Гибкие навыки: рейтинг в оценке предпринимателей и участие вузов в их формировании
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-3-126-140
Аннотация
Вопросы формирования и развития гибких навыков не теряют как практической, так и научной актуальности в последние годы. Владение данными навыками обеспечивает конкурентоспособность субъекта на рынке труда. Особую роль играет формирование гибких навыков у предпринимателей, позволяющими им, предпринимателям, быть адаптивными к изменениям, результативно взаимодействовать с внутренней и внешней средой бизнеса, находить нестандартные решения в сложных ситуациях, повышая тем самым эффективность и конкурентоспособность собственного бизнеса.
Целью настоящего исследования является составление рейтинга гибких навыков в оценке действующих предпринимателей и выявление степени участия высших учебных заведений в их формировании. Данные получены эмпирическим путём в результате исследования 360 предпринимателей. Они показывают значение формирования гибких навыков и в большинстве случаев их недостаточное развитие. В работе представлены результаты опроса, демонстрирующие долю предпринимателей, сформировавших тот или иной навык в процессе самообразования (19–38%), а также доли предпринимателей, получивших образование в вузе (0–22%), либо на программах дополнительного образования в иных организациях (1–13%). Исследование показало, что от 33 до 73% опрошенных предпринимателей не обучались гибким навыкам. К наиболее важным навыкам для своей деятельности предприниматели отнесли управление коммуникациями (мнение 76% опрошенных) и принятие решений (73%), к наиболее развитым – принятие решений (30%) и клиентоориентированность (28%). В работе даны рекомендации вузам в части увеличения своего присутствия на рынке дополнительного образования с целью формирования гибких навыков у предпринимателей как фактора повышения их конкурентоспособности.
Ключевые слова
Об авторах
М. А. ЛукашенкоРоссия
Лукашенко Марианна Анатольевна – д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой «Корпоративная культура»
105318, г. Москва, Измайловский вал, 2
Е. В. Алексеева
Россия
Алексеева Елена Валентиновна – старший преподаватель кафедры «Предпринимательство и конкуренция», руководитель Студии предпринимательства Университета «Синергия»
105318, г. Москва, Измайловский вал, 2
Список литературы
1. Рубин Ю.Б. Предпринимательский селфменеджмент // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 4 (64). С. 104–115. EDN: ZSMWLB.
2. Степанова Л.Н., Зеер Э.Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 8. С. 65–89. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-8-65-89
3. Хижная А.В., Быстрова Н.В., Шарыгина Е.Н. Развитие soft skills («гибких навыков») для успешной карьеры выпускников вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 261–264. EDN: MUXTLC.
4. Сорокопуд Ю.В., Амчиславская Е.Ю., Ярославцева А.В. Soft Skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 194–196. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-186-194-196
5. Предпринимательское образование в России и за рубежом: под ред. Ю.Б. Рубина. М.: Синергия пресс, 2015. 386 с. ISBN 978-5-4257-0234-0.
6. Рубин Ю.Б., Можжухин Д.П. Высшее предпринимательское образование: ориентиры становления и смягчения ограничений // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 11. С. 106–121. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-11-106-121
7. Рубин Ю.Б. О проекте профессионального стандарта «Предприниматель (специалист по решению предпринимательских задач)» // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 1 (85). С. 5–28. DOI: 10.37791/2687-0657-2022-16-1-5-28
8. Рубин Ю.Б., Можжухин Д.П. Реализация компетентностно-ориентированного подхода в процессе формирования образовательных программ по предпринимательству // Педагогика. 2017. № 6. С. 71–80. EDN: ZHAXHH.
9. Рубин Ю.Б., Леднев М.В., Можжухин Д.П. Матрица компетенций как инструмент обучения предпринимательству в бакалавриате // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С. 16–28. EDN: YSYXNH.
10. Saunders L., Bajjaly S. Direct instruction of inter- and intrapersonal skills for business education // Journal of Education for Business. Nov/Dec 2022. Vol. 97. No. 8. P. 513–520. DOI: 10.1080/08832323.2021.1997884
11. Ramos-Monge E., Fox P., Garcia-Piquer A. Addressing soft skill gaps in the digital employment market: the case of Spanish students in a technology-based university // Education + Training. 65 (4) Oct. 2023. DOI: 10.1108/ET-04-2023-0165
12. Hungwei Tseng, Xiang Yi, Hsin-Te Yeh. Learning-related soft skills among online business students in higher education: Grade level and managerial role differences in self-regulation, motivation, and social skill // Computers in Human Behavior. Vol. 95, June 2019. P. 179–186. DOI: 10.1016/j.chb.2018.11.035
13. Caeiro-Rodríguez, М., Manso-Vázquez, М. et al. Teaching Soft Skills in Engineering Education: An European Perspective // IEEE Access. 2021. DOI: 10.1109/ACCESS.2021.3059516
14. Cinque M. ‘Lost in translation’. Soft skills development in European countries // Tuning Journal for Higher Education. 2016. Vol. 3. No. 2. P. 389. DOI: 10.18543/TJHE-3(2)-2016PP389-427
15. Гребнев Л.С., Кирабаев Н.С., Шейнбаум В.С., Зборовский Г.Е., Лукашенко М.А. «Высшее образование в России»: 30 лет научной рефлексии (круглый стол) // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 12. С. 150–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-12-150-166
16. Шафранов-Куцев Г.Ф., Черкашов Е.М. Ориентация молодёжи на конкуренцию и предпринимательство // Социологические исследования. 2020. № 4. С. 117–123. DOI: 10.31857/S013216250009174-4
17. Лукашенко М.А., Добровольская Т.Ю. Обучение предпринимательским коммуникациям на образовательных платформах: российская и зарубежная практика // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 1. С. 90–107. DOI: 10.37791/2687-0649-2022-16-1-90-107