Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Высшее и среднее профессиональное образование: роль доверия в формировании образовательной и профессиональной траектории

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-4-123-143

Аннотация

   Целью данной статьи является сравнение высшего и среднего профессионального образования по влиянию доверия студентов на формирование их образовательной и профессиональной траектории после окончания обучения.

   В последнее время наметились значимые изменения в жизненных маршрутах молодых людей, одним из которых является перераспределение потоков абитуриентов: охват молодёжи по программам подготовки специалистов среднего звена превысил охват программами высшего образования. На этом фоне возрос интерес к изучению различных факторов, влияющих на специфику построения траекторий в высшем и среднем профессиональном образовании. Между тем доверию как возможному предиктору уделяется недостаточное внимание. Данный феномен позитивно влияет на разные аспекты образования (на успеваемость, удовлетворённость, лояльность образовательной организации и прочее), которые способны непосредственно или опосредовано обуславливать выбор дальнейшего жизненного пути. На материале социологического опроса студентов высшего и среднего профессионального образования анализируется роль доверия в построении траекторий молодых людей. В частности, показано, что в высшем образовании, в отличие от среднего профессионального, доверие студентов к однокурсникам, преподавателям и администрации чаще влияет на их планы относительно выбора образовательных и профессиональных траекторий после окончания обучения. Однако подобное влияние зависит от субъекта доверия и от намеченной траектории.

Об авторе

И. С. Кузнецов
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Россия

Игорь Сергеевич Кузнецов, канд. социол. наук, науч. сотрудник

117218;  ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5; Москва

Scopus ID: 57226842021; Researcher ID: AAG-4137-2021



Список литературы

1. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Среднее vs высшее // Мир России. 2020. Т. 29. № 2. С. 6–26. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-2-6-26

2. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Новый характер образовательных и профессиональных траекторий молодёжи // Россия реформирующаяся : ежегодник. 2022. Вып. 20. С. 379–399. DOI: 10.19181/ezheg.2022.14

3. Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И., Абанкина И.В. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России. М.: НИУ ВШЭ, 2019. DOI: 10.17323/978-5-7598-1937-0

4. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. От восприятия перемен – к изменению социального поведения // Мир России. 2022. Т. 31. № 1. С. 6–24. DOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-1-6-24

5. Мальцева В.А., Розенфельд Н.Я. Траектории российской молодёжи в образовании и профессии на материале лонгитюда: сложные маршруты выпускников вузов // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2022. № 3. С. 99–148. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-3-99-148

6. Бессуднов А.Р., Малик В.М. Социально-экономическое и гендерное неравенство при выборе образовательной траектории после окончания 9-го класса средней школы // Вопросы образования. 2016. № 1. C. 135–167. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-135-167

7. Хавенсон Т.Е., Чиркина Т.А. Эффективно поддерживаемое неравенство. Выбор образовательной траектории после 11-го класса школы в России // Экономическая социология. 2018. Т. 19. № 5. С. 66–89. DOI: 10.17323/1726-3247-2018-5-66-89

8. Богданов М.Б., Малик В.М. Как сочетаются социальное, территориальное и гендерное неравенства в образовательных траекториях молодёжи России? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3 (157). С. 391–421. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1603

9. Мальцева В.А., Шабалин А.И. Необходной манёвр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2021. № 2. С. 10–42. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-2-10-42

10. Misztal B. Trust in modern societies: the search for the bases of social order. Cambridge: Polity Press, 1996. 304 p. ISBN: 0-7456-1248-2.

11. Tschannen-Moran M., Hoy W.K. A multidisciplinary analysis of the nature, meaning, and measurement of trust // Review of Educational Research. 2000. Vol. 70. No. 4. P. 547–593. DOI: 10.3102/00346543070004547

12. Niedlich S., Kallfaß A., Pohle S., Bormann I. A comprehensive view of trust in education: Conclusions from a systematic literature review // Review of Education. 2020. Vol. 9. No. 1. P. 124–158. DOI: 10.1002/rev3.3239

13. Штомпка П. Доверие: основа общества / Пер. с пол. Н.В. Морозовой. М.: Логос, 2012. 442 с. ISBN: 978-5-98704-495-7.

14. Romero L. Trust, behavior, and high school outcomes // Journal of Educational Administration. 2015. Vol. 53. No. 2. P. 215–236. DOI: 10.1108/JEA-07-2013-0079

15. Huff L., Cooper J., Jones W. The development and consequences of trust in student project groups // Journal of Marketing Education. 2002. Vol. 24. No. 1. P. 24–34. DOI: 10.1177/0273475302241004

16. Ennen N.L., Stark E., Lassiter A. The importance of trust for satisfaction, motivation, and academic performance in student learning groups // Social Psychology of Education. 2015. Vol. 18. No. 3. Р. 615–633. DOI: 10.1007/s11218-015-9306-x

17. Schlesinger W., Cervera A., Pérez-Cabañero C. Sticking with your university: The importance of satisfaction, trust, image, and shared values // Studies in Higher Education. 2017. Vol. 42. No. 12. P. 2178–2194. URL: https://www.researchgate.net/publication/293121331_Sticking_with_your_university_the_importance_of_satisfaction_trust_image_and_shared_values

18. Carvalhoa S., Mota M. The role of trust in creating value and student loyalty in relational exchanges between higher education institutions and their students // Journal of Marketing for Higher Education. 2010. Vol. 20. No. 1. P. 145–165. URL: https://www.researchgate.net/publication/232959859_The_role_of_trust_in_creating_value_and_student_loyalty_in_relational_exchanges_between_higher_education_institutions_and_their_students

19. Holland M. Trusting each other: Student-counselor relationships in diverse high schools // Sociology of Education. 2015. Vol. 88. No. 3. P. 244–262. DOI: 10.1177/0038040715591347

20. Bormann I., Thies B. Trust and trusting practices during transition to higher education: Introducing a framework of habitual trust // Educational Research. 2019. Vol. 61. No. 2. P. 161–180. URL: https://www.researchgate.net/publication/331715698_Trust_and_Trusting_Practices_during_Transition_to_Higher_Education_Introducing_a_Framework_of_Habitual_Trust

21. Boeck C. Trust Issues: The Role of Trusting Relationships on Students’ Knowledge about and Transition to Community College // Community College Journal of Research and Practice. 2020. Vol. 46. No. 3. P. 1–17. DOI: 10.1080/10668926.2020.1856217

22. Shanahan M.J., Mortimer J.T., Johnson M.K. Handbook of the life course (Vol. II). New York: Springer International Publishig, 2016. 493 p. DOI: 10.1007/978-3-319-20880-0

23. Чиркина Т.А. Социально-экономическое положение и выбор образовательной траектории учащимися: теоретические подходы к изучению взаимосвязи // Экономическая социология. 2018. T. 19. № 3. C. 109–121. DOI: 10.17323/1726-3247-2018-3-109-125

24. Uslaner E.M. The Moral Foundations of Trust. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 311 p. ISBN: 0-521-81213-5.

25. Lewis J.D., Weigert A. Trust as a social reality // Social Forces. 1985. Vol. 63. No. 4. P. 967–985. DOI: 10.1093/sf/63.4.967

26. Yamagishi T. Trust as a form of social intelligence // Trust in Society / Ed. by K.S. Cook. New York: The Russel Sage Foundation, 2001. P. 121–145. ISBN: 978-0-87154-181-9.

27. Coleman J.S. Foundations of Social Theory. Cambridge, MA: Belknap Press (Harvard University Press), 1990. 993 p. ISBN: 0-674-31225-2.

28. Gibbs P., Dean A. Do higher education institutes communicate trust well? // Journal of Marketing for Higher Education. 2015. Vol. 25. No. 2. P. 155–170. DOI: 10.1080/08841241.2015.1059918

29. Ghosh А.K., Thomas W.W., Glenn B.A. Student Trust and Its Antecedents in Higher Education // The Journal of Higher Education. 2001. Vol. 72. No. 3. P. 322–340. DOI: 10.2307/2649334

30. Hennig-Thurau T., Langer M.F., Hansen U. Modeling and Managing Student Loyalty: An Approach Based on the Concepts of Relationship Quality // Journal of Service Research. 2001. Vol. 3. No. 4. P. 331–344. DOI: 10.1177/109467050134006

31. Tierney W. Trust and academic governance: A conceptual framework // Governance and the public good / Ed. by W.G. Tierney. Albany, NY: SUNY Press, 2006. P. 179–198. DOI: 10.1108/09684880910951417

32. Кузнецов И.С. Доверие студентов и их образовательная траектория после окончания вуза // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 1. С. 110–129. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-1-110–129

33. Frederiksen M. Relational trust: Outline of a Bourdieusian theory of interpersonal trust // Journal of Trust Research. 2014. Vol. 4. No. 2. P. 167–192. DOI: 10.1080/21515581.2014.966829

34. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Российское среднее профессиональное образование: востребованность и специфика выбора // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 34–44. DOI: 10.7868/S0132162518030030

35. Авраамова Е.М., Клячко Т.Л., Логинов Д.М., Полушкина Е.А., Семионова Е.А., Яковлев И.А. Трудоустройство молодёжи: выбор в пользу СПО. М.: РАНХиГС, 2019. 17 с. EDN: EEPMCQ.

36. Александров Д.А., Тенишева К.А., Савельева С.С. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2015. № 3. С. 66–91. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-3-66-91

37. Капелюшников Р.И. Отдача от образования в России: ниже некуда? Препринт WP3/2021/03. М.: ВШЭ., 2021. 52 с. URL: https://wp.hse.ru/data/2021/03/09/1396924941/WP3_2021_03_______.pdf (дата обращения: 24. 04. 2024).

38. Luhmann N. Familiarity, confidence, trust: problems and alternatives // Trust: Making and Breaking Cooperative Relations / Ed. by D. Gambetta. Oxford: University of Oxford, 1988. P. 94–107. ISBN: 0-631-15506-6.

39. Гидденс Э. Последствия современности / Пер. с англ. Г.К. Ольховикова, Д.А. Кибальчича. М.: Праксис, 2011. 352 с. ISBN: 978-59015-7490-4.

40. Селигмен А. Проблема доверия / Пер. с англ. И. Мюрберг, Л. Соболевой. М.: Идея-Пресс, 2002. 256 c. ISBN: 5-7333-0051-5.

41. Hart K. Kinship, Contract and Trust: the Economic Organization of Migrants in an African City Slum // Trust: Making and Breaking Cooperative Relations / Ed. by D. Gambetta. Oxford: University of Oxford, 1988. P. 176–193. ISBN: 0-631-15506-6.


Рецензия

Просмотров: 441


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)