Образовательные траектории родителей как фактор репродуктивного поведения на примере Республики Татарстан (2013–2022 гг.)
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-7-50-66
Аннотация
Целью исследования являлась оценка влияния образовательных траекторий родителей на репродуктивное поведение на примере Республики Татарстан за 2013–2022 гг. Гипотеза исследования: рост образовательного уровня родителей в 2013–2022 гг. привёл к отложенному родительству, увеличению среднего возраста родителей при рождении первенцев, снижению интернатальных периодов вследствие эффекта догоняющего роста; возрастает доля детей, родившихся у родителей с высокой профессиональной квалификацией. Основными методами послужили кросс-секционный анализ данных социологических исследований, посвящённых репродуктивному поведению мужчин и женщин в Республике Татарстан, статистический анализ временных динамических рядов показателей возраста и образования родителей. В результате анализа данных социологических исследований выявлены различия по количеству имеющихся и желаемых детей в семье в зависимости от уровня образования родителей и территории их проживания. За 2013–2022 гг. доля родившихся у матерей с высшим и неполным высшим образованием в среднем по Российской Федерации увеличилась c трети всех рождений до половины, а в Республике Татарстан – c 50% до 60%. Получение родителями высшего образования приводит к смещению календаря рождений: увеличению протонатального периода, при этом гипотеза о сокращении периодов между рождениями первых и вторых детей в зависимости от уровня образования родителей не подтвердилась. Период между первыми и вторыми рождениями составляет от 2 до 6 лет, у женщин с высшим образованием и учёной степенью он незначительно больше. Новизна работы заключается в оценке влияния образования родителей на желаемое количество детей, определении среднего возраста отца при рождении первого ребёнка и интернатальных периодов, их оценке в разрезе город/село по итогам социологических исследований, посвящённых репродуктивному поведению мужчин и женщин в Республике Татарстан.
Об авторах
Ч. И. ИльдархановаРоссия
Ильдарханова Чулпан Ильдусовна – д-р социол. наук, заведующая кафедрой медицинской демографии Регионального медицинского исследовательского института ГАУЗ «Межрегиональный клинико-диагностический центр», Researcher ID: N-6382-2016.
420101, Карбышева ул., д. 12а, Казань
Г. Н. Ершова
Россия
Ершова Гузель Николаевна – канд. ист. наук, ведущий научный сотрудник Центра семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан.
420111, Лево-Булачная ул., д. 36а, Казань
Список литературы
1. Захаров С.В. Скромные результаты пронаталистской политики на фоне долговременной эволюции рождаемости в России. Ч. 1 // Демографическое обозрение. 2016. Т. 3. № 3. С. 6–38. DOI: 10.17323/demreview.v3i5.7310
2. Архангельский В.Н. Шульгин С.Г., Зинькина Ю.В. Репродуктивное поведение российских женщин в зависимости от образовательного статуса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 3. С. 546–559. DOI: 10.22363/23132272-2020-20-3-546-559
3. Berthelon M., Kruger D.I. Does adolescent motherhood affect education and labor market outcomes of mothers? A study on young adult women in Chile during 1990–2013 // International Journal of Public Health. 2017. Vol. 62. No. 2. P. 293–303. DOI: 10.1007/s00038-0160926-5
4. Barclay K., Myrskylä M. Advanced maternal age and offspring outcomes: reproductive aging and counterbalancing period trends // Population and Development Review. 2016. Vol. 42. No. 1. P. 69–94. DOI: 10.1111/j.17284457.2016.00105.x
5. Bratti M., Tatsiramos K. The effect of delaying motherhood on the second childbirth // Journal of Population Economics. 2012. Vol. 25. No. 1. P. 291–321. DOI: 10.1007/s00148-010-0341-9
6. Edwards M.E. Education and Occupations: Reexamining the Conventional Wisdom About Later First Births Among American Mothers // Sociological Forum. 2002. Vol. 17. P. 423–443. DOI: 10.1023/A:1019679023616
7. Gustafsson S. Optimal age at motherhood. Theoretical and empirical considerations on postponement of maternity in Europe // Journal of Population Economics. 2001. Vol. 14. No. 2. P. 225–247. DOI: 10.1007/s001480000051
8. Schmidt L., Sobotka T., Bentzen J.G., Nyboe Andersen A. Demographic and medical consequences of the postponement of parenthood // Human Reproduction Update. 2011. Vol. 18. No. 1. P. 29–43. DOI: 10.1093/humupd/dmr040
9. Алешковский И.А., Архангельский В.Н., Зинькина Ю.В. Повышение уровня образования женщин как фактор снижения рождаемости в развивающихся странах (на примере Латинской Америки) // Nomothetika: Философия. Социология. Право. 2020. Т. 45. № 2. С. 220–236. DOI: 10.18413/2712-746X-2020-44-2-220-236
10. Bratti M. Labour force participation and marital fertility of Italian women: The role of education // J Popul Econ. 2003. Vol. 16. No. 3. P. 525–554. DOI: 10.1007/s00148-003-0142-5
11. Chen I.C. Parental Education and Fertility: An Empirical Investigation Based on Evidence from Taiwan // Journal of Family and Economic 2016. Vol. 37. No. 2. P. 272–284. DOI: 10.1007/s10834015-9448-1
12. Коротаев А.В., Новиков К.Е., Шульгин С.Г. Влияние образования на репродуктивное поведение через систему индивидуальных ценностей // Общественные науки и современность. 2020. № 6. С. 146–163. DOI: 10.31857/S086904990012118-1
13. Spéder Z., Bartus T. Educational Enrolment, Double-Status Positions and the Transition to Motherhood in Hungary // European Journal of Population. 2017. Vol. 33. No. 1. P. 55–85. DOI: 10.1007/s10680-016-9394-0
14. Lappegård T., Rønsen M. The Multifaceted Impact of Education on Entry into Motherhood // European Journal of Population. 2005. Vol. 21. No. 1. P. 31–49. DOI: 10.1007/s10680-004-6756-9
15. Augustine J.M. Exploring New Life Course Patterns of Mother’s Continuing Secondary and College Education // Population Research and Policy Review. 2016. Vol. 35. No. 6. P. 727–755. DOI: 10.1007/s11113-016-9401-5
16. Skirbekk V., Kohler H., Prskawetz A. Birth month, school graduation, and the timing of births and marriages // Demography. 2004. Vol. 41. No. 3. P. 547–568. DOI: 10.1353/dem.2004.0028
17. Miller A.R. The effects of motherhood timing on career path // Journal of Population Economics. 2011. Vol. 24. No. 3. P. 1071–1100. DOI: 10.1007/s00148-009-0296-x
18. Myrskylä M., Barclay K., Goisis A. Advantages of later motherhood // Gynäkologe. 2017. Vol. 50. No. 10. P. 767–772. DOI: 10.1007/s00129-0174124-1
19. Jalovaara M., Andersson G. Disparities in Children’s Family Experiences by Mother’s Socioeconomic Status: The Case of Finland // Population Research and Policy Review. 2018. Vol. 37. No. 5. P. 751–768. DOI: 10.1007/s11113-018-9485-1
20. Ellingsæter A.L., Rønsen M. The dual strategy: Motherhood and the work contract in Scandinavia // European Journal of Population. 1996. Vol. 12. No. 3. P. 239–260. DOI: 10.1007/BF01797111
21. Архангельский В.Н., Калачикова О.Н. Женщины и мужчины: различия в показателях рождаемости и репродуктивного поведения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 5. С. 165–185. DOI: 10.15838/esc.2021.5.77.10
22. Демографический доклад–2020. Демографическое самочувствие Республики Татарстан: статистический мониторинг и рефлексии населения. / А.Р. Абдульзянов, Н.М. Биктимиров, В.А. Гневашева и др. Казань: Академия наук Республики Татарстан, 2020. 577 с. DOI: 10.51285/dem2020
23. Демографический доклад–2021. Ретроспективы и перспективы воспроизводства населения Республики Татарстан (2000–2020 гг.). Монография / Под ред. д.с.н. Ч.И. Ильдархановой. Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2022. 306 c. DOI: 10.51285/978-5-9690-0961-5
24. Малева Т.М., Тындик А.О. Ловушка низкой рождаемости в Москве: высокообразованные бездетные?// Регион: Экономика и Социология. 2014. № 2 (82). С. 116–136. EDN: SMGPBR.
25. Петросян А.Н. Рождаемость в муниципальных образованиях России в 2011-2019 гг. // Демографическое обозрение. 2021. Т. 8. № 3. С. 42–73. DOI: 10.17323/demreview.v8i3.13266
26. Демографический доклад–2022. Социодемографический капитал Республики Татарстан в контексте национальной безопасности : 2019–2021 гг / А.Р. Абдульзянов, В.Н. Архангельский, А.П. Багирова [и др.]; Казань: Академия наук Республики Татарстан, 2022. 352 с. DOI: 10.51285/978-5-9690-1058-1
27. Ростовская Т.К. Институциональные основы становления студенческой семьи как ресурса демографического развития России / Т. К. Ростовская, Е. А. Князькова // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2022. Т. 15. № 1. С. 169–179. DOI: 10.17213/2075-2067-2022-1169-179
28. Ильдарханова Ч.И. Генеративное поведение российских мужчин в условиях демографического кризиса: монография. Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2021. 244 с. DOI: 10.51285/978-5-9690-0907-3
29. Ильдарханова Ч.И., Гневашева В.А. Стратегии трудового поведения женщин как фактор демографического самоопределения (региональный аспект). Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2020. 220 с. EDN: BKTNLW.
30. Население России–2019. Двадцать седьмой ежегодный демографический доклад. Отв. ред. С. В. Захаров. М., Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. 344 с. DOI: 10.17323/9785-7598-2554-8
31. Архангельский В.Н., Зайко Е.С. Линии репродуктивного поведения / В.Н. Архангельский // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29. № S2. С. 1374–1380. DOI: 10.32687/0869-866X-202129-s2-1374-1380