Опыт оценки компетенций в области саморегулируемого обучения в смешанной среде
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-7-100-123
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением компетенций студентов в области саморегулируемого обучения и их оценкой в условиях смешанной среды в контексте казахстанского вуза. Целью исследования является выработка подхода к оценке компетенций в области саморегулируемого обучения у студентов, обучающихся в смешанной среде. Сформированы дескрипторы компетенций, характеризующие присвоение студентами способов деятельности, необходимых для начала обучения и ожидаемых по завершении; с применением методики оценивания, разработанной Самарским филиалом РАНХиГС, подготовлены инструменты оценки компетенций в области саморегулируемого обучения. Проведён эксперимент с участием 51 студента 1-го курса образовательной программы «Педагогика и психология», с применением указанных оценочных средств. Результаты исследования позволили сделать следующие выводы: (1) внутренними ресурсами студентов для регулирования собственного обучения являются общие компетенции, включающие следующие аспекты деятельности: определение запроса на информацию, извлечение и первичная обработка (систематизация) информации, обработка информации, планирование процесса обучения, оценка продукта и результатов учебной деятельности, оценка и планирование собственного продвижения; (2) методы и оценочные средства представляют собой практико-ориентированные задания, стандартизированные по содержанию, процедуре и способам оценки и интерпретации результатов.
Ключевые слова
Об авторах
С. М. БахишеваКазахстан
Бахишева Светлана Мендыгалиевна – д-р пед. наук, ассоциированный профессор кафедры педагогики и психологии.
090000, Уральск, ул. Ихсанова, д. 44
Г. Б. Голуб
Россия
Голуб Галина Борисовна – канд. истор. наук, ведущий научный сотрудник.
443068, Самара, ул. Ново-Садовая, д. 106Ж
А. М. Кемешова
Казахстан
Кемешова Аккумис Мендигалиевна – магистр педагогики и психологии, старший преподаватель кафедры «Специальной педагогики».
050010, Алматы, пр-кт Достык, д. 13
З. Г. Мухтар
Казахстан
Мухтар Зинур Гафурович – магистр пед. наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии.
090000, Уральск, ул. Ихсанова, д. 44
Ж. С. Кажиакпарова
Казахстан
Кажиакпарова Жадыра Сериковна – канд. пед. наук, ассоциированный профессор кафедры общественных дисциплин и физической культуры.
090000, Уральск, пр-кт Н. Назарбаева, д. 194
Список литературы
1. López-Reyes L.J., Jiménez-Gutiérrez A.L., Costilla-López D. The Effects of Blended Learning on the Performance of Engineering Students in Mathematical Modeling // Education Sciences. 2022. Vol. 12. No. 12. Article no. 931. DOI: 10.3390/educsci12120931
2. Ginestie J., Impedovo M.A. International Teachers Professional Developing: Blended Learning Between Europe and Asia // Voprosy Obrazovaniya / Educational Studies Moscow. 2020. No. 2. P. 114–27. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-2-114-127
3. Akbarov A., Gönen K., Aydoğan H. Students’ attitudes toward blended learning in EFL context // Acta Didactica Napocensia. 2018. Vol. 11. No. 1. P. 61–68. DOI: 10.24193/adn.11.1.5
4. Rasheed R.A., Kamsin A., Abdullah N.A., Kakudi H.A., Ali A.S. et al. Self-Regulated learning in flipped classrooms: A systematic literature review // International Journal of Information and Education Technology. 2020. Vol. 10. No. 11. P. 848–853. DOI: 10.18178/ijiet.2020.10.11.1469
5. Смирнов А.А., Калинина И.Ф. Онлайн-обучение в вузе в условиях пандемии COVID-19 // Социальные и гуманитарные технологии. 2021. № 1 (17). C. 115–122. EDN: VVSSIN.
6. Берман Н.Д., Безматерных К.Л. Поддержка самостоятельного обучения в онлайн-среде // СИТИСЭ. 2023. № 2 (36). С. 335–344. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.2.29
7. Lai C.L., Hwang G.J. A self-regulated flipped classroom approach to improving student performance in a mathematics course // Computers and Education. 2016. Vol. 100. P. 126–140. DOI: 10.1016/j.compedu.2016.05.006
8. Shabnam Ara S.J., Tanuja R. Exploring key parameters influencing student performance in a blended learning environment using learning analytics // Journal of Education and e-Learning Research. 2024. Vol. 11. No. 1. P. 77–89. DOI: 10.20448/jeelr.v11i1.5330
9. Zimmerman B.J. Attaining self-regulation: a social cognitive perspective in Handbook of SelfRegulation // eds M. Boekaerts, P.R. Pintrich, M. Zeidner (San Diego, CA: Academic Press). 2000. P. 13–40. DOI: 10.1016/b978-012109890-2/50031-7
10. Zimmerman, B.J. From cognitive modeling to self-regulation: a social cognitive career path // Educational Psychology. 2013. No. 48. P. 135–147. DOI: 10.1080/00461520.2013.794676
11. Winne P.H., Hadwin A.F. The weave of motivation and self-regulated learning in Motivation and Self-Regulated Learning: Theory, Research and Applications, eds D.H. Schunk, B.J. Zimmerman // New York, NY: Lawrence Erlbaum Associates). 2008. P. 297–314.
12. Pintrich P.R. The role of goal orientation in selfregulated learning in Handbook of Self-Regulation, eds M. Boekaerts, P.R. Pintrich, M. Zeidner (San Diego, CA: Academic Press). 2000. P. 452–502. DOI: 10.1016/B978-012109890-2/50043-3
13. Efklides A. Interactions of metacognition with motivation and affect in self-regulated learning: the MASRL model // Educational Psychology. 2011. No. 46. P. 6–25. DOI: 10.1080/00461520.2011.538645
14. Boekaerts M. Emotions, emotion regulation, and self-regulation of learning in Handbook of SelfRegulation of Learning and Performance, eds B.J. Zimmerman, D.H. Schunk // New York, NY: Routledge. 2011. P. 408–425.
15. Järvelä S., Kirschner P., Panadero E., Malmberg J., Phielix C., Jaspers J. et al. Enhancing socially shared regulation in collaborative learning groups: designing for CSCL regulation tools // Educational technology. Research and Development. 2015. Res. Dev. Vol. 63. P. 125–142. DOI: 10.1007/s11423-014-9358-1
16. Panadero E.A. Review of Self-regulated Learning: Six Models and Four Directions for Research // Frontiers in Psychology. 2017.Vol. 8. Article no. 422. DOI:10.3389/fpsyg.2017.00422
17. De Corte E. Learning Design: Creating Powerful Learning Environments for Self-Regulation Skill // Voprosy Obrazovaniya / Educational Studies Moscow. 2019. No. 4 (December). P. 30–46. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-4-30-46
18. Li J., Ye H., Tang Y., Zhou Z., Hu X. What Are the Effects of Self-Regulation Phases and Strategies for Chinese Students? A Meta-Analysis of Two Decades Research of the Association Between Self-Regulation and Academic Performance // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. Article no. 2434. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02434
19. Вилкова К.А. Измерение саморегулируемого обучения: обзор инструментов. Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 2. С. 123–132. DOI: 10.17759/jmfp.2020090211
20. Марголис А.А., Сорокова М.Г., Шведовская А.А. Очный, смешанный или онлайн-формат: как предпочитают учиться студенты? // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 5. С. 5–20. DOI: 10.17759/pse.2022270501
21. Еримпашева А.Т., Таракбаева Р.Е., Закирова А.А., Койлыбаева М.Т. Перспективы дистанционного обучения в казахстанских вузах в условиях активной цифровизации вследствие пандемии COVID–19 // Вестник университета «Туран». 2022. Т. 1. № 93. С. 276–283. DOI: 10.46914/1562-2959-2022-1-1-276-283
22. Broadbent J. Comparing online and blended learner’s self-regulated learning strategies and academic performance // The Internet and Higher Education. 2017. Vol. 33. P. 24–32. DOI: 10.1016/j.iheduc.2017.01.004
23. Islam Md.K., Sarker Md.F.H., Islam M.S. Promoting student-centred blended learning in higher education: A model // E-Learning and Digital Media. 2022. Vol. 19. No. 1. P. 36–54. DOI: 10.1177/20427530211027721
24. Tzimas D.E., Demetriadis S.N. Impact of Learning Analytics Guidance on Student Self-Regulated Learning Skills, Performance, and Satisfaction: A Mixed Methods Study // Education Sciences. 2024. Vol. 14. No. 1. article no. 92. DOI: 10.3390/educsci14010092
25. Андреева Н.В. Педагогика эффективного смешанного обучения // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 3. С. 8–20. DOI: 10.17759/jmfp.2020090301
26. Anthonysamy L., Koo A.C., Hew,S.H. Selfregulated learning strategies and non-academic outcomes in higher education blended learning environments: A one-decade review // Education and Information Technologies. 2020. Vol. 25. P. 3677–3704. DOI: 10.1007/s10639-020-10134-2
27. Абдыхалыкова Ж.Е., Мәлік Y.Б. Метакогнитивная инструкция в смешанной среде обучения // Вестник Торайгыров университета. Педагогическая серия. 2022. № 1. C. 215–-227. DOI: 10.48081/NIUS7438
28. Фомина Т.Г. Концептуальные подходы к анализу саморегулируемого обучения в зарубежной психологии образования // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11. № 3. С. 27–37. DOI: 10.17759/jmfp.2022110303
29. Корякина Я.В, Ломтева Т.Н., Каменский М.В. Саморегулируемое обучение в условиях цифровизации образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 2. С. 141–148. URL: https://vestnikskfu.elpub.ru/jour/article/view/43 (дата обращения: 06.06.2024).
30. Николаева Н.В. Информационно-образовательная среда вуза в контексте смешанного обучения. // Коллекция гуманитарных исследований. 2022. № 4. С. 24–30. DOI: 10.21626/j-chr/2022-4(33)/3
31. Radulović B., Dorocki M., Olić Ninković S., Stojanović M., Adamov J. The effects of blended learning approach on student motivation for learning physics // Journal of Baltic Science Education. 2023. Vol. 22. No. 1. P. 73–82. DOI: 10.33225/jbse/23.22.73
32. Nwabueze A.I., Isilebo N.B. Modern trends in the development of education. // Y.M. Abdulrahman, R.O. Anyaogu, N.J. Izuagba, R. Osim (Eds.). International and comparative education: A cross-cultural approach. Port Harcourt: Celwil Publishing. 2022. P. 545–558. URL: https://www.researchgate.net/profile/AkachukwuNwabueze-2/publication/360108214 (дата обращения: 06.06.2024).
33. Ко Ен Чоль, Ким Енсук. Теоретические аспекты и сущность самоуправляемого обучения. // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 6. C. 1–19. URL: https://mir-nauki.com/PDF/35PDMN621.pdf (дата обращения: 06.06.2024).
34. Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Посталюк Н.Ю., Фишман И.С. Компетентностно-ориентированное образование. Методология и практика / под общ. ред. Е.Я. Когана. Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2014. 128 с.
35. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. № 1. С. 3–37. DOI: 10.11621/vsp.2021.01.01
36. Лызь Н.А., Голубева Е.В., О.Н. Истратова О.Н. Образовательный опыт студентов: концептуализация и разработка инструмента оценки качества образования // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2022. № 3. С. 67– 98. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-3-67-98
37. Бахишева С.М., Тихонюк Е.В., Мухтар З.Г., Кинжекова Р.С., Кемешова А.М. Единая среда смешанного обучения: казахстанский контекст. Образование и наука. 2024. Т. 26. № 6. С. 12–41. DOI: 10.17853/1994-5639-2024-3371
38. Байденко В.И. Болонский процесс: европейский и национальные структуры квалификаций (Кн. Приложение 2) / Под науч. ред. В.И. Байденко. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. 2009. 220 с. ISBN: 978-5-7563-0387-2.
39. Голуб Г.Б., Фишман И.С. Планирование формирования общих компетенций в профессиональной об-разовательной программе СПО на основе уровневой дифференциации деятельности // Проблемы современного образования. 2019. № 1. С. 118–134. EDN: XMHOSR.
40. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Компетентностно-ориентированное образование: оценка результатов / под ред. проф. Е.Я. Когана. М.: Федеральный институт развития образования. 2015, 128 с.
41. Ewell P.T. “Can Assessment Serve Accountability? It Depends on the Question” in Achieving Accountability in Higher Education, edited by J.C. Burke and Associates, San Francisco, CA: Jossey-Bass. 2005. P. 1–24.
42. Schoenfeld A.H. How we think: A theory of goal-oriented decision making and its educational appli-cations. New York, NY: 2010. Routledge. 264 p. DOI: 10.4324/9780203843000
43. Benjamin R. The principles and logic of competency testing in higher education. In S. Blцmeke, O. Zlatkin-Troitschanskaia, C. Kuhn, J. Fege (Eds.), Modeling and measuring competencies in higher education: Tasks andchallenges, Boston, MA: Sense. 2013. P. 127–136. DOI: 10.1007/978-94-6091-867-4_9
44. Anayatova D., Kostaubayeva Z. Applying projectbased learning principles on blended learning classroom: students’perception. SDU Bulletin: Pedagogy and Teaching methods. 2020. Vol. 1 No. 52. P. 11–24. DOI: 10.47344/sduBulletin.v52i1.37
45. Wang C.H., Shannon D.M., Ross M.E. Students’ characteristics, self-regulated learning, technology self-efficacy, and course outcomes in online learning // Distance education. 2013. Vol. 34 No. 3. P. 302–323. DOI: 10.1080/01587919.2013.835779