Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Доказательная практика в образовании: инструменты оценки процесса обучения в условиях инноваций

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-6-55-72

Аннотация

Развивающееся высшее образование становится разнообразным, гибким, инновационным, при этом нововведения затрагивают как организационные форматы и программы, так и образовательный процесс. В этих условиях для оперативного управления обучением и педагогическими инновациями необходимо отслеживать не только результаты, но и процессуальные характеристики образования, позволяющие делать выводы об эффективности учебного процесса. Представленная в статье трёхуровневая модель факторов результативности обучения показала, что наиболее важно анализировать процесс обучения с позиции студента как его субъекта. Именно деятельность студентов и их образовательный опыт, во-первых, выступают непосредственным фактором результативности этого процесса, во-вторых, чувствительны к изменению технологий обучения и используемых педагогических практик. Деятельность и опыт студентов концептуализируются и измеряются в рамках различных конструктов, из которых наиболее распространены учебная активность, саморегулируемое обучение, вовлечённость, удовлетворённость, образовательный опыт. В статье систематизированы подходы к диагностике соответствующих переменных и охарактеризованы отечественные верифицированные диагностические методики, позволяющие их измерить. Предложен авторский краткий опросник для изучения образовательного опыта студентов: их вовлечённости; удовлетворённости; саморегуляции; самоэффективности и интенции к развитию. Описанные методики могут применяться для анализа эффективности обучения и построения доказательных практик в высшем образовании, а также как источник данных для прогнозирования результативности обучения.

Об авторах

Н. А. Лызь
Южный федеральный университет
Россия

Лызь Наталья Александровна – д-р пед. наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности Институт компьютерных технологий и информационной безопасности.

344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105, корп. 42; 347928, Таганрог, ул. Чехова 2, корпус “И”, аудитория И-433



О. Н. Истратова
Южный федеральный университет
Россия

Истратова Оксана Николаевна – канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Институт компьютерных технологий и информационной безопасности.

344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105, корп. 42; 347928, Таганрог, ул. Чехова 2, корпус “И”, аудитория И-433



Е. В. Голубева
Южный федеральный университет
Россия

Голубева Елена Валериевна – канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Институт компьютерных технологий и информационной безопасности.

344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105, корп. 42; 347928, Таганрог, ул. Чехова 2, корпус “И”, аудитория И-433



Список литературы

1. Гут Ю.Н., Турсунов Л.Э., Ланских М.В., Ахмедова Ш.Б. Развитие инновационной активности преподавателей вуза: философская и психологическая перспективы // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 1. С. 149–163. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-1-149-163

2. Исаев А.П., Плотников Н.В. Адаптация или деградация: что происходит с образовательной инновацией в условиях типового образовательного процесса? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 2. С. 149–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-149-166

3. Шнейдер Е.М., Димитрюк Ю.С., Тамошкина Е.В. Инновационные изменения в современном высшем образовании России // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. С. 242–249. EDN: ZQNIUR.

4. Кочётков М.В. Инновации в образовании. Как отделить зёрна от плевел? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 11. С. 153–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-11-153-166

5. Бусыгина Н.П., Подушкина Т.Г., Станилевский В.В. Доказательный подход в образовании: критический анализ актуальных дискуссий // Психолого-педагогические исследования. 2021. Т. 13. № 4. C. 162–176. DOI: 10.17759/psyedu.202113-410

6. Мальцев А.В., Томильцев А.В. Мониторинг качества учебных достижений: предмет, функции, методы // Высшее образование в России. 2017. № 5. С. 23–33. EDN: YNZYHV.

7. Biggs J.B., Kember D., Leung D.Y.P. The revised two-factor study process questionnaire: R-SPQ-2F // British Journal of Educational Psychology. 2001. Vol. 71. P. 133–149. DOI: 10.1348/000709901158433

8. Chan C.K.Y., Tsi L.H.Y., Yeung N.C.J. An adapted 3P (precursor-process-product) frame-work for the development of holistic competencies – “Approach to develop” in out of classroom learning // Studies in Educational Evaluation. 2022. Vol. 75. Article no. 101205. DOI: 10.1016/j.stueduc.2022.101205

9. Guo J.-P., Lv S., Wang S.-C., Wei S.-M., Guo Y.-R., Yang L.-Y. Reciprocal modeling of university students’ perceptions of the learning environment, engagement, and learning outcome: A longitudinal study // Learning and Instruction. 2023. Vol. 83. Article no. 101692. DOI: 10.1016/j.learninstruc.2022.101692

10. Zusho A. Toward an integrated model of student learning in the college classroom // Educational Psychology Review. 2017. Vol. 29. P. 301–324. DOI: 10.1007/s10648-017-9408-4

11. Picton C., Kahu E., Nelson K. “Hardworking, Determined and Happy”: First-Year Students’ Understanding and Experience of Success // Higher Education Research & Development. 2018. Vol. 37. No. 6. P. 1260–1273. DOI: 10.1080/07294360.2018.1478803

12. Alp Chris, A., Capon-Sieber V., Grob U., Praetorius A.-K. Learning processes and their mediating role between teaching quality and student achievement: A systematic review // Studies in Educational Evaluation. 2022. Vol. 75. Article no. 101209. DOI: 10.1016/j.stueduc.2022.101209

13. Guo J. Building bridges to student learning: Perceptions of the learning environment, engagement, and learning outcomes among Chinese undergraduates // Studies in Educational Evaluation. 2018. Vol. 59. P. 195–208. DOI: 10.1016/j.stueduc.2018.08.002

14. Kahu E.R. Framing student engagement in higher education // Studies in Higher Education. 2013. Vol. 38. No. 5. P. 758–773. DOI: 10.1080/03075079.2011.598505

15. Asikainen H., Gijbels D. Do Students Develop Towards More Deep Approaches to Learning During Studies? A Systematic Review on the Development of Students’ Deep and Surface Approaches to Learning in Higher Education // Educational Psychology Review. 2017. Vol. 29. P. 205–234. DOI: 10.1007/s10648-017-9406-6

16. Мищенко Л.В. Методика диагностики удовлетворённости учебной деятельностью // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2007. № 1–2. С. 105–111. EDN: JXREDN.

17. Волочков А.А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход. Пермь: Пермский государственный педагогический университет, 2007. 376 с. EDN: QWRFIB.

18. Broadbent J., Poon W.L. Self-regulated learning strategies & academic achievement in online higher education learning environments: A systematic review // The Internet and Higher Education. 2015. Vol. 27. P. 1–13. DOI: 10.1016/j.iheduc.2015.04.007

19. Bowden J.L.H., Tickle L., Naumann K. The four pillars of tertiary student engagement and success: a holistic measurement approach // Studies in Higher Education. 2021. Vol. 46. No. 6. P. 1207– 1224. DOI: 10.1080/03075079.2019.1672647

20. Chiu T.K.F. Applying the self-determination theory (SDT) to explain student engagement in online learning during the COVID-19 pandemic // Journal of Research on Technology in Education. 2022. Vol. 54, sup1. P. S14–S30. DOI: 10.1080/15391523.2021.1891998

21. Корнеенко Т.Н., Щеглова И.А. Оценка образовательного опыта студентов как инструмент принятия управленческих решений в университете // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 3. С. 82–99. DOI: 10.15826/umpa.2021.03.029

22. Лызь Н.А., Голубева Е.В., Истратова О.Н. Образовательный опыт студентов: концептуализация и разработка инструмента оценки качества образования // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2022. № 3. С. 67–98. DOI:10.17323/1814-9545-2022-3-67-98

23. Matus N., Rusu C., Cano S. Student eXperience: A Systematic Literature Review // Applied Sciences. 2021. Vol. 11. No. 20. Article no. 9543. DOI: 10.3390/app11209543

24. Zilvinskis J., Masseria A.A., Pike G.R. Student Engagement and Student Learning: Examining the Convergent and Discriminant Validity of the Revised National Survey of Student Engagement // Research in Higher Education. 2017. Vol. 58. No. 8. P. 880–903. DOI: 10.1007/s11162-017-9450-6

25. Вилкова К.А., Захарова У.С. Учебная аналитика в традиционном образовании: её роль и результаты // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 3. С. 59–76. DOI: 10.15826/umpa.2020.03.026

26. Лызь Н.А., Компаниец В.С., Лызь А.Е. Системы искусственного интеллекта в сопровождении обучения и развития студентов // Педагогика информатики. 2023. № 1-2. С. 48–59. EDN: GHFMVW.

27. Волочков А.А. Психологическое здоровье и активность студента // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. № 1. С. 57–68. EDN: SWEPPF.

28. Волочков А.А. Успеваемость и когнитивное развитие в зависимости от учебной активности школьника // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического. университета. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. 2015. № 1. С. 87–97. EDN: ULXSWF.

29. Капцов А.В., Колесникова Е.И. Диагностика способов выполнения учебных действий // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер.: Психология. 2020. Т. 27. № 1. С. 134–149. EDN: AYNEXH.

30. Галузо П.Р. Осознанная саморегуляция учебной деятельности студентов. Гродно: Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, 2015. 138 с. EDN: SIFNQC.

31. Малошонок Н.Г. Студенческая вовлечённость в учебный процесс: методология исследований и процедура измерения // Социологические исследования. 2014. Т. 359. № 3. С. 141–147. EDN SEQAZL.

32. Косырев В.Н. Тест-опросник “Субъективное отчуждение учебного труда” // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2011. Т. 103. № 11. С. 222–228. EDN: OJFKSD.

33. Лызь Н.А., Истратова О.Н., Голубева Е.В. Работающие студенты: образовательная успешность и субъективное благополучие? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 2. С. 80–96. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-80-96


Рецензия

Просмотров: 400


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)