Личностно-развивающий подход к профессиональной педагогической подготовке будущего учителя в вузовском образовательном процессе
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-6-92-103
Аннотация
В статье представлен новый взгляд на содержание личностно-ориентированного педагогического образования, учитывающего закономерности профессионального развития будущих учителей, особенности структурирования содержания образования и используемые технологии формирования личности будущего учителя как субъекта профессиональной педагогической деятельности. Авторы считают, что вузовская педагогика требует иной методологии организации педагогического образования, цель которой – приобщение будущих педагогов к смыслам профессиональной деятельности, направленным на профессиональное развитие. В условиях личностно-ориентированного педагогического образования поведенческие новообразования будущих учителей, связанные с усвоением знаний и способов педагогической деятельности, отражаются в сознании студента в качестве особой цели и предмета учебно-профессиональной деятельности. В результате профессиональное развитие предстаёт как конструирование себя в пространстве вузовского образовательного процесса.
Об авторах
Р. М. АсадуллинРоссия
Асадуллин Раиль Мирваевич – д-р пед. наук, профессор, научный руководитель Научно-исследовательского института стратегии развития образования.
450000, Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а
О. В. Фролов
Россия
Фролов Олег Викторович – д-р пед. наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики.
460018, Оренбург, пр-т Победы, 13
Список литературы
1. Xinheng Z., Qian L. The impact of a teacher’s professional identity on his/her occupational happiness: The mediating role of psychological capital// Nurture. 2023. Vol. 17. No. 3. P. 394–406. DOI: 10.55951/nurture.v17i3.359
2. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. 288 c.
3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов. М.: Школа-пресс, 1995. 384 с. ISBN: 88527-081-3.
4. Huang Z.H. The ideal realm and goal pursuit of teacher moral cultivation // Contemporary Education Forum. 2003. Vol. 51. No. 10. P. 66–68.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 720 c. ISBN: 5-314-00016-4.
6. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским особенностям современной педагогики) // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101–108. EDN: YSTAPR.
7. Wang V., Wang D. The impact of the increasing popularity of digital art on the current job market for artists // Art and Design Review. 2021. Vol. 9. No. 3. P. 242–253. DOI: 10.4236/adr.2021.93019
8. Bañez R.M. Thematic construction of digital visual arts: Implications for digital pedagogy // Journal of Learning for Development. 2023. Vol. 10. No. 2. P. 196–209. DOI: 10.56059/jl4d.v10i2.773
9. Эльконин Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2008. 141 с. ISBN: 978-5-7695-5199-4.
10. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издат. корпорация «Логос», 1999. 272 c. ISBN: 5-88439-018-1. EDN: VALSWR.
11. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: (тезисы) // Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 118–121. URL: https://www.online-documents.ru/russiabook/year/1983/makarenko/tom4/ (дата обращения: 15.02.2024).
12. Бодалев А.А. Личность и общение: избр. труды. М.: Педагогика, 1983. 272 с.
13. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить // Народное образование. 1964. № 1. C. 1–16.
14. Бондаревская Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. 1999. № 5. С. 41–66.
15. Atkinson J.M. Public Speaking and Audience Responses: Some Techniques for Inviting Applause // Structures of Social Action: Studies in Conversation Analysis: by ed. J.M. Atkinson. Cambridge; N.Y.: Cambridge University Press, 1984. P. 370– 409. DOI: 10.1017/CBO9780511665868.022
16. Баба Х. Мимикрия и человек. Двойственность колониального дискурса (пер. с англ. Дмитрия Тимофеева) // Новое литературное обозрение. 2020. Т. 161. № 1. С. 29–37. EDN: VKOTDD.
17. Вернер Х. 95 тезисов о филологии (фрагмент, пер. с нем. Анны Глазовой) // Новое литературное обозрение. 2019. Т. 156. № 2. С. 19–25. EDN: ZKFCKT.
18. Lattig Sh. Cognitive Ecopoetics: A New Theory of Lyric. L.; N.Y.: Bloomsbury Academic, 2020. 248 p. ISBN-10: 1350186139.
19. Glotfelty C. Preface // The Oxford Handbook of Ecocriticism: ed. by G. Garrard. N.Y.: Oxford University Press, 2014. ISBN-10: 9780199742929.
20. Якиманская И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 64–76. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1994/942/942064.htm (дата обращения: 15.02.2024).
21. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М.: Тривола, 1994. 168 с. ISBN: 5-88415-003-2.
22. Кирьякова А.В. Ориентация личности в мире ценностей: монография. М.: Дом педагогики, 2009. 318 с. EDN: QYLZFX. ISBN: 978-5-89149-016-1.
23. Шевеленкова Т.Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире // Психология личности в условиях социальных изменений. М.: Институт психологии РАН, 1993. С. 21–37.
24. Повзун В.Д. Ценностное самоопределение студентов в педагогическом образовании в условиях университета: монография. СПб.: Изд-в РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 115 с. ISBN: 5-8064-0694-6 : 300.
25. Белякова Е.Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии: монография. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2008. 207 с. ISBN 978-5-400-00061-4.
26. Leving J. Нnterpreting voids: Vladimir Nabokov’s last incomplete novel “The original of Laura” // The Russian Review. 2011. Vol. 70. No. 2. P. 198–214. DOI: 10.1111/j.1467-9434.2011.00607.x