Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Между проблемой и запросом: готовы ли студенты принимать психологическую помощь

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-6-124-142

Аннотация

Студенты университетов редко обращаются за помощью в отношении своего психического здоровья и благополучия несмотря на то, что часто сообщают о низком уровне благополучия и психологических затруднениях.

Цель исследования – оценка осведомлённости студентов о возможностях получения помощи в вузе; выявление затруднений и потребностей студентов в поддержке; предпочитаемые форматы получения информации о ментальном здоровье, психогигиене и благополучии; установки в отношении психологической поддержки. Исследование проведено посредством социологического опроса. Опрошено 654 студента Московского городского педагогического университета.

Студенты испытывают наибольшую потребность в поддержке в ситуациях эмоциональных и академических нагрузок, а также аффективных расстройств; предпочитаемые форматы помощи структурируются по типу потребности от приобретения навыков заботы о себе и управления эмоциями до консультативной или терапевтической работы, особое место занимает информирование и просвещение и неспецифические социальные формы поддержки, в частности средовые условия и студенческие сообщества. Студенты неоднозначно воспринимают возможности, которые им предоставляет вуз «здесь и сейчас» по вопросам поддержки благополучия, и неоднозначно относятся к ним – обращение за помощью сопряжено для студентов с неопределённостью и переживаниями уместности, риска и недоверия, что может нивелироваться в психологическом просвещении и образовании.

Об авторах

Е. В. Нехорошева
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Россия

Нехорошева Елена Владимировна – канд. пед. наук, заведующая научно-исследовательской лабораторией городского благополучия и здоровья, НИИ Урбанистики и глобального образования.

129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4

Researcher ID: JFS-6237-2023



Д. А. Касаткина
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Россия

Касаткина Дарья Алексеевна – канд. психол. наук, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории городского благополучия и здоровья, НИИ Урбанистики и глобального образования.

129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4



Список литературы

1. Goodwin J., Behan L., Kelly P., McCarthy K., Horgan A. Help-seeking behaviors and mental well-being of first year undergraduate university students // Psychiatry research. Psychiatry Res, 2016. Vol. 246. P. 129–135. DOI: 10.1016/J.PSYCHRES.2016.09.015

2. Radez J., Reardon T., Creswell C., Lawrence P.J., Evdoka-Burton G., Waite P. Why do children and adolescents (not) seek and access professional help for their mental health problems? A systematic review of quantitative and qualitative studies // European child & adolescent psychiatry. Eur Child Adolesc Psychiatry, 2021. Vol. 30. No. 2. P. 183–211. DOI: 10.1007/S00787-019-01469-4

3. Ning X., Wong J.P.H., Huang S., Fu Y., Gong X., Zhang L. et al. Chinese university students’ perspectives on help-seeking and mental health counseling // International journal of environmental research and public health. Int J Environ Res Public Health, 2022. Vol. 19. No. 14. Article no. 8259. DOI: 10.3390/IJERPH19148259

4. Антонова Н.А., Ерицян К.Ю., Казанцева Т.В., Дубровский Р.Г. Барьеры и фасилитаторы обращаемости за психологической помощью в системе общего // Психологическая наука и образование. 2022. № 4 (27). C. 77–87. DOI: 10.17759/pse.2022270408

5. Westberg K.H., Nyholm M., Nygren J.M., Svedberg P. Mental health problems among young people – a scoping review of help-seeking // International journal of environmental research and public health. Int J Environ Res Public Health, 2022. Vol. 19. No. 3. Article no. 1430. DOI: 10.3390/IJERPH19031430

6. Aguirre Velasco A., Cruz I.S.S., Billings J., Jimenez M., Rowe S. What are the barriers, facilitators and interventions targeting help-seeking behaviours for common mental health problems in adolescents? A systematic review // BMC Psychiatry, 2020. Vol. 20. No. 1. Article no. 293. DOI: 10.1186/S12888-020-02659-0

7. Clement S., Schauman O., Graham T., Maggioni F., Evans-Lacko S., Bezborodovs N. What is the impact of mental health-related stigma on help-seeking? A systematic review of quantitative and qualitative studies // Psychological medicine. Psychol Med, 2015. Vol. 45. No. 1. P. 11–27. DOI: 10.1017/S0033291714000129

8. Walter G., Soh N.L.W., Jaconelli S.N., Lampe L., Malhi G.S., Hunt G. Medical students’ subjective ratings of stress levels and awareness of student support services about mental health // Postgraduate medical journal. Postgrad Med J, 2013. Vol. 89. No. 1052. P. 311–315. DOI: 10.1136/POSTGRADMEDJ-2012-131343

9. Fernández-Rodríguez C., Soto-López T., Cuesta M. Needs and demands for psychological care in university students // Psicothema. Psicothema, 2019. Vol. 31. No. 4. P. 414–421. DOI: 10.7334/PSICOTHEMA2019.78

10. Маралов В.Г., Кариев А.Д., Крежевских О.В., Кудака М.А., Агеева Л.Е., Агранович Е.Н. Субъектность, самоэффективность и психологическое благополучие: сравнительное исследование российских и казахстанских студентов // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 10 (31). C. 135–149. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-10-135-149

11. Brooker A., Mckague M., Phillips L. Implementing a whole-of-curriculum fpproach to student wellbeing // Student Success. 2019. Vol. 10. No. 3. P. 55–63. DOI: 10.5204/ssj.v10i3.1417

12. Bye L.-A., Muller F., Oprescu F. The impact of social capital on student wellbeing and university life satisfaction: a semester-long repeated measures study // Higher Education Research & Development. Routledge, 2019. Vol. 39. No. 5. P. 898–912. DOI: 10.1080/07294360.2019.1705253

13. Kwan M.Y.W., Brown D., MacKillop J., Beaudette S., Van Koughnett S., Munn C. Evaluating the impact of Archway: a personalized program for 1st year student success and mental health and wellbeing // BMC Public Health. BioMed Central Ltd, 2021. Vol. 21. No. 1. P. 1–7. DOI: 10.1186/S12889-020-10057-0/METRICS

14. Самохвалова А.Г., Шипова Н.С., Тихомирова Е.В., Вишневская О.Н. Психологическое благополучие современных студентов: типология и мишени психологической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2022. № 1 (30). C. 29–48. DOI: 10.17759/cpp.2022300103

15. Антонова Н.А., Ерицян К.Ю., Цветкова Л.А. Запрос на психологическую помощь студентов педагогического вуза // Психология человека в образовании. 2021. № 2 (3). C. 208–217. DOI: 10.33910/2686-9527-2021-3-2-208-217

16. Auerbach, R.P., Mortier, P., Bruffaerts, R., Alonso, J., Benjet, C., Cuijpers, P. et al. WHO World Mental Health Surveys International College Student Project: Prevalence and distribution of mental disorders // Journal of abnormal psychology. J Abnorm Psychol, 2018. Vol. 127. No. 7. P. 623–638. DOI: 10.1037/ABN0000362

17. Савенкова И.А., Беликов В.И. Исследование психологических проблем студентов и их потребности в помощи психолога // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 414–416. EDN: YROTBZ.

18. Пузанова Ж.В., Ларина Т.И. «Здоровая личность» современного студента вуза как исследовательский концепт // Высшее образование в России. 2022. № 7 (31). C. 151–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-7-151-166

19. Горбунова Е.В., Крылова И.Е. Психологические службы в российских вузах: что имеем и куда идём? // Высшее образование в России. 2023. № 11 (32). C. 95–115. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-11-95-115

20. Лызь Н.A., Истратова О.Н., Голубева Е.В. Работающие студенты: образовательная успешность и субъективное благополучие // Высшее образование в России. 2023. № 2 (32). C. 80–96. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-80-96

21. Савинков С.Н., Козырева В.В. Адаптированность к обучению в вузе и основные потребности студентов в получении психологической помощи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2021. № 199. C. 58–66. DOI: 10.33910/1992-6464-2021-199-58-66

22. Zarowski B., Giokaris D., Green O. Effects of the COVID-19 Pandemic on University Students’ Mental Health: A Literature Review // Cureus. Cureus, 2024. Vol. 16. No. 2. Article no. e54032. DOI: 10.7759/CUREUS.54032

23. Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Меерсон А.-Л.С. Психологическая безопасность и коммуникативные трудности преподавателей и студентов при длительном онлайн-обучении / Высшее образование в России. 2023. № 1 (32). C. 148–168. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-1-148-168

24. Rickwood D., Deane F.P., Wilson C.J., Ciarrochi J. Young people’s help-seeking for mental health problems // Australian e-Journal for the Advancement of Mental Health. Routledge, 2005. Vol. 4. No. 3. P. 218–251. DOI: 10.5172/JAMH.4.3.218

25. Mackenzie C.S., Gekoski W.L., Knox V.J. Age, gender, and the underutilization of mental health services: The influence of help-seeking attitudes // Aging and Mental Health. Routledge, 2006. Vol. 10. No. 6. P. 574–582. DOI: 10.1080/13607860600641200

26. Baklola M., Terra M., Taha A., Elnemr M., Yaseen M., Maher A. et al. Mental health literacy and help-seeking behaviour among Egyptian undergraduates: a cross-sectional national study // BMC psychiatry. BMC Psychiatry, 2024. Vol. 24. No. 1. Article no. 202. DOI: 10.1186/S12888-024-05620-7

27. Ajzen I. The theory of planned behavior // Organizational Behavior and Human Decision Processes. Academic Press, 1991. Vol. 50. No. 2. P. 179–211. DOI: 10.1016/0749-5978(91)90020-T

28. Нехорошева Е.В., Касаткина Д.А. Модели содействия психологическому благополучию студентов: кейс-стади десяти университетов мира // Современная аналитика образования. Благополучие в образовании: современные исследования. 2024. № 76 (2). C. 176–197. URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/915875947.pdf (дата обращения: 23.05.24).

29. Pretorius C., Chambers D., Coyle D. Young people’s online help-seeking and mental health difficulties: Systematic narrative review // Journal of Medical Internet Research. JMIR Publications Inc., 2019. Vol. 21. No. 11. Article no. e13873. DOI: 10.2196/13873

30. Priestley M., Broglia E., Hughes G., Spanner L. Student perspectives on improving mental health support services at university // Counselling and Psychotherapy Research. John Wiley and Sons Inc, 2022. Vol. 22. No. 1. DOI: 10.1002/CAPR.12391

31. Gebreegziabher Y., Girma E., Tesfaye M. Help-seeking behavior of Jimma university students with common mental disorders: A cross-sectional study // PLOS ONE. Public Library of Science, 2019. Vol. 14. No. 2. Article no. e0212657. DOI: 10.1371/JOURNAL.PONE.0212657

32. De Luca S.M., Lytle M.C., Yan Y., Brownson C. Help-seeking behaviors and attitudes of emerging adults: How college students reporting recent suicidal ideation utilize the internet compared to traditional resources // Journal of American College Health. Routledge, 2020. Vol. 68. No. 3. P. 250–257. DOI: 10.1080/07448481.2018.1539397

33. Buscemi J., Murphy J.G., Martens M.P., McDevitt-Murphy M.E., Dennhardt A.A., Skidmore J.R. Help-seeking for alcohol-related problems in college students: correlates and preferred resources // Psychology of Addictive Behaviors. 2010. Vol. 24. No. 4. P. 571–580. DOI: 10.1037/A0021122

34. Wiljer D., Shi J., Lo B., Sanches M., Hollenberg E., Johnson A. et al. Effects of a mobile and web app (Thought Spot) on mental health help-seeking among college and university students: randomized controlled trial // Journal of Medical Internet Research. JMIR Publications Inc., 2020. Vol. 22. No. 10. Article no. e20790. DOI: 10.2196/20790

35. Choi I., Mestroni G., Hunt C., Glozier N. Personalized help-seeking web application for chinese-speaking international university students: development and usability study // JMIR Formative Research. JMIR Publications Inc., 2023. Vol. 7. Article no. e35659. DOI: 10.2196/35659

36. Storrie K., Ahern K., Tuckett A. A systematic review: Students with mental health problems – a growing problem // International journal of nursing practice. Int J Nurs Pract, 2010. Vol. 16. No. 1. P. 1–6. DOI: 10.1111/J.1440-172X.2009.01813.X

37. Dusunceli B., Colak S., Demir S., Koc M. Examination of meeting the needs of university students from social support systems // Journal of Measurement and Evaluation in Education and Psychology. Association of Measurement and Evaluation in Education and Psychology (EPODDER), 2020. Vol. 11. No. 4. P. 346–361. DOI: 10.21031/EPOD.706475


Рецензия

Просмотров: 533


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)