Роль академической этики в профессиональных взаимоотношениях преподавателей университета
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-3-64-83
Аннотация
Предметом исследования настоящей работы является академическая этика в профессиональных взаимоотношениях преподавателей университета. Итоговые результаты представлены на основании проведённых глубинных интервью с представителями профессорско-преподавательского состава российских университетов (N=35). Цель работы – показать, каким образом академическая этика как ценностно-нормативный феномен поддерживает профессиональные взаимоотношения преподавателей в вузе и формирует определённые ценностные установки, обеспечивающие эффективность научно-образовательного процесса и поддержание академического статуса университета. При такой трактовке акценты сделаны на выявлении созидательного потенциала академической этики, её влиянии на научно-образовательный процесс в университете в части профессионального взаимодействия основных его субъектов. Дана оценка структуре и содержанию академической этики. Установлено, что академическая этика, являясь элементом академизма в системе высшего образования, оказывает влияние на формирование ценностно-нормативных установок уважения, признания, консолидации усилий преподавателей для достижения цели «общего дела». Показано, что «общее дело» по подготовке будущих профессионалов и их воспитанию становится эффективным только при соблюдении ценностно-нормативных установок академической этики. Кроме того, выявлено значение данного феномена для стратегического развития университета и одновременно сохранения традиций академизма. Также в статье обобщены оценки состояния академической этики в университетах, сформулированные информантами. В таких оценках преобладает ценностно-смысловая рефлексия, позволяющая идентифицировать академическую этику как фактор эффективного профессионального взаимодействия субъектов образовательного процесса для достижения совместных целей по формированию их ценностного мира и профессиональных компетенций.
Ключевые слова
Об авторе
Е. А. ПоповРоссия
Попов Евгений Александрович – д-р филос. наук, профессор кафедры социологии и конфликтологии
656049, Барнаул, пр. Ленина, 61
Список литературы
1. Pedraja-Rejas L., Rodríguez-Ponce E., Labraсa J. What do we know about academic culture? A review of the concept in the field of higher education studies // Educação e Pesquisa. 2022. № 48(1). Р. 1–20. DOI: 10.1590/s1678-463420-2248240831eng
2. Mendoza P., Berger J.B. Academic Capitalism and Academic Culture: a Case Study // Education Policy Analysis Archives. 2008. Vol. 16. No. 23. Р. 1–24. DOI: 10.14507/epaa.v16n23.2008
3. Allen J., Van der Velden R. The Flexible Professional in the Knowledge Society. Vol. 35. Dordrecht: Springer, 2011. 160 р. ISBN : 978-94-007-1352-9.
4. Álvarez R.V. et al. Aproximación a la cultura de un centro Universitario // Revista de Educaciуn (Madrid). 2008. Vol. 346. Р. 139–166. ISSN 0034-8082.
5. Ерохина Е.Л. Академическая культура субъектов исследовательского обучения. Автореф … дисс. д-ра пед.наук. М., 2015. 49 с. EDN: ZPREUX.
6. Кабахидзе Е.Л. Конфликтогенность и академическая культура университета // Манускрипт. 2021. Т. 14. Вып. 8. С. 1637–1641. DOI: 10.30853/mns210303
7. Левин В.И. Проблемы академической этики и российская наука // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2019. № 2(24). С. 89–100. EDN: FFAQLI.
8. Дремова О.В., Бекова С.К. Этические кодексы в университетах: что и как они регулируют? // Образовательная политика. 2021. № 1 (85). С. 88–99. DOI:10.22394/2078-838Х-2021-1-88-98
9. McCabe D.L., Treviño L.K., Butterfield K.D. Cheating in Academic Institutions: A Decade of Research // Ethics and Behavior. 2001. Vol. 11. P. 219–232. DOI:10.1207/S15327019EB1103_2
10. Алексеева Д.А., Данилов В.Н. Проблема плагиата в контексте академической этики // Философия науки и техники. 2020. Т. 25. № 1. С. 52–64. DOI: 10.21146/2413-9084-2020-25-1-52-64
11. Еременко Т.В. Актуальные вопросы формирования академической этики студентов в процессе работы с информацией: по материалам экспертного опроса // Социология науки и технологий. 2021. Том 12. № 3. С. 152–170. DOI: 10.24412/2079-0910-2021-3-152-170
12. Прокофьев А.В. Этика профессора и идея академического гражданства // Ведомости прикладной этики. 2020. Вып. 55. С. 20–41. EDN: CDFKWT.
13. Гегер А.Э., Ляшко С.В., Клюев А.В., Саганенко Г.И. Стратегии протеста в условиях развивающегося академического капитализма // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. No 8-9. С. 27–40. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-27-40
14. Никольский В.С. Философские основания академической свободы. Автореф. дисс…д-ра филос. наук. М.: Московский государственный индустриальный университет, 2011. 46 с. EDN: QHIXWD.
15. Никольский В.С. «Академическая свобода» как язык самоописания университета // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 73– 78. EDN: PVJWQB.
16. Böhm-Carrer F., Lucero A.E. La alfabetizaciуn universitaria y el contacto con las fuentes de información, claves para el aprendizaje en la Universidad // Revista Electrónica Educare. 2018. Vol. 22. №. 2. Р. 259–285. DOI: 10.15359/ ree.22-2.15
17. Sarmadi M.R., Ziba N. Academic culture and its role in knowledge management in higher education system // International Journal of Environmental and Science Education. 2017. Vol. 12. № 5. Р. 1427–1434. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1278223.pdf (дата обращения: 20.01.2024).
18. Саввина О.В. Академическая этика: общие принципы и прикладные аспекты. Автореф. дисс. канд. филос. наук: 09.00.05. М., 2011. 24 с. EDN: ZOJXCL.
19. Basir S.A., Davies J. et al. The influence of academic culture on quality management system ISO 9001 maintenance within Malaysian universities // Journal of Higher Education Policy and Management. 2017. Vol. 39. No. 3. Р. 320–340. DOI:10.1080/1360080X.2017.1298199
20. Артемьева Т.В. Академическая культура как теоретическая проблема и практическая задача // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 1. С. 34–36. EDN: QIVSER.
21. Белозерова Н.В. Понятие «академическая культура» в современных условиях высшей школы // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2021. № 1(50). С. 8–12. EDN: WGYTYN.
22. De George R.T. Ethics, Academic Freedom and Academic Tenure // Journal of Academic Ethics. 2003. Vol. 1. Р. 11–25. DOI: 10.1023/A:1025421706331
23. Панищев А.Л. Границы толерантности в научной этике, или слово об академической и духовной ответственности // Вопросы культурологии. 2011. № 3. С. 93–97. EDN: NDGYSF.
24. Бурдье П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений // Socio-Logos’96. Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии Российской Академии наук. М.: Socio-Logos, 1996. С. 8–31. ISBN 5-87637-022-3.
25. Прокофьев А.В. Академическая этика как этика «высокой» профессии: уточнённая локализация проблем // Ведомости прикладной этики. 2012. № 40. С. 126–140. EDN: RNKJMX.
26. Макарова М.Н. Академическая этика за рубежом и в России: как предотвратить студенческие нарушения в вузах? Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2021. 256 с. EDN: TWOCCY.
27. Sundar S.S. Academic Ethics: Teaching Profession and Teacher Professionalism in Higher Education Settings // Journal of Academic Ethics. 2018. Vol. 16(6). DOI: 10.1007/s10805-018-9313-6
28. Губанов Н.И., Губанов Н.Н., Шорикова Е.С. Виды академического мошенничества и его причины // Философия и общество. 2021. № 2 (99). С. 5–22. DOI: 10.30884/jfio/2021.02.01
29. Макарова М.Н., Вахрушев Р.В. Коррупция в высшем образовании и академическая этика // Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 55–62. EDN: TEJQID.
30. Александрова А.М. Готовность социального климата российских вузов к усвоению норм академической этики // Вестник экспериментального образования. 2018. № 4 (17). С. 63–67. EDN: YPTJPF.
31. Williams G. Brave New University // College English. 1999. Vol. 61. P. 742–751. DOI: 10.2307/378955
32. Slaughter S. Professional Values and the Allure of the Market // Academe. 2001. Vol. 87. No. 5. Р. 22–26. DOI: 10.2307/40252059
33. Викторук Е.Н. Этика науки: практикоприкладной модус // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С. 149–155. EDN: RAERGZ.
34. Thompson C.S. The construct of “respect” in Teacher-Student relationships: exploring dimensions of ethics of care and sustainable Development // Home. 2018. Vol. 17. No. 3. Р. 66–71. DOI: 10.12806/V17/I3/R3
35. Macfarlane B. Intellectual Leadership in Higher Education: Renewing the Role of the University Professor. New York: Routledge, 2012. 176 p. DOI: 10.4324/9780203817490
36. Macfarlane B. The Academic Citizen: The Virtue of Service in University Life. London: Routledge, 2007. 201 p. DOI: 10.4324/9780203003442
37. Прокофьев А.В. Академическая этика Эдварда Шилза // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2021. № 1 (37). С. 36–55. DOI: 10.22405/2304-4772-2021-1-1-36-55
38. Скворцов А. Академическая этика в пограничной ситуации: есть ли надежда на спасение? // Ведомости прикладной этики. 2020. Вып. 55. С. 42–52. EDN: RJJQTL.
39. Colby A., Cohlberg L. The Measurement of Moral Judgment. Cambridge: University Press, 2011. 408 р. ISBN: 0521169100.