Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

«Меня пугает то, с какой скоростью развивается искусственный интеллект»: восприятие студентами искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-4-63-83

Аннотация

   По мере того, как искусственный интеллект (ИИ) становится неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, возрастает обеспокоенность педагогического сообщества по поводу правомерности использования данных технологий в учебном процессе. Для того, чтобы адаптировать систему образования и практику работы преподавателей к
новым технологическим вызовам, необходим анализ мнения всех заинтересованных сторон.

   Цель настоящего исследования состоит в выявлении отношения студентов Казанского федерального университета к применению технологий ИИ в учебном процессе и практики их применения в изучении иностранных языков.

   Для достижения поставленной цели было проведено онлайн-анкетирование студентов Казанского федерального университета (КФУ), в котором были затронуты практические аспекты использования ИИ в языковом образовании, преимущества и недостатки инструментов ИИ с точки зрения студентов, а также мнение студентов относительно перспектив ИИ в образовании. В результате исследования авторы пришли к выводу о том, что на данный момент инструменты ИИ недостаточно распространены в обучении иностранным языкам. Их использует только пятая часть опрошенных, однако комментарии респондентов позволяют предположить, что количество пользователей
будет расти. Отношение студентов к использованию ИИ неоднозначное, ответы варьируются от крайне положительных до скептических. Положительные впечатления студентов в основном связаны с возможностью экономии времени и сил при выполнении заданий, а также с изложением сложной информации простым языком. Среди основных недостатков опрошенные отметили ненадёжность данных и ложный контент. Несмотря на то, что студенты в целом положительно относятся к использованию ИИ, значительная часть респондентов не доверяет таким программным продуктам, как ChatGPT, так как, по их мнению, он предоставляет ответы среднего качества, которые необходимо корректировать. На основе полученных данных авторами сформулированы рекомендации для преподавателей по совершенствованию форм преподавания и контроля в процессе обучения иностранному языку в вузе.

Об авторах

Н. В. Тихонова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Наталия Владимировна Тихонова, канд. пед. наук, доцент

Институт международных отношений; кафедра европейских языков и культур

420008;  ул. Кремлёвская, 18; Казань

Researcher ID: G-3513-2017



Г. М. Ильдуганова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Гульнара Миншакировна Ильдуганова, канд. пед. наук, доцент

Институт управления, экономики и финансов; кафедра иностранных языков и профессиональной коммуникации

420008;  ул. Кремлёвская, 18; Казань

Researcher ID: R-9294-2016



Список литературы

1. Benuyenah V. Commentary: ChatGPT Use in Higher Education Assessment: Prospects and Epistemic Threats // Journal of Research in Innovative Teaching & Learning. 2023. Vol. 16. No. 1. P. 134–135. DOI: 10.1108/JRIT-03-2023-097

2. Сысоев П.В. Этика и ИИ-плагиат в академической среде: понимание студентами вопросов соблюдения авторской этики и проблемы плагиата в процессе взаимодействия с генеративным искусственным интеллектом // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 2. С. 31–53. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-2-31-53

3. Зашихина И.М. Подготовка научной статьи: справится ли ChatGPT? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 8–9. С. 24–47. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-24-47

4. Else H. Abstracts Written by ChatGPT Fool Scientists // Nature. 2023. Vol. 613. No. 7944. P. 423. DOI: 10.1038/d41586-023-00056-7

5. Vázquez-Cano E., Ramírez-Hurtado J.M., Sáez-López J.M., López-Meneses E. ChatGPT: The Brightest Student in the Class // Thinking Skills and Creativity. 2023. Vol. 49. DOI: 10.1016/j.tsc.2023.101380

6. Николаев В.В., Рахконен М.Е. Применение различных инструментов и использование чат-бота «CHATGPT» при написании научных работ, проверяемых в программе «антиплагиат» // Профессиональное юридическое образование и наука. 2023. Т. 9. № 1. С. 78–81. EDN RJDDBY.

7. Kohnke L., Moorhouse B. L., Zou D. ChatGPT for Language Teaching and Learning // RELC Journal. 2023. Vol. 54. No. 2. P. 537–550. DOI: 10.1177/00336882231162868

8. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угрозы или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 4. С. 9–22. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22

9. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. ChatGPT и искусственный интеллект в университетах: какое будущее нам ожидать? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 6. С. 19–37. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-19-37

10. Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомлённость, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 10. С. 9–33. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33

11. Kooli C. Chatbots in Education and Research: A Critical Examination of Ethical Implications and Solutions // Sustainability. 2023. Vol. 15. No. 7. DOI: 10.3390/su15075614

12. Makhlouf M.K.I. Effect of Artificial Intelligence-Based Application on Saudi Preparatory-Year Students’ EFL Speaking Skills at Albaha University // International Journal of English Language Education. 2021. Vol. 9. No. 2. P. 36–56. DOI: 10.5296/ijele.v9i2.18782

13. Zou B., Guan X., Shao Y., Chen P. Supporting Speaking Practice by Social Network-Based Interaction in Artificial Intelligence (AI)-Assisted Language Learning // Sustainability. 2023. Vol. 15. No. 4. DOI: 10.3390/su15042872

14. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика развития иноязычных речевых умений студентов на основе практики с чат-ботом // Перспективы науки и образования. 2023. Т. 63. № 3. С. 201–218. DOI: 10.32744/pse.2023.3.13

15. Гринвальд О.Н., Исламов Р.С., Ресенчук А.А., Савельева И.В. Лингводидактический потенциал чат-бота в преподавании иностранного языка в вузе // Современные наукоёмкие технологии. 2023. № 11. С. 109–113. DOI: 10.17513/snt.39829

16. Будникова А.С., Бабенкова О.С. Использование чат-ботов при изучении иностранного языка // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. Т. 55. № 3. С. 146–150. EDN: ALQNAN.

17. Cotton D.R.E., Cotton P.A., Shipway J.R. Chatting and Cheating: Ensuring Academic Integrity in the Era of ChatGPT // Innovations in Education and Teaching International. 2024. Vol. 61. No. 2. P. 228–239. DOI: 10.1080/14703297.2023.2190148

18. Illingworth S. ChatGPT: Students Could Use AI to Cheat, but It’s a Chance to Rethink Assessment Altogether // The Conversation. 2023. URL: https://theconversation.com/chatgptstudents-could-use-ai-to-cheat-but-its-a-chance-to-rethink-assessment-altogether-198019 (дата обращения: 06. 02. 2024).

19. Бермус А.Г. Академическое мошенничество и имитации в высшей школе как онтологический вызов образованию XXI века // Непрерывное образование: XXI век. 2023. Т. 41. № 1. С. 2–13. DOI: 10.15393/j5.art.2023.8244

20. Hopp C., Speil A. How Prevalent is Plagiarism Among College Students? Anonymity Preserving Evidence from Austrian Undergraduates // Accountability in Research. 2021. Vol. 28. No. 3. P. 133–148. URL: https://www.researchgate.net/publication/343380569_How_prevalent_is_plagiarism_among_college_students_Anonymity_preserving_evidence_from_Austrian_undergraduates

21. Dakakni D., Safa N. Artificial Intelligence in the L2 Classroom: Implications and Challenges on Ethics and Equity in Higher Education: A 21<sup>st</sup> Century Pandora’s Box // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2023. Vol. 5. DOI: 10.1016/j.caeai.2023.100179

22. Farhi F., Jeljeli R., Aburezeq I., Dweikat F.F., Al-shami S.A., Slamene R. Analyzing the Students’ Views, Concerns, and Perceived Ethics about Chat GPT Usage // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2023. Vol. 5. DOI: 10.1016/j.caeai.2023.100180

23. Hornberger M., Bewersdorff A., Nerdel C. What Do University Students Know about Artificial Intelligence? Development and Validation of an AI Literacy Test // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2023. Vol. 5. DOI: 10.1016/j.caeai.2023.100165

24. Malmström H., Stöhr C., Ou W. Chatbots and Other AI for Learning: A Survey of Use and Views Among University Students in Sweden / Chalmers University of Technology. Report 2023:1 in Chalmers Studies in Communication and Learning in Higher Education 2023. DOI: 10.17196/CLS.CSCLHE/2023/01

25. Chan C.K.Y. A Comprehensive AI Policy Education Framework for University Teaching and Learning // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2023. Vol. 20(38). DOI: 10.1186/s41239-023-00408-3

26. Гаврилова Ю.В., Моторина И.Е., Павлова Т.Е. Социальные ожидания внедрения технологий искусственного интеллекта в образовании (на материалах анкетного опроса студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана) // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2022. № 1. С. 20–25. EDN: UTUNHW.

27. Гараев Т.К., Новик Н.С. Искусственный интеллект в высшем образовании глазами студентов // Мир образования – образование в мире. 2023. Т. 91. № 3. С. 221–229. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=drrkxd

28. Выготский Л.С. Педагогическая психология : под ред. В.В. Давыдова. М.: АСТ; Астрель, 2008. 672 с. ISBN 978-5-17-049976-2 (АСТ).

29. Garcнa-Peсalvo F.J. La percepciуn de la Inteligencia Artificial en contextos educativos tras el lanzamiento de ChatGPT: disrupciуn o pбnico // Education in the Knowledge Society (EKS). 2023. Vol. 24, e31279. DOI: 10.14201/eks.31279

30. Tikhonova N.V., Ilduganova G.M., Lukina M.S. Implemented Teaching Methods Based on Interactive Learning Process in Order to Increase the Ability of Learning Foreign Language // The Journal of Social Sciences Research. 2018. Special Issue 5. P. 473–478. DOI: 10.32861/jssr.spi5.473.478


Рецензия

Просмотров: 931


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)