Интеграция университетов и работодателей – потенциал в формировании социального капитала
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-7-144-164
Аннотация
В статье проанализированы основные направления интеграции университетов и работодателей, рассматриваемые в контексте формирования социального капитала участников образовательных отношений. Эмпирическую основу работы составили: 1) данные по самообследованию за 2023 год четырёх ведущих университетов омского региона, отличающихся структурой образовательных программ и отраслевой направленностью (ОмГТУ, ОмГУ, ОмГУПС, СибАДИ); 2) результаты анкетирования основных участников образовательного процесса: студентов и работодателей указанных вузов; 3) данные опроса университетской молодёжи в рамках Федерального проекта «Взлётная полоса 2023» (2 139 студентов указанных вузов). Новизна исследования заключается в обосновании сложившихся в образовательной среде практик интеграции университетов и работодателей как способов воспроизводства социального капитала для ключевых участников образовательных отношений. Эти практики способствуют установлению доверия между участниками образовательных отношений; формируют коммуникации, которые становятся ресурсами получения выгод для вовлечённых в сотрудничество сторон; помогают обучающимся осваивать корпоративные нормы и правила работодателей; снижают уровень транзакционных издержек при трудоустройстве и т. д. Установлено, что основные формы интеграции вузов и их партнёров реализуются главным образом для достижения высокого уровня постдипломного трудоустройства выпускников, которые на практике связаны с воспроизводством социального капитала как открытого, так и закрытого типа. На основе проанализированных источников были подтверждены следующие гипотезы: во-первых, представители работодателей, имеющие опыт сотрудничества с университетами, скорее предпочитают использовать и развивать такие форматы интеграции с образовательными организациями, которые ориентированы на решение задач трудоустройства молодёжи, то есть используют накапливаемый социальный капитал для наращивания человеческого капитала своих организаций; во-вторых, уровень готовности студентов рекомендовать образовательную организацию для поступления и обучения как важнейший индикатор доверия внутри близкого социального окружения выше у тех обучающихся, которые более удовлетворены качеством организации и прохождения учебной и производственной практики на предприятиях, в том числе работой её руководителя от работодателя. Авторами показаны перспективные направления исследований по предмету статьи: 1) установление общесистемных и отраслевых барьеров, затрудняющих развитие бриджингового социального капитала для производства инновационного продукта; 2) комплексный анализ линкингового социального капитала, который отражает качество коммуникаций и сотрудничества в контексте личной ответственности и компетенций должностных лиц обоих участников образовательного процесса.
Ключевые слова
Об авторах
С. Н. АпенькоРоссия
Светлана Николаевна Апенько – д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга, Researcher ID: D-1661-2015.
644077, Омск, пр-кт. Мира, 55а
А. В. Лукаш
Россия
Александр Викторович Лукаш – канд. филос. наук, доцент кафедры связи с общественностью, сервис и туризм, Researcher ID: GLU-5137-2022.
644046, Омск, пр-кт Маркса, д. 35
А. И. Давыдов
Россия
Алексей Игоревич Давыдов – канд. тех. наук, доцент кафедры информационная безопасность, Researcher ID: E-1446-2019.
644046, Омск, пр-кт Маркса, д. 35
Список литературы
1. Хайруллина Э.Р., Насретдинова А.С., Насретдинов А.И. Модель формирования профессиональных компетенций выпускника в условиях интеграции вуза с отраслевыми предприятиями // Современные наукоёмкие технологии. 2023. № 11. С. 220–224. DOI: 10.17513/snt.39847
2. Гецкина И.Б. Интеграция вуза и работодателей как эффективное решение проблемы готовности выпускников-лингвистов к трудоустройству // Современный учёный. 2022. № 1. С. 237–242. EDN: HPGYSA.
3. Миронова Е.А. Сетевое взаимодействие высшей школы и энергопредприятий // Образовательные технологии в современном учебно-воспитательном пространстве: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Петрозаводск, 25 октября 2020 года. Петрозаводск: Международный центр научного партнёрства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2020. С. 11–16. EDN: AWPPBO.
4. Миронова Л.И., Язовцев И.А. Варианты управления облачной системой “вуз – работодатель” // Педагогическая информатика. 2018. № 4. С. 117–126. EDN: SPNEVF.
5. Сахапов Р.Л., Абсалямов Т.Б. Цифровые технологии как платформа успешного развития сетевого сотрудничества в образовательной сфере // Техника и технология транспорта. 2020. № 3 (18). С. 15. EDN: GFERBV.
6. Комарова Л.К., Феденева И.Н. Новый взгляд на взаимоотношения вузов и работодателей в индустрии туризма и гостеприимства // Современное образование: качество образования и актуальные проблемы современной высшей школы: Материалы международной научно-методической конференции, Томск, 31 января 2019 года. Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2019. С. 141–143. EDN: TOBFWI.
7. Короткова Т.Л. Социальный капитал в образовании // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2017. № 1 (21). С. 26–31. EDN: ZOGIBZ.
8. Ревина Е.В. Механизмы институционального подкрепления доверия к высшему образованию // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2019. № 12 (130). С. 67. EDN: BIPYGU.
9. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Как превратить доверие в нематериальный актив развития высшей школы // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. С. 96–107. EDN: OUSPHZ.
10. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. О модели формирования доверия в Российском высшем образовании // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2020. № 3. С. 84–97. EDN: OJOCMG.
11. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Доверие к высшему образованию: социологические подходы к исследованию проблемы // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2018. № 3. С. 21–35. DOI 10.15593/2224-9354/2018.3.2
12. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Доверие как принцип стратегий поведения ключевых образовательных общностей в вузе // Педагогический журнал Башкортостана. 2019. № 4 (83). С. 32–42. EDN: NMXKXX.
13. Амбарова П.А. Социальные технологии формирования доверия в высшем образовании // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса, Тюмень, 14–16 октября 2020 года / Отв. редактор В.А. Мансуров. Тюмень: Российское общество социологов, 2020. С. 5220–5227. DOI: 10.19181/kongress.2020.610
14. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Шаброва Н.В. «Старое» и «новое» доверие в высшем образовании // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 1. С. 9–36. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-1-9-36
15. Майорова М.А. Сотрудничество технических вузов и промышленных предприятий РФ как средство формирования единого образовательного пространства // Вестник педагогических наук. 2023. № 1. С. 216–222. EDN: DXVOFF.
16. Каташинских В.С. Зарубежный опыт формирования доверия в высшем образовании: возможности его применения в российских вузах // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 5 (62). С. 146-158. DOI: 10.26105/SSPU.2019.62.5.015
17. Al-Tabbaa O., Ankrah S. Social capital to facilitate ‘engineered’ university–industry collaboration for technology transfer // A dynamic perspective, Technological Forecasting and Social Change. 2016. Vol. 104. P. 1–15. DOI: 10.1016/j.techfore.2015.11.027
18. Sarpong D., AbdRazak A., Alexander E. Meissner D. Organizing practices of university, industry and government that facilitate (or impede) the transition to a hybrid triple helix model of innovation // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Vol. 123. P. 142–152. DOI: 10.1016/j.techfore.2015.11.032
19. Jones J., Corral de Zubielqui G. Doing well by doing good: A study of university-industry interactions, innovationess and firm performance in sustainability-oriented Australian SMEs // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Vol. 123. P. 262–270. DOI: 10.1016/j.techfore.2016.07.036
20. Azagra-Caro J., Barberа-Tomаs D., EdwardsSchachter M., Tur E. Dynamic interactions between university-industry knowledge transfer channels: A case study of the most highly cited academic patent // Research Policy. 2017. Vol. 46. No. 2. P. 463–474. DOI: 10.1016/j.respol.2016.11.011
21. Cai Y. Towards a new model of EU-China innovation cooperation: Bridging missing links between international university collaboration and international industry collaboration // Technovation. 2023. Vol. 119. Article no. 102553. DOI: 10.1016/j.technovation.2022.102553
22. Mannak R., Meeus M., Raab J., Smit A. A temporal perspective on repeated ties across university-industry R&D consortia // Research Policy. 2019. Vol. 48. No. 9. Article no. 103829. DOI: 10.1016/j.respol.2019.103829
23. Steinmo M., Rasmussen E. The interplay of cognitive and relational social capital dimensions in university-industry collaboration: Overcoming the experience barrier // Research Policy. 2018. Vol. 47. No. 10. P. 1964–1974. DOI: 10.1016/j.respol.2018.07.004
24. Clauss T., Kesting T., Franco M. Innovation generation through formalisation and fairness in university – Industry collaboration // Technovation. 2024. Vol. 134. Article no. 103049. DOI: 10.1016/j.technovation.2024.103049
25. Song Y., Sahut J.-M., Zhang Zh., Tian Y., Hikkerova L. The effects of government subsidies on the sustainable innovation of university-industry collaboration // Technological Forecasting and Social Change. 2022. Vol. 174. Article no. 121233. DOI: 10.1016/j.techfore.2021.121233
26. Zhao K., Yue D., Liu Y., Shan H. Research on the mechanism of government subsidy on enterprise innovation based on industry-universityresearch collaboration // Heliyon. 2024. Vol. 10. No. 9. Article no. e30153. DOI: 10.1016/j.heliyon.2024.e30153