Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

«Воспитание чувства долга и ответственности перед обществом»: специфика подхода «Oбучение служением» в Китае

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-3-141-161

Аннотация

Дискуссии о гражданском образовании и воспитании молодёжи продолжают оставаться в фокусе внимания исследователей. В российском высшем образовании мы наблюдаем активизацию молодёжной политики, а также внедрение новых мировоззренческих дисциплин и модулей. В этой связи интересен опыт тех зарубежных стран, которые так же, как и Россия, стоят перед задачами формирования национального самосознания, гражданственности, солидарности, сохранения традиционных ценностей. К таким странам мы относим прежде всего Китайскую народную республику. Однако вопросам развития гражданского образования в КНР не уделено достаточного внимания в академических публикациях. Это особенно заметно на примере педагогического подхода «Обучение служением».
В результате исследования удалось вскрыть влияние культурно-исторического контекста на гражданское образование в Китае, а также выявить специфику реализации обучения служением в различных регионах страны. Китай, во-первых, стоит перед необходимостью противостояния влиянию глобализации, формирования национального самосознания и сохранения самобытной культуры, а во-вторых, испытывает потребность в сплочении общества, материкового Китая и специальных административных районов (САР). Исследование показало, что гражданское образование в целом и обучение служением в частности в значительной мере зависят от культурно-исторического контекста. Развитие страны, эволюция системы образования, социально-экономическая дифференциация между различными регионами Китая оказывают существенное влияние на специфику обучения служением.

Об авторах

А. Д. Галкина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Галкина Анна Дмитриевна – стажёр-исследователь ПУЛ «Молодёжная политика»

109028, г. Москва, Покровский б-р, 11



В. С. Никольский
Московский политехнический университет; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Никольский Владимир Святославович – д-р филос. наук, проф., гл. редактор журнала «Высшее образование в России»

107023, г. Москва, ул. Б. Семёновская, 38

109028, г. Москва, Покровский б-р, 11



Список литературы

1. Самсонова Т.Н. О становлении политической субъектности российской молодёжи в процессе политической социализации // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 7 (51). С. 18–24. DOI: 10.24158/spp.2018.7.2

2. Еремина Т.Ю. Научно-методическое сопровождение гражданско-патриотического образования и воспитания в Кировской области // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. № 1 (26). С. 74– 82. EDN: WIBXYB.

3. Самсонова Т.Н., Наумова Е.С. Роль СМИ в политической социализации современной российской молодёжи // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. Т. 25. № 4. С. 247–264. DOI: 10.24290/1029-3736-2019-25-4-247-264

4. Метлик И.В. Ценностно-целевые ориентиры гражданского образования в российской школе в контексте социокультурных трансформаций российского общества // Нижегородское образование. 2018. № 4. С. 12–18. EDN: YUVRHV.

5. Фахретдинова А.П., Абакумова О.А. Различные подходы к гражданскому образованию в Великобритании // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 4 (181). С. 128–132. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-4-128-132

6. Файсал Т. Гражданское образование в школах Израиля // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. № 5 (96). С. 109–112. EDN: WWOMRR.

7. Малкова И.Ю., Фахретдинова А.П. Особенности гражданского образования в Европе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 4 (169). С. 126–130.

8. Земцов Д.И., Метелев А.П., Яшина А.В. и др. Обучение служением: ключевые результаты исследования зарубежного опыта: Доклад к XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2023 г. / М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2023. 24 с. EDN QIPQVB.

9. Земцов Д.И. «Третья миссия» университета? Модель университета как элемент проекта общественного развития // Вопросы философии. 2023. № 12. С. 65–75. DOI: 10.21146/0042-8744-2023-12-65-75

10. Никольский В.С., Зленко А.Н., Рябко Т.В. и др. Методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением» в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации. М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2023. 86 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2956-0

11. Backhaus-Maul H., Roth C. Service Learning an Hochschulen in Deutschland. Ein erster empirischer Beitrag zur Vermessung eines jungen Phдnomens. Springer VS Wiesbad. 2013. DOI: 10.1007/978-3-658-00124-7

12. Folgueiras P., Aramburuzabala P., Opazo H., Mugarra A., Ruiz A. Service-learning: A survey of experiences in Spain // Education, Citizenship and Social Justice. 2020. Vol. 15. No. 2. P. 162– 180. DOI: 10.1177/1746197918803857

13. Chambers T.A. Continuum of Approaches to Service-Learning within Canadian Post-secondary Education // Canadian Journal of Higher Education 2009. Vol. 39. No. 2. P. 77–100. DOI: 10.47678/cjhe.v39i2.486

14. Ngai G., Shek D.T. (Eds.). Service-Learning Capacity Enhancement in Hong Kong Higher Education. 2022. Vol. 14. Springer Nature. DOI: 10.1007/978-981-19-2437-8

15. Mouton J., Wildschut L. Service learning in South Africa: Lessons learnt through systematic evaluation // Acta Academica Supplementum. 2005. No. 3. P. 116–150. URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/document?repid=rep1&type=pdf&doi=7f7e74b00c38452788d2f372c4a5e33be4658d0d (дата обращения: 12.03.2024).

16. Шумейко А.А. Роль Цай Юаньпэя в критике традиционного образования в Китае начала ХХ века в контексте взаимодействия культуры востока и запада // Амурский научный вестник. 2021. №1. Спецвыпуск по материалам Международной научной конференции «Россия и Китай: мысли о прошлом, взгляд в будущее» (Комсомольск-на-Амуре, 16 декабря 2020). С. 81–89. URL: http://www.amgpgu.ru/activity/scinsce/sborstat/1798/72207588/?id=10 (дата обращения 22.03.2024).

17. Чжаомин Ч. Реформирование системы образования в Китае // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2010. Т. 1. С. 61–69. EDN: LMCMTX.

18. Минхуа Ч. Гражданское образование в КНР в контексте развития гражданского общества // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2014. № 3. С. 122–125. DOI: 10.51314/2073-2635-2014-3-122-125

19. Jackson, L., Kapai, P., Wang, S., Leung, C.Y. Youth Civic Engagement in Hong Kong: A Glimpse into Two Systems Under One China. // Broom, C. (eds) Youth Civic Engagement in a Globalized World. Palgrave Studies in Global Citizenship Education and Democracy. Palgrave Macmillan, New York. 2017. P. 59–86. DOI: 10.1057/978-1-137-56533-4_4

20. Tse T.K. Civic education and the making of deformed citizenry // Remaking citizenship in Hong Kong: Community, nation and the global city. 2004. С. 54–73. DOI: 10.2307/20066179

21. Васильева Н.Б. Патриотическое воспитание студентов в вузах КНР // European research. 2016. № 9 (20). С. 59–63. DOI: 10.20861/2410-2873-2016-20-007

22. Дурнева Е.Е., Цыгина О.Д. Основные модели формирования гражданского и национального самосознания школьников за рубежом // Ценности и смыслы. 2014. № 1 (29). С. 22–32. EDN: SCZPJF.

23. Fairbrother G.P. The effects of political education and critical thinking on Hong Kong and Mainland Chinese university students’ national attitudes // British journal of sociology of education. 2003. Vol. 24. No. 5. P. 605–620. DOI: 10.1080/0142569032000127161

24. Chong E.K.M. Developments and challenges of civic education in Hong Kong SAR, China (1997-2017) // The journal of social studies education in Asia. 2018. Vol. 7. No. 1. P. 47–63. URL: https://repository.eduhk.hk/en/publications/developmentsand-challenges-of-civic-education-inhong-kong-sar-c (дата обращения 22.03.2024).

25. Kan K. Occupy Central and constitutional reform in Hong Kong // China Perspectives. 2013. No. 3. P. 73–78. DOI: 10.4000/chinaperspectives. 6284

26. Кузнецова В.В., Машкина О.А. Глобализация китайского высшего образования как фактор геополитического влияния // Сравнительная политика. 2020. Т. 11. № 2. С. 139–150. DOI: 10.24411/2221-3279-2020-10025

27. Ковтун Е. Проблемы высшего образования КНР в свете реформ конца ХХ начала XXI века // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 13. С. 124–132. EDN: MUFQJH.

28. Козырская И.Е., Моисеева М.В. Актуальные проблемы высшего образования в Китайской Народной Республике и Российской федерации // Развитие российско-китайских отношений: новая международная реальность. 2016. С. 167–174. EDN: WBXRDD.

29. Гурулева Т.Л., Ван Б. Высшее образование в КНР: институты и механизмы государственного и партийного управления // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 3. С. 636–654. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-636-654

30. Донецкая С.С., Ван Б. Высшее образование в Китае: особенности системы управления в ведущих вузах страны // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2022. Т. 22. № 1. С. 150–167. DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-1-150-167

31. Lin C.Y. et al. Effects of service-learning in a University in Taiwan // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 116. P. 902–906. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.01.317

32. Ma Hok Ka C. The implications of Confucianism for service-learning // Food for Thought: Service-Learning Research in Asia. 2021. P. 7–20. ISBN: 978-1-64802-509-9.

33. Xu H., Chan M.Y.L. Faculty Perceived Impacts of the Support from a Centralized Service-Learning Office // Service-Learning Capacity Enhancement in Hong Kong Higher Education. Singapore : Springer Nature Singapore. 2022. P. 35–45. DOI: 10.1007/978-981-19-2437-8_3

34. Yu L., Du M., Zhou X. E-Service-Learning during the COVID-19 Pandemic: The Experiences of Mainland Chinese Students Enrolled at a University in Hong Kong // Sustainability. 2023. Vol. 15. No. 12. 9211 p. DOI: 10.3390/su15129211

35. Chan C.W.F. et al. The Developmental Impacts of Interdisciplinary and Inter-Institutional Service-Learning Collaboration // Service-Learning Capacity Enhancement in Hong Kong Higher Education. Singapore : Springer Nature Singapore. 2022. P. 239–255. DOI: 10.1007/978-981-19-2437-8_13

36. Shek D.T.L., Ngai G. Promotion of Service-Learning in Hong Kong: Experiences Surrounding Collaboration Among Higher Education Institutions // Service-Learning Capacity Enhancement in Hong Kong Higher Education. Singapore : Springer Nature Singapore. 2022. P. 307–325. DOI: 10.1007/978-981-19-2437-8_17

37. Shek D.T.L., Chak Y.L.Y. Perceived changes and benefits of a service-learning subject for underprivileged children in Shanghai: Views of university students // Service-learning for youth leadership: The case of Hong Kong. Singapore : Springer Singapore. 2018. P. 33–47. DOI: 10.1007/978-981-13-0448-4_3

38. Shek D.T.L. et al. Evaluation of electronic service-learning (e-service-learning) projects in mainland China under COVID-19 // Applied Research in Quality of Life. 2022. Vol. 17. No. 5. P. 3175–3198. DOI: 10.1007/s11482-022-10058-8

39. Chen Z. et al. Introductory Service-Learning Experience: Macau College Students in Ethnic Minority School of Mountain Area in China // Metropolitan Universities. 2019. Vol. 30. No. 3. P. 10–19. DOI: 10.18060/23231

40. Hong I.W.A.I. Service-Learning in Digital Mental Health Intervention: Cultivating Competent Student Peer Supporters // The 4th International Conference on Service-Learning. 2022. P. 115–119. URL: https://clck.ru/39bqgD (дата обращения 23.12.2023).

41. Cheng S. S. The practice of professional skills and civic engagement through service learning: a Taiwanese perspective // Higher Education, Skills and Work-Based Learning. 2018. Vol. 8. No. 4. P. 422–437. DOI: 10.1108/HESWBL-10-2017-0079

42. Chen A. Integrating Pedagogy and Practice: The Impact of Academic Service Learning in the TEFL Context in Higher Education // Education as Change. 2023. Vol. 27. 24 p. DOI: 10.25159/1947-9417/14826

43. Wu C.H. Intercultural citizenship through participation in an international service-learning program: A case study from Taiwan // Language Teaching Research. 2018. Vol. 22. No. 5. P. 517– 531. DOI: 10.1177/1362168817718573

44. Li M.-Y. Service-Learning in an EFL Context: May I Speak Chinese? // The 4th International Conference on Service-Learning. 2022. 195 p. URL: https://www.polyu.edu.hk/sllo/icsl2022/images/Doc/ICSL-Abstract-Book_20221118am.pdf (дата обращения 12.03.2024).

45. Chien C.W. Analysis of 31 Taiwanese EFL undergraduates’ designs and implementations of contextualized language instruction as service learning: A case study // Pedagogies: An International Journal. 2023. Vol. 18. No. 4. P. 632–650. DOI: 10.1080/1554480X.2022.2122977

46. Chou R.J. Going out into the field: An experience of the landscape architecture studio incorporating service-learning and participatory design in Taiwan // Landscape Research. 2018. Vol. 43. No. 6. P. 784–797. DOI: 10.1080/01426397.2017.1386290

47. Huang D.Y. Hybrid e-service learning practice during COVID-19: Promoting dog adoption in philosophy of life course in Taiwan // Education Sciences. 2022. Vol. 12. No. 8. P. 568. DOI: 10.3390/educsci12080568

48. Hsin-Chieh K., Chi-Fang L.I.U. Service-learning in higher education in Southeast Asia // Journal of Economic and Social Thought. 2018. Vol. 5. No. 3. P. 273–277. URL: http://kspjournals.org/index.php/JEST/article/view/1749 (дата обращения 12.03.2024).

49. Huang C.F., Lei L.W. The Impacts of Service-Learning Experience: An Exploratory Case Study of Alumni Perspective // Journal of Service-Learning in Higher Education. 2023. Vol. 17. P. 44–56. URL: https://journals.sfu.ca/jslhe/index.php/jslhe/article/view/369 (дата обращения 12.03.2024).

50. Lee L., Chen P. Empowering Indigenous youth: Perspectives from a national service learning program in Taiwan // The International Indigenous Policy Journal. 2014. Vol. 5. No. 3. 28 p. DOI: 10.18584/iipj.2014.5.3.4

51. Yu L., Shek D.T.L., Xing K.Y. Impact of a Service-Learning Programme in Mainland China: Views of Different Stakeholders // Service-learning for youth leadership: The case of Hong Kong. 2019. P. 49–63. DOI: 10.1007/978-981-13-0448-4_4

52. Shek D.T.L. Development of the new 4-year Undergraduate program in Hong Kong // Service-Learning for Youth Leadership: The Case of Hong Kong. Singapore : Springer Singapore. 2018. P. 1–17. DOI: 10.1007/978-981-13-0448-4_1

53. Leung H., Shek D.T.L., Dou D. Evaluation of service-learning in project WeCan under COVID-19 in a Chinese context // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. No. 7. Article no. 3596. DOI: 10.3390/ijerph18073596

54. Ma C.M.S., Shek D.T.L., Li P.P.K. Service leadership through serving socially deprived students: Experience gained from corporate-communityuniversity partnership (project WeCan) // Service-learning for youth leadership. 2019. P. 83–112. DOI: 10.1007/978-981-13-0448-4_6

55. Shek D.T.L., Ma C.M.S., Yang Z. Transformation and development of university students through service-learning: A corporatecommunity-university partnership initiative in Hong Kong (Project WeCan). Applied Research in Quality of Life. 2019, June. Vol. 15. No. 5. P. 1375–1393. DOI: 10.1007/s11482-019-09738-9

56. Lau K.H., Snell R.S. Validating an instrument

57. for measuring the developmental outcomes for students arising from service-learning // Service-Learning Capacity Enhancement in Hong Kong Higher Education. Singapore : Springer Nature Singapore. 2022. P. 137–165. DOI: 10.1007/978-981-19-2437-8_8

58. Lin L., Shek D.T.L., Li X. Who benefits and appreciates more? An evaluation of Online Service-Learning Projects in Mainland China during the COVID-19 pandemic // Applied Research in Quality of Life. 2022. Vol. 18. No. 2. P. 625–646. DOI: 10.1007/s11482-022-10081-9

59. Xiang R., Luk T. C. Service learning as a social work pedagogy of China // China Journal of Social Work. 2012. Vol. 5. No. 3. P. 223–236. DOI: 10.1080/17525098.2012.721179


Рецензия

Просмотров: 713


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)