Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Инженерная деятельность и инженерное мышление в контексте экспансии искусственного интеллекта

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-6-9-27

Аннотация

В академической печати всё активнее обсуждается тема влияния технологий искусственного интеллекта (ИИ) на образование и науку. Внимание исследователей привлекают не только прикладные аспекты применения ИИ-технологий, но и вопросы онтологических оснований деятельности, которые трансформируются под воздействием новых технологий. Однако вопросы влияния ИИ-технологий на инженерную деятельность, инженерное мышление и, соответственно, на инженерное образование не находят достаточного отражения в академических публикациях. Кроме этого, аспекты, связанные с широким распространением искусственного интеллекта, как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни также остаются недостаточно изученными.

В статье предложены тезисы и соответствующая аргументация, проясняющие принципиальные изменения, происходящие в инженерной деятельности и инженерном мышлении, в контексте экспансии технологий искусственного интеллекта. Инженерная деятельность представлена в качестве системы деятельности, не тождественной деятельности отдельных инженеров. Предложена дефиниция инженерной деятельности, раскрывающая её сущность через целеполагание, а именно решение проблем человека и общества. Обосновывается неинструментальный подход к трактовке техники, базирующейся на технологиях ИИ, в рамках которого искусственный интеллект предстаёт партнёром в инженерной деятельности. Наконец, инженерное мышление дополняется опережающим и ответственным мышлением.

Статья вносит вклад в академическую дискуссию о специфике инженерной деятельности и инженерного мышления на современном этапе.

Об авторах

В. С. Шейнбаум
РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина
Россия

Шейнбаум Виктор Соломонович – канд. техн. наук, профессор, советник ректора.

119991, Москва, Ленинский пр-кт, 65



В. С. Никольский
Московский политехнический университет
Россия

Никольский Владимир Святославович – д-р филос. наук, профессор, гл. редактор журнала «Высшее образование в России».

107023, Москва, ул. Б. Семёновская, 38



Список литературы

1. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Кадровое обеспечение системы технологического образования молодёжи: проблемы и пути решения // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 60–72. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-60-72

2. Полякова Т.Ю., Приходько В.М. Компетенции преподавателя технического вуза в России и за рубежом // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 61–78. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-7-61-78

3. Чешев В.В. Инженерное мышление в антропологическом контексте // Философия науки и техники. 2016. Т. 21. № 1. С. 104–117. EDN: WBCWDT.

4. Михеев С.А. Комбинированная online-дискуссия как инструмент формирования рефлексии будущих инженеров в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 1. С. 106–127. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-1-106-127

5. Похолков Ю.П., Зайцева К.К., Исаева Е.В., Муравлев И.О. Искусственный интеллект: к новой парадигме инженерного образования // Инженерное образование. 2023. № 34. С. 180–187. DOI: 10.54835/18102883_2023_34_16

6. Левин Б.А., Пискунов А.А., Поляков В.Ю., Савин А.В. Искусственный интеллект в инженерном образовании // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 79–95. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-7-79-95

7. Шейнбаум В.С. Инженерная деятельность в контексте гуманитарного мышления // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 8-9. С. 89–109. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-89-109

8. Вольнов И.Н. Science Art: единство науки и искусства // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2017. Т. 21. № 4. С. 557–564. DOI: 10.22363/2313-2302-2017-21-4-557-564

9. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 4. С. 9–22. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22

10. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. ChatGPT и искусственный интеллект в университетах: какое будущее нам ожидать? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 6. С. 19–37. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-19-37

11. Сысоев П.В. Этика и ИИ-плагиат в академической среде: понимание студентами вопросов соблюдения авторской этики и проблемы плагиата в процессе взаимодействия с генеративным искусственным интеллектом // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 2. С. 31–53. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-2-31-53

12. Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомлённость, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 10. С. 9–33. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33

13. Алфимцев А.Н., Багдасарьян Н.Г., Сакулин С.А. Кандидатская диссертация по ИИ: новый вызов цифровой эпохи // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 4. С. 33–48. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-4-33-48

14. Рябко Т.В., Гуртов В.А., Степусь И.С. Анализ показателей подготовки кадров для сферы искусственного интеллекта по результатам мониторинга вузов // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 9–24. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-7-9-24

15. Резаев А.В., Степанов А.М., Трегубова Н.Д. Высшее образование в эпоху искусственного интеллекта // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 4. С. 49–62. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-4-49-62

16. Новая философская энциклопедия: в 4 томах; под ред. В.С. Степина, А.А. Гусейнова, Г.Ю. Семигина и др. М.: Мысль. 2010. Т. 2. 634 c. ISBN: 978-2-244-01117-3.

17. Некрасова Н.А., Некрасов С.И. Философия науки и техники: тематический словарь-справочник: учеб. пособ. для студентов всех специальностей. М.: МИИТ, 2009. 424 с. ISBN: 978-5-7876-0146-6.

18. Кирсанов А.А., Кондратьев В.В. Инженерная деятельность и профессиональная компетентность специалиста // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 12. С. 20. EDN: NCBVBV.

19. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Контакт-Альфа, 1995. 400 с. ISBN: 5-7762-0013-X. EDN: SCTYOR.

20. Розин В.М. Понятия «предмет» и «объект» (методологический анализ) // Вопросы философии. 2012. № 11. С. 85–96. EDN: PGELAN.

21. Тхагапсоев Х.Г., Яхутлов М.М. Проблемы инженерного образования в современной России: методология анализа и пути решения // Высшее образование в России. 2014. № 8-9. С. 27–36. EDN: SWJWZN.

22. Амиржанова А.Ш. Основные подходы к определению понятия «художественная деятельность» // Омский научный вестник. 2008. Т. 67. № 3. С. 172–175. EDN: FNFBMW.

23. Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С. Инженерная педагогика в контексте инженерной деятельности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 6. С. 152–168. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-152-168

24. Perspectives on Activity Theory: ed. by Y. Engeström, R. Miettinen, R.-L. Punamöki-Gitai. Cambridge University Press, 1999. ISBN: 052143730X, 9780521437301. DOI: 10.1017/CBO9780511812774.002

25. Саннино А., Энгестрем У. Культурно-историческая теория деятельности: фундаментальные открытия и новые вызовы // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 3. С. 43–56. DOI: 10.17759/chp.2018140305

26. Лекторский В.А. Субъект // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010. Т. 3. С. 659–670. ISBN: 978-2-244-01115-9.

27. Yudkowsky E. Artificial Intelligence as a Positive and Negative Factor in Global Risk // Global Catastrophic Risks: ed. by N. Bostrom & M.M. Cirkovic. Oxford University Press, 2008. P. 308–345. DOI: 10.1093/oso/9780198570509.003.0021

28. Будзинская О.В. Ориентируют ли профессиональные стандарты на цифровизацию // Труд и социальные отношения. 2021. № 2. С. 21–30. DOI: 10.20410/2073-7815-2021-32-2-21-30

29. Усольцев А.П., Шамало Т.Н. О понятии «Инженерное мышление» // Формирование инженерного мышления в процессе обучения: Материалы междунар. науч.-практич. конференции, Екатеринбург, 07–08 апреля 2015 г. / Т.Н. Шамало (отв. ред.). Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2015. С. 3–9. EDN: VJCIUJ.

30. Зуев П.В., Кощеева Е.С. Развитие инженерного мышления учащихся в процессе обучения физике на основе схемотехнического моделирования // Педагогическое образование в России. 2017. № 7. С. 79–88. DOI: 10.26170/po17-07-10

31. Горохов В.Г. Эволюция инженерии: от простоты к сложности. М.: ИФРАН, 2015. 199 с. ISBN: 978-5-9540-0288-1.

32. Купарашвили М.Д. Логика мысли и смысла // Вестник Омского университета. 2005. № 1. С. 38–41. EDN: WAHEWT.

33. Riley K., Lamm M., Lippard C. Engineering Thinking in Prekindergarten Children: A Systematic Literature Review // Journal of Engineering Education. 2017. Vol. 106. No. 3. DOI: 10.1002/jee.20174

34. Карпопа Е.В., Матвеева Е.П. Роль формального и практического содержания математических дисциплин в формировании инженерного мышления студентов // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 44–49. DOI: 10.26170/po16-06-07

35. Копылов Г. Инженерные миры и научное знание // Высшее образование в России. 2004. № 2. С. 59–66. EDN: IBNACP.

36. Эпштейн М.Н. Будущее гуманитарных наук: Техногуманизм, креаторика, эротология, электронная филология и другие науки XXI века. М.: Группа Компаний «РИПОЛ классик», «Панглосс», 2019. ISBN: 978-5-386-12499-1.

37. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO / Э.Ф. Кроули, Й. Малмквист, С. Остлунд, Д.Р. Бродер, К. Эдстрем; пер. с англ. С. Рыбушкиной; под науч. ред. А. Чучалина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 504 с. ISBN: 978-5-7598-1218-0 (в пер.).

38. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32–37. EDN: MNHTRV.


Рецензия

Просмотров: 457


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)