Что мы знаем о студенческих семьях: социологический анализ
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-7-67-83
Аннотация
Данное исследование посвящено анализу феномена студенческих семей в России. Авторы рассматривают демографический контекст, характеристики студенческих семей и их опыт совмещения учёбы и родительства. Исследование опирается на данные лонгитюдного проекта «Траектории в образовании и профессии» и глубинные интервью со студентками-матерями. Результаты показывают, что студенческие семьи – это относительно редкое явление, что соответствует общему тренду повышения возраста вступления в брак и рождения детей. Тем не менее большинство студентов планируют создать семью в будущем. Студенты из семей с более низким социально-экономическим статусом чаще создают семьи во время обучения. Анализ интервью выявил основные стратегии совмещения учёбы и материнства, включая реорганизацию распорядка дня, академические отпуска и дистанционное обучение. Отмечается важность поддержки со стороны партнёров и родственников. Студентки-матери высказали запрос на более гибкие форматы обучения, материальную поддержку и развитие инфраструктуры (например, детские сады при университетах). Авторы приходят к выводу о необходимости индивидуализированного подхода к поддержке студенческих семей, учитывая их редкость и разнообразие потребностей. Предлагаются направления дальнейших исследований, включая изучение социальных условий, влияющих на возраст создания семьи, анализ семейных планов старших студентов и аспирантов, а также более детальное исследование типологии и повседневной жизни студенческих семей.
Об авторах
К. А. ВилковаРоссия
Вилкова Ксения Александровна – канд. наук об образовании, заместитель директора центра, Научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ, Researcher ID: Y-5455-2018, Scopus Author ID: 57204427052.
101000, Москва, Потаповский пер., д. 16, стр. 10
И. А. Груздев
Россия
Груздев Иван Андреевич – директор Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ, Researcher ID: K-5536-2015.
109028, Москва, Покровский б-р, д. 11
Е. Д. Шмелева
Россия
Шмелева Евгения Дмитриевна – канд. наук об образовании, научный сотрудник Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ, Researcher ID: P-9230-2019, Scopus Author ID: 57193859727.
101000, Москва, Потаповский пер., д. 16, стр. 10
Е. А. Тарасова
Россия
Тарасова Елена Артемовна – стажёр-исследователь Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ, Researcher ID: KSM-3697-2024.
101000, Москва, Потаповский пер., д. 16, стр. 10
С. В. Старцев
Россия
Старцев Сергей Вячеславович – ведущий аналитик Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ.
109028, Москва, Покровский б-р, д. 11
Список литературы
1. Мищенко Е.В., Дядичева К.Л. Студенческая семья: проблемы и пути разрешения на уровне вуза // Теория и практика современной науки. 2019. № 4 (46). С. 157–162. EDN: QIPZTJ.
2. Лотова И.П. Студенческая семья: современный портрет, характеристика основных проблем и пути разрешения // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки. 2017. Т. 12. № 3. С. 129–134. EDN: ZJEPFB.
3. Нечаев М.П. Студенческая семья как объект социально-педагогического исследования // Журнал педагогических исследований. 2021. Т. 6. № 3. С. 3–6. EDN: VUHBFK.
4. Синельников А.Б. Демографический переход и семейно-демографическая политика // Социологические исследования. 2021. № 10. С. 83–93. DOI: 10.31857/S013216250017168-7
5. Bueno X., Lozano M., Adserà A. Advanced or postponed motherhood? Migrants’ and natives’ gap between ideal and actual age at first birth in Spain // Demographic Research. 2023. Vol. 49. Article no. 22. P. 565–600. DOI: 10.4054/DemRes.2023.49.22
6. Орлов И.Б. Студенческая семья 1920-х гг.: попытка многофакторного анализа // Российское студенчество: условия жизни и быта (XVIII-XXI века): сборник научных статей. М.: Изд-во МГОУ, 2004. С. 110–119. EDN: VUJVFD.
7. Ростовская Т.К., Кучмаева О.В., Золотарева О.А. Студенческая семья в России: детерминанты вступления в брак // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2023. Т. 23. № 1. С. 40–60. DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-1-40-60
8. van Rhijn T., Smit Quosai T., Lero D.S. A Profile of Undergraduate Student Parents in Canada // Canadian Journal of Higher Education. 2011. Vol. 41. No. 3. P. 59–80. DOI: 10.47678/cjhe.v41i3.2490
9. Dayne N., Jung Y., Roy R. (2023). Childcare, campus support services, and other barriers for college students who are parents at a 4-Year Hispanic serving institution // Journal of Hispanic Higher Education. Vol. 22. No. 1. P. 18–32. DOI: 10.1177/15381927211005076
10. Reed S., Grosz M., Kurlaender M., Cooper S. A portrait of student parents in the California Community Colleges. UC Davis Wheelhouse Research Brief. 2021. Vol. 6. No. 2. P. 1–13. URL: https://education.ucdavis.edu/sites/main/files/wheelhouse_research_brief_vol_6_no_2_final.pdf (дата обращения: 12.07.2024).
11. Sallee M.W., Cox, R.D. Thinking beyond childcare: Supporting community college studentparents // American Journal of Education. 2019. Vol. 125. No 4. P. 621–645. DOI: 10.1086/704094
12. Ростовская Т.К., Князькова Е.А., Лукьянец А.С. Молодёжь и молодежная политика в России и за рубежом. 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2024. 524 с. ISBN: 978-5-534-18423-5.
13. Dankyi J.K., Dankyi L.A., Minadzi V.M. Struggles and coping strategies of student mothers at the University of Cape Coast distance education, Ghana. // Creative Education. 2019. Vol. 10. No. 11. P. 2484–2494. DOI: 10.4236/ce.2019.1011176
14. Savage S. The experience of mothers as university students and pre-service teachers during Covid-19: recommendations for ongoing support // Studies in Continuing Education. 2023. Vol. 45. No. 1. P. 71–85. DOI:10.1080/0158037X.2021.1994938
15. Anane C., Adangabe A.A., Inkoom D. Coping strategies and perceived support of studentmothers at the university of education, winnebacampus // South Asian Journal of Social Sciences and Humanities. 2021. Vol. 3. No. 2, P. 151–169. DOI: 10.48165/sajssh.2021.2310
16. Kensinger C., Minnick D.J. The invisible village: An exploration of undergraduate student mothers’ experiences // Journal of Family and Economic Issues. 2018. Vol. 39. No. 1. P. 132–144. DOI: 10.1007/s10834-017-9535-6
17. van der Rie M., Corfe W., Kubeka C. Bad daughter, good mother, good student // British Journal of Guidance & Counselling. 2020. Vol. 48. No. 5. P. 724–734. DOI: 10.1080/03069885.2019.1566950
18. Dickson M., Tennant L. ‘The accommodation I make is turning a blind eye’: faculty support for student mothers in higher education // Studies in Continuing Education. 2018. Vol. 40. No. 1. P. 76–97. DOI: 10.1080/0158037X.2017.1392296
19. Хавенсон Т.Е., Чиркина Т.А. Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 4. С. 539–554. DOI: 10.17323/727-0634-2019-17-4-539-554
20. Yastrebov G., Kosyakova Y., Kurakin D. Slipping past the test: Heterogeneous effects of social background in the context of inconsistent selection mechanisms in higher education // Sociology of Education. 2018. Vol. 91. No. 3. P. 224-241. DOI: 10.1177/0038040718779087
21. Лукина А.А., Мальцева В.А., Розенфельд Н.Я. Субъективная социальная мобильность выпускников вузов через призму их образовательных траекторий // Социологические исследования. 2024. № 1. С. 109–124. DOI: 10.31857/S0132162524010109
22. Бурдьё П., Пассрон Ж.К. Основы теории символического насилия (Фрагменты из книги. Пер. с фр. Н. Шматко) // Вопросы образования. 2006. № 2. С. 39–61. EDN: JWNHWL.