Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Родительство в студенчестве: возможности совмещения жизненных стратегий

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-7-32-49

Аннотация

Демографические вызовы, с которыми столкнулась сегодня Россия, требуют всё новых и новых мер, направленных на повышение рождаемости. В условиях повышения возраста родителей при рождении первенца у современной молодёжи устойчивы представления о том, что возраст 18–24 года не является «подходящим» для деторождения. Проведённый авторами обзор существующих и предлагаемых мер поддержки студенческих семей позволяет говорить об активном развитии этой сферы. Выделены ключевые направления реализуемой и планируемой поддержки: помощь студенческим семьям в решении жилищных вопросов; финансовая поддержка студентов-родителей; организационные меры, направленные на совмещение родительских и образовательных обязанностей. Наш анализ был сфокусирован на проблеме создания необходимых условий для реализации молодёжью родительской жизненной стратегии в период студенчества. Целью исследования стала разработка потенциальных инструментов минимизации трудностей родительства, возникающих в период отпуска по уходу за ребёнком, для студенческих семей. Для достижения цели были поставлены две задачи: выявление совокупности сложностей и противоречий, переживаемых родителями в период отпуска по уходу за ребёнком, и разработка на основе полученных результатов предложений, направленных на повышение рождаемости у студентов в период получения ими высшего образования. Методом исследования выступили полуформализированные интервью с 40 родителями, семьи которых используют право на отпуск по уходу за ребёнком. По результатам анализа выявлены сложности двух уровней: институциональный (трудности связаны с государственным регулированием, состоянием инфраструктуры, рынком труда) и личностный (социальные установки, отношения с окружением, состояние здоровья). Для студентов-родителей ситуация в период декретного отпуска представляется ещё более сложной, а поддержка – более востребованной. На основании этого разработаны рекомендации, которые направлены на смягчение трудностей студенческих семей, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком, и могут быть реализованы в системе российского высшего образования.

Об авторах

А. П. Багирова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Багирова Анна Петровна – д-р эконом. наук, канд. соц. наук, профессор, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления, Researcher ID: M-7440-2013.

620002, Свердловская обл., Екатеринбург, ул. Мира, 19



А. В. Нешатаев
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Нешатаев Александр Васильевич – ассистент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления, Researcher ID: AAG-5745-2021.

620002, Свердловская обл., Екатеринбург, ул. Мира, 19



А. С. Вавилова
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Россия

Вавилова Ася Сергеевна – канд. экон. наук, доцент кафедры корпоративного управления и финансов, Researcher ID: KDM-7720-2024.

630099, Новосибирск, ул. Каменская, 56



А. Д. Левшиц
Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Москва, Россия
Россия

Левшиц Анна Дмитриевна – канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков филологического факультета, специалист Института современных языков, межкультурной коммуникации и миграций, Researcher ID: GPQ-8754-2022.

117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6



Список литературы

1. Архангельский В.Н., Калачикова О.Н. Возраст матери при рождении первого ребёнка: динамика, региональные различия, детерминация // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 5. С. 200–217. DOI: 10.15838/esc.2020.5.71.12

2. Balbo N., Billari F.C., Mills M. Fertility in Advanced Societies: A Review of Research // European Journal of Population. 2013. Vol. 29. No. 1. P. 1–38. DOI: 10.1007/s10680-012-9277-y

3. Goisis A. Maternal Age at First Birth and Parental Support: Evidence From the UK Millennium Cohort Study // Population Research and 18 Семья как ценность. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/semja-kak-cennost (дата обращения: 29.02.2024). Policy Review. 2023. Vol. 42. No. 5. P. 1–33. DOI: 10.1007/s11113-023-09818-7

4. Щербакова Е.М. Молодёжь СНГ, демографические штрихи статистического портрета 2021 года // Демоскоп Weekly. 2022. № 969–970. С. 1–30. EDN: PDCINM.

5. Kim K.W., Nho J.-H., Kim S., Park B., Park S. Comparison of infant mortality and associated factors between Korean and immigrant women in Korea: An 11-year longitudinal study // Korean Journal of Women Health Nursing. 2021. Vol. 27. No. 4. P. 286–296. DOI: 10.4069/KJWHN.2021.12.12.2

6. Сарварова А.Д., Тупицын С.С., Тупицына Л.С. Динамика возрастной модели рождаемости в двух регионах России // Регионология. 2022. № 4 (121). C. 924–944 DOI: 10.15507/2413-1407.121.030.202205.924-944

7. Attali E., Yogev Ya. The Impact of Advanced Maternal Age on Pregnancy Outcome // Best Practice & Research Clinical Obstetrics & Gynaecology. 2021. Vol. 70. P. 2–9. DOI: 10.1016/j.bpobgyn.2020.06.006 16

8. Correa-de-Araujo R., Yoon S.S. Clinical Outcomes in High-Risk Pregnancies Due to Advanced Maternal Age Published // Journal of Women’s Health. 2021. Vol. 30. No. 2. P. 160–167. DOI: 10.1089/jwh.2020.8860

9. Ростовская Т.К., Князькова Е.А., Ширшова Т.М. Cтуденьческая семья как объект научного исследования (обзор научных исследований по проблематике студенческих семей) // Alma mater. 2022. № 11. C. 106–113. DOI: 10.20339/AM.11-22.106

10. Ростовская Т.К., Кучмаева О.В., Золотарева О.А. Студенческая семья в России: детерминанты вступления в брак // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2023. Т. 23. № 1. С. 40–60. DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-1-40-60

11. Багирова А.П., Банникова Л.Н., Бледнова Н.Д., Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р. и др. Молодёжь о будущем России и о себе: вызовы настоящего и конструирование горизонтов грядущего (по материалам VIII этапа мониторинга динамики социокультурного развития уральского студенчества 1995–2020 гг.). Екатеринбург: издательство Уральского университета. 2021. 372 с. EDN: BUFZOL.

12. Кучмаева О.В., Золотарева О.А. Студенческая семья в современной России: демографические и социальные характеристики по данным выборочного обследования // Вестник ЮжноРоссийского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2022. Т. 15. № 1. С. 135–149. DOI: 10.17213/2075-2067-2022-1-135-149

13. Moreau M.P., Kerner C. Care in academia: An exploration of student parents’ experiences // British Journal of Sociology of Education. 2017. No. 36 (2). P. 215–233. DOI: 10.1080/01425692.2013.814533

14. Evans C. Parenting by day, studying by night: challenges faced by student-parents in the COVID-19 pandemic // Educational Review. 2024. DOI: 10.1080/00131911.2024.2309986

15. Pearson F. Back in School: How Student Parents Are Transforming College and Family. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press. 2019. URL: https://www.aaup.org/article/understanding-students-who-are-parents (дата обращения: 01.03.2024).

16. Gerrard E., Roberts R. Student parents, hardship and debt: a qualitative study // Journal of Further and Higher Education. 2006. No. 30 (4). P. 393–403. DOI: 10.1080/03098770600965409

17. Estes D.K. Managing the student-parent dilemma: mothers and fathers in higher education // Symbolic Interaction. 2011. No. 34 (2). P. 198–219. DOI: 10.1525/si.2011.34.2.198

18. Scharp K.R., Cooper A., Worwod J., Hall E.D. “There’s Always Going to Be Uncertainty”: Exploring Undergraduate Student Parents’ Sources of Uncertainty and Related Management Practices // Communication Research. 2020. No. 48 (7). P. 1059–1084. DOI: 10.1177/0093650220903872

19. Lin H.-C., Zeanah P., Olivier D., Bergeron M., Liu C. Responding to the pressing yet unrecognized needs of student-parents amid the COVID-19 pandemic // Journal of American College Health. 2021. Vol. 70. No. 8. P. 2276–2280. DOI:10.1080/07448481.2020.1870474

20. Arowoshola L. Medical education engagement during the COVID-19 era – a student parents perspective // Medical education onlineю 2020. Vol. 25. No. 1. Article no. 1788799. DOI: 10.1080/10872981.2020.1788799

21. Nikiforidou Z., Holmes S. Student Parents or Parent Students in Lockdown Pandemic? A Third Space approach // Journal of Family. 2022. Vol. 44. No. 1. P. 2009–2024. DOI: 10.1177/0192513X211067524

22. Reynolds M.M., Avendano M. Social policy expenditures and life expectancy in high-income countries // American Journal of Preventive Medicine. 2018. Vol. 54. No. 1. P. 72–79. DOI: 10.1016/j.amepre.2017.09.001

23. Bičáková A., Kalíšková K. (Un)intended effects of parental leave policies: Evidence from the Czech Republic // Labour Economics. 2019. Vol. 61. Article no. 101747. DOI: 10.1016/j.labeco.2019.07.003

24. Koslowski A., Blum S., Dobrotić I., Kaufman G., Moss P. 18th International Review of Leave Policies and Research 2022. 2022. 545 p. DOI:10.18445/20220909-122329-0

25. Albrecht J., Björklund A., Vroman S. Is there a glass ceiling in Sweden? // Journal of Labor Economics. 2023. Vol. 21. No. 1. P. 145–177. DOI: https://doi.org/10.1086/344126

26. Ferragina E. Does family policy influence women’s employment?: Reviewing the evidence in the field // Political Studies Review. 2017. Vol. 17. No. 1. P. 65–80. DOI: 10.1177/1478929917736438

27. Ekberg J., Eriksson R., Friebel G. Parental leave – a policy evaluation of the Swedish “daddy-month” reform // Journal of Public Economics. 2013. Vol. 97. P. 131–143. DOI: 10.1016/j.jpubeco.2012.09.001


Рецензия

Просмотров: 359


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)