EDN: VVIOTB.
34. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Университет 4.0: философско-методологический анализ // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 1. С. 16–29. DOI: 10.15826/umpa.2017.01
35. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / 2-е изд. М.: Изд-во Юрайт, 2018. 204 с. EDN: ZGNHXN.