Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Российский город «глазами» студенческой молодёжи: оценка и региональные перспективы (на примере Нижнего Новгорода)

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-6-73-91

Аннотация

Российские вузы на современном этапе играют значимую роль в формировании профессиональных предпочтений и миграционных ожиданий студенческой молодёжи, внося тем самым вклад в социально-экономическое развитие и оказывая влияние на процесс управления человеческим капиталом на региональном уровне. Вопрос погружения вуза в проблемы города (региона) становится особенно актуальным в свете глобальных вызовов, таких как демографические изменения, экономическая нестабильность, а также нехватка квалифицированных кадров. Одним из важных направлений исследования является анализ того, каким образом студенческая молодёжь оценивает город обучения, который может стать их будущим местом жительства и профессиональной деятельности. В публикации представлены результаты подобного исследования – многолетнего опроса молодёжи (студентов крупнейшего нижегородского вуза – Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского) об условиях для их профессионального роста и развития в одном из крупнейших российских городов – Нижнем Новгороде. Период опроса (2017–2023 гг.) охватил не только значимые события, связанные с реализацией крупных инфраструктурных проектов в городе (Чемпионат мира по футболу 2018 г., 800-летие Нижнего Новгорода в 2021 г., признание города Новогодней (2022 г.) и Молодёжной (2023 г.) столицами России), но и период пандемии COVID-19. Одним из направлений исследования, определивших его новизну, стала оценка города как центра развития креативных индустрий, а также структурный анализ результатов при разделении респондентов по типам планируемых карьерных траекторий. В обсуждении были сопоставлены результаты с аналогичными исследованиями из других регионов России. Результаты исследования представляют интерес для университетского менеджмента и региональной политики, подчёркивая важность взаимодействия образовательных учреждений с урбанистической средой в контексте сохранения и развития человеческих ресурсов в регионе.

Об авторах

О. Р. Чепьюк
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия

Чепьюк Ольга Ростиславовна – д-р филос. наук, доцент.

603022, Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23



О. Ю. Ангелова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия

Ангелова Ольга Юрьевна – канд. экон. наук, доцент.

603022, Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23



С. Д. Макарова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия

Макарова Светлана Дмитриевна – канд. экон. наук, доцент.

603022, Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23



Н. Г. Бряндинская
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия

Бряндинская Надежда Геннадьевна – специалист по организационной работе лаборатории «Студенческий бизнес-инкубатор» кафедры управления человеческими ресурсами Института экономики.

603022, Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23



О. В. Петрова
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Россия

Петрова Ольга Викторовна – канд. соц. наук, доцент, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации.

125993, Москва, ГСП3, Тверская ул., д.11



Список литературы

1. Swinney P., Williams M. The great British brain drain // London: Centre for Cities. 2016. 38 p. URL: https://www.centreforcities.org/wp-content/uploads/2016/11/16-11-18-The-Great-British-Brain-Drain.pdf (дата обращения: 01.11.2023).

2. Bernard A., Bell M. Educational selectivity of internal migrants: A global assessment. Demogr. Res. 2018. Vol. 39. Article no. 29. P. 835–854. DOI: 10.4054/DemRes.2018.39.29

3. Сульдина Г.А. Формы интеграции «умной специализации» в региональном управлении: характеристики и особенности / Г.А. Сульдина, А.О. Гасфорд. 2018. № 3-4. С. 5–7. EDN: FETLDG.

4. Bosch A., Vonortas N. Smart Specialization as a Tool to Foster Innovation in Emerging Economies: Lessons from Brazil // Foresight and STI Governance. 2019. Vol. 13. No. 1. P. 32–47. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.1.32.47

5. Кочухова Е.С., Мартьянов В.С. Креативный город или право на город: альтернативы урбанистического развития в российском контексте //Антиномии. 2019. Т. 19. № 2. С. 45–66. DOI: 10.17506/aipl.2019.19.2.4566

6. Шевченко С.А. Возможности умной специализации в проведении новой индустриализации в регионе в контексте научно-технологического развития России / С.А. Шевченко, И.А. Морозова, Е.В. Кузьмина // Теоретическая экономика. 2022. № 1 (85). С. 57–69. DOI: 10.52957/22213260_2022_1_57

7. Иванова С.А., Карагулян Е.А. Умный город через призму рейтингов // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 2. С. 641–656. EDN: UDTEQR.

8. Калюжнова Н.Я. Умная специализация российских регионов: возможности и ограничения / Н.Я. Калюжнова, С.И. Виолин // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 10. С. 2457–2472. DOI: 10.18334/epp.10.10.111061

9. Мерзликина Г.С. Концепция «умной специализации» регионов: уточнение принципов / Г.С. Мерзликина // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 3. С. 997–1014. DOI: 10.18334/vinec.11.3.113227

10. Макаренко К.В., Логиновская В.О. «Умный город»: стандарты, проблемы, перспективы развития // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. 2019. Т. 19. № 3. С. 165–171. DOI: 10.14529/ctcr190316

11. Силин Я.П. Развитие цифровых компетенций трудовых ресурсов в рамках концепции «умной специализации» региона / Я.П. Силин, А.Ю. Коковихин // Human Progress. 2021. Т. 7. № 4. С. 13. DOI: 10.34709/IM.174.13

12. Степанова Т.Д. Развитие теории креативного класса: зарубежная и российская экономическая мысль // Вопросы политической экономии. 2020. № 3. С. 153–169. DOI: 10.5281/zenodo.4067167

13. Немова О.А., Свадьбина Т.В. Прекариатизации сознания россиян как социально-демографическая угроза // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 3. С. 105–108. EDN: YINVGH.

14. Петрова О.В. Российская магистратура будущего: четыре траектории развития / О.В. Петрова, О.Р. Чепьюк, С.Д. Макарова [и др.] // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9. С. 20–33. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-20-33

15. Черниенко Д.А. Социальные и этнополитические установки студенческой молодёжи Удмуртии / Д.А. Черниенко // Ежегодник финно-угорских исследований. 2021. Т. 15. № 4. С. 707–714. DOI: 10.35634/2224-9443-2021-15-4-707-714

16. Прудников А.Ю. Модель ожиданий и маркеры идентичности молодёжи как факторы обеспечения устойчивого развития территории / А.Ю. Прудников, Ю.Ю. Лекторова // Ars Administrandi (Искусство управления). 2019. Т. 11. № 3. С. 360–383. DOI: 10.17072/2218-9173-2019-3-360-383

17. Антонова Н.Л. Экологическая безопасность городской среды в системе представлений молодёжи о будущем / Н.Л. Антонова, С.Б. Абрамова, В.Р. Хафизова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2021. № 1. С. 21–30. DOI: 10.15593/2224-9354/2021.1.2

18. Акимова О.Е. Привлекательность российских территорий: оценка мнений центениалов / О.Е. Акимова, С.К. Волков, Е.Г. Ефимов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 4 (164). С. 384– 404. DOI: 10.14515/monitoring.2021.4.1908

19. Santelli F., Ragozini G., Vitale M.P. Assessing the effects of local contexts on the mobility choices of university students in Campania region in Italy //Genus. 2022. Vol. 78. No. 1. P. 5–25. DOI: 10.1186/s41118-021-00144-4

20. Захарова В.А. Экологическое поведение в современной России: мнения молодёжи Южного федерального округа (по материалам фокус-группового исследования) / В.А. Захарова // Caucasian Science Bridge. 2022. Т. 5. № 1 (15). С. 42–52. DOI: 10.18522/2658-5820.2022.1.4

21. Шипицин А.И. Актуальный имидж Волгограда глазами студенческой молодёжи / А.И. Шипицин, А.Ю. Марченко // Logos et Praxis. 2019. Т. 18. № 2. С. 109–118. DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2019.2.10


Рецензия

Просмотров: 186


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)