Готовность студентов вузов к общественному служению
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-9-26
Аннотация
В статье рассматривается реализация одного из важнейших аксиологических оснований высшего образования – формирование у студентов установок на общественное служение как социальную ценность. Актуальность исследования обусловлена необходимостью оценки образовательных практик, выполняющих в системе высшей школы данную социальную функцию. В фокусе внимания – готовность студентов к общественному служению как результат внедрения в учебный процесс нового педагогического подхода «Обучение служением». В качестве исследовательских вопросов проанализированы: концепт общественного служения и его интерпретация в контексте высшего образования; ключевые показатели готовности студентов вузов к общественному служению; возможности обучения служением формировать готовность к общественному служению. Предложено рассматривать общественное служение как деятельность в интересах других людей, реализуемую в двух формах – как социальное и как профессиональное служение. Первая форма связана с реализацией ответственного и реципрокного поведения, вторая – с общественной миссией профессии. На основе данных всероссийского социологического исследования (2024) показаны особенности и проблемы формирования готовности к социальному и профессиональному служению у студентов российских вузов. Значимым результатом исследования стала фиксация изменения в процессе обучения служением личностных качеств студентов, служащих предикторами их включённости в практики общественного служения во время и после обучения в вузе.
Об авторах
В. С. НикольскийРоссия
Никольский Владимир Святославович – д-р филос. наук, профессор Центра проектной деятельности, гл. редактор журнала «Высшее образование в России», главный научный сотрудник проектно-учебной лаборатории «Молодежная политика»,
107023, г. Москва, ул. Б. Семёновская, 38;
109028, г. Москва, Покровский б-р, 11.
П. А. Амбарова
Россия
Амбарова Полина Анатольевна – д-р социол. наук, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления,
620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19.
Н. В. Шаброва
Россия
Шаброва Нина Васильевна – д-р социол. наук, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления,
620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19.
Д. И. Земцов
Россия
Земцов Дмитрий Игоревич – научный сотрудник, проректор,
109028, г. Москва, Покровский б-р, 11.
ResearcherID: GXW-3421-2022,
Scopus AuthorID: 57418383700.
А. П. Метелев
Россия
Метелев Артём Павлович – председатель Комитета по молодёжной политике; Председатель Совета Ассоциации
115114, г. Москва, Летниковская ул, д. 10 стр. 2.
Список литературы
1. Парма Р.В. Гражданская активность поколений в современном российском обществе // Вестник Института социологии. 2022. Т. 13. № 2. C. 31–47. DOI: 10.19181/vis.2022.13.2.788
2. Никольский В.С. Обучение служением в России: становление предметного поля // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 12. С. 9–28. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-12-9-28
3. Ковров В.В., Беликова Н.Ю., Очирова Т.С. Социальное служение как фундамент гражданского общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 5. С. 23–27. DOI: 10.23672/SAE.2023.43.77.001
4. Костылева Т.А. Категории социального служения и основные понятия, связанные с ним // Омский научный вестник. 2013. № 3. С. 89–92. EDN: RCONYJ.
5. Маслакова А.В. Философское осмысление социального служения: история и современность // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2022. Т. 47. № 2. С. 381–388. DOI: 10.52575/2712-746X-2022-47-2-381-388
6. Калегина Ю.В. Готовность выпускника вуза к социальному и профессиональному служению // Казанский педагогический журнал. 2023. № 1. С. 110–119. DOI: 10.51379/KPJ.2023.158.1.011
7. Заякина Р.А. Готовность российского студента к профессиональному служению: от действительного к желаемому // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 2. С. 73–88. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-2-73-88
8. Зубанова С.Г. Благотворительность и социальное служение женщин в дореволюционной России // Теория и практика общественного развития. 2015. № 17. С. 128–134. EDN: UIXBAR.
9. Барыкина А.И. Представления о понятии «служение» представителей различных профессиональных групп // Российский психологический журнал. 2020. Т. 17. № 3. С. 44–59. DOI: 10.21702/rpj.2020.3.4
10. Печегина Т., Яшина А. «Обучение служением». Мировой тренд приходит в Россию // Позитивные изменения. 2023. Т. 3. № 3. С. 15–25. DOI: 10.55140/2782-5817-2023-3-3-15-25
11. Southern Regional Education Board, “Atlanta Service-Learning Conference Report” (1970) // Conference Proceedings, 10. 77 p. URL: https://digitalcommons.unomaha.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=&httpsredir=1&article=1007&context=slceproceedings (дата доступа: 12.08.2024).
12. Hallinger P., Narong D.K. A Bibliometric Review of Service Learning Research (1950–2022) // Journal of Experiential Education. 2024. Vol. 0. No. 0 (accepted). DOI: 10.1177/10538259241245137
13. Culcasi I., Paz Fontana Venegas R. ServiceLearning and soft skills in higher education: a systematic literature review // Form@re. Open Journal Per La Formazione in Rete. 2023. Vol. 23. No. 2. P. 24–43. DOI: 10.36253/form-14639
14. Narong D.K., Hallinger P. The evolution of service learning in engineering education: a bibliometric review of research (1995–2023) // European Journal of Engineering Education. 2024. DOI: 10.1080/03043797.2024.2368148
15. Yamamoto F.R., Barker L., Voida A. CISing Up Service Learning: A Systematic Review of Service Learning Experiences in Computer and Information Science // ACM Transactions on Computing Education. 2023. Vol. 23. No. 3. Article no. 37. DOI: 10.1145/3610776
16. Garwood J.D., Peltier C., Ciullo S., Wissinger D., McKenna J.W., Giangreco M.F., Kervick C. The Experiences of Students with Disabilities Actually Doing Service Learning: A Systematic Review // Journal of Experiential Education. 2023. Vol. 46. No. 1. P. 5–31. DOI: 10.1177/10538259221109374
17. Hong L., Wan Y., Yang W. et al. Two Decades of Academic Service-Learning in Chinese Higher Education: A Review of Research Literature // Applied Research Quality Life. 2024. DOI: 10.1007/s11482-024-10318-9
18. Arbieto Mamani O., Mendoza Vargas M.G., Pozo Enciso R.S. et al. University social responsibility (USR) in the context of Peruvian society: A systematic review // F1000Research. 2023. No. 12. Article no. 1170. DOI: 10.12688/f1000research.138153.1
19. Denby R.A. The Impact of Service-Learning on Students’ sense of Civic Responsibility. 2008. Digitized Theses. Article no. 4395. URL: https://ir.lib.uwo.ca/digitizedtheses/4395 (дата обращения: 12.08.2024).
20. Dharams S., Espinoza N., Cramer C., Amin M., Bainbridge L., Poole G. Nurturing social responsibility through community service-learning: Lessons learned from a pilot project // Medical Teacher. 2010. Vol. 32. No. 11. P. 905–911. DOI: 10.3109/01421590903434169
21. Trae S. Honours service-learning & civic responsibility // The International Journal of the First Year in Higher Education. 2012. Vol. 3. No. 1. P. 49–60. DOI: 10.5204/intjfyhe.v3i1.99
22. Coelho M., Menezes I. University Social Responsibility, Service Learning, and Students’ Personal, Professional, and Civic Education // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article no. 617300. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.617300
23. Salam M., Awang Iskandar D.N., Ibrahim D.H.A. et al. Service learning in higher education: a systematic literature review // Asia Pacific Education Review. 2019. Vol. 20. P. 573–593. DOI: 10.1007/s12564-019-09580-6
24. Bandi S.R., Joshi G., Shettar A., Kandakatla R. A Systematic Literature Review on Faculty Learning in Service-Learning // 2023 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON). Kuwait, 2023. P. 1–10. DOI: 10.1109/EDUCON54358.2023.10125223
25. Compare C., Albanesi C. Belief, attitude and critical understanding. A systematic review of social justice in ServiceìLearning experiences // Journal of Community and Applied Social Psychology. 2023. Vol. 33. No. 2. P. 332–355. DOI: 10.1002/casp.2639
26. Delaine D.A., Redick S., Radhakrishnan D., Shermadou A., Smith M.M. et al. A systematic literature review of reciprocity in engineering serviceìlearning/community engagement // Journal of Engineering Education. 2023. P. 1–34. DOI: 10.1002/jee.20561
27. Jacoby B. Building Partnerships for ServiceLearning. San Francisco: Jossey-Bass/John Wiley & Sons, 2003. 400 p. ISBN: 978-0-787-97122-9.
28. Butin D.W. Service-learning in theory and practice: The future of community engagement in higher education. New York: Palgrave MacMillan, 2010. 174 p. DOI: 10.1057/9780230106154
29. Jacoby B. Service-learning essentials: Questions, answers, and lessons learned. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2014. 352 p. ISBN: 978-1-118-627945.
30. Eyler J. Reflection: Linking service and learninglinking students and communities // Journal of Social Issues. 2002. Vol. 58. No. 3. P. 517–534. DOI: 10.1111/1540-4560.00274
31. Палачева Ю.А. Внедрение модуля «Обучение служением» в подготовку студентов направления «Организация работы с молодёжью» // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: Тезисы докладов XVI Всероссийской научно-методической конференции (Ярославль, 28–29 марта 2024 г.). Ярославль: ООО «Филигрань», 2024. С. 455– 457. EDN: CCESSN.
32. Овчинникова Н.В. Практика внедрения модуля «обучение служением»: опыт ЯрГУ // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования : Тезисы докладов XVI Всероссийской научно-методической конференции (Ярославль, 28–29 марта 2024 г.). Ярославль: ООО «Филигрань», 2024. С. 438– 441. EDN: GXAFXX.
33. Исаева Е.А., Иванчин А.В., Тарусина Н.Н. Обучение служением: пятилетний опыт преподавания // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: Тезисы докладов XVI Всероссийской научно-методической конференции (Ярославль, 28–29 марта 2024 г.). Ярославль: ООО «Филигрань», 2024. С. 189–192. EDN: CSFZBY.
34. Полевая Н.М., Ситникова В.В. Реализация программы «Обучение служением»: анализ социальных заказов // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. № 104. С. 55–57. EDN: YBFVHT.
35. Нам Т.А., Смирнов М.В. Социально значимые технологии в профессиональном образовании на примере «Обучение служением» // Вопросы методики преподавания в вузе. 2024. . 13. № 1. С. 99–115. DOI: 10.57769/2227-8591.12.1.07
36. Суржиков М.А., Усенко А.М., Самыгин С.И. Курс «Обучение служением» как инновационная российская образовательная методика // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социальноэкономические науки. 2023. Т. 16. № 2. С. 275–283. DOI: 10.17213/2075-2067-2023-2-275-283
37. Самыгин С.И., Малучиев Г.С., Шевченко А.М. Курс «Обучение служением» как механизм укрепления социальной солидарности и доверия в российском обществе // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2023. Т. 16. № 2. С. 266–274. DOI: 10.17213/2075-2067-2023-2266-274
38. Новикова П.А. Молодёжная политика идентичности: потенциал обучения служением в её формировании // Гуманитарный форум в Политехническом: Материалы II Всероссийской молодёжной научно-практической конференции: в 2 т. (Санкт-Петербург, 5–7 апреля 2023 г.). СПб.: Политех-Пресс, 2023. С. 422–429. EDN: HWCCLB.
39. Земцов Д.И., Метелев А.П., Яшина А.В. Обучение служением: ключевые результаты исследования зарубежного опыта: Доклад к XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (Москва, 2023 г.). М.: НИУ ВШЭ, 2023. 24 с. ISBN: 9785-7598-2788-7. EDN: QIPQVB.
40. Галкина А.Д., Никольский В.С. «Воспитание чувства долга и ответственности перед обществом»: специфика подхода «Обучение служением» в Китае // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 3. С. 141–161. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-3-141-161
41. Обучение служением: методическое пособие / Под ред. О.В. Решетникова, С.В. Тетерского. М.: АВЦ, 2020. 216 с. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/files/Metodicheskoe_posobie_Obuchenie_sluzheniem.pdf (дата обращения: 10.08.2024).