Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Гражданственность студенчества в рамках социально-ориентированного проектного обучения

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-27-41

Аннотация

Формирование гражданственности студенческой молодёжи является одной из важных целей воспитательной и образовательной деятельности в российских университетах, где проектное обучение успешно интегрирует эти процессы. Институционализация программы «Обучение служением» в высшей школе актуализирует поиск методологических оснований и методических решений по оценке социальной эффективности и результативности реализации этого подхода в логике проектного обучения с учётом российской специфики. В статье анализируются данные полуформализованного опроса экспертов, представляющих 52 высших учебных заведения России из 32 городов всех федеральных округов РФ (выборка целевая, N=65, 2024). Исследование доказывает, что участие студентов российских вузов в социальных проектах, выполняемых в рамках проектного обучения, влияет на формирование их гражданственности. Положительная оценка влияния участия студентов в социальных проектах на их гражданственность связана с убеждённостью экспертов в том, что проектное обучение формирует профессионализм и агентность учащейся молодёжи. Участие студентов в социально-ориентированной проектной деятельности связано не столько с институциональной средой проектного обучения в вузах, сколько с заинтересованностью и профессионализмом персонала, участвующего в организации и реализации студенческих проектов. Эффективность проектного обучения в формировании гражданственности студентов выше в университетах, участвующих в пилотной программе «Обучение служением». Доказано, что реализация этого подхода в проектном обучении активизирует взаимодействие внешних заказчиков со студентами, тем самым сближая высшую школу и практическую сферу

Об авторах

М. В. Певная
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Певная Мария Владимировна – д-р социол. наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления, 

620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19.



Л. Н. Боронина
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Боронина Людмила Николаевна – канд. философ. наук, доцент, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления, 

620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19.



Е. И. Початкова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Початкова Екатерина Ивановна – магистрант кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления, 

620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19.



Список литературы

1. Burch G.F., Giambatista R., Batchelor J.H., Burch J.J., Hoover J.D., Heller N.A. A metaanalysis of the relationship between experiential learning and learning outcomes // Decision Sciences Journal of Innovative Education. 2019. Vol. 17. No. 3. P. 239–273. DOI: 10.1111/dsji.12188

2. Aramburuzabala P., Vargas-Moniz M.J., Opazo H., McIlrath L., Stark W. Considerations for service learning in European higher education // Embedding service learning in European higher education. London: Routledge, 2019. P. 230–242. ISBN: 9781315109053. DOI: 10.4324/9781315109053

3. Research on Student Civic Outcomes in Service Learning: Conceptual Frameworks and Methods: ed. by Hatcher J.A., Bringle R.G., Hahn T.W. New York: Routledge, 2017. 392 pp. ISBN: 9781003446774. DOI: 10.4324/9781003446774

4. Chan S.C.F., Ngai G., Kwan K. Mandatory service learning at university: Do less-inclined students learn from it? // Active Learning in Higher Education. 2019. Vol. 20. No. 3. P. 189–202. DOI: 10.1177/1469787417742019

5. Земцов Д.И., Метелев А.П., Яшина А.В., Кириенко Л.С., Груздев И.А., Дмитриева А.С., Старцев С.В. Обучение служением: ключевые результаты исследования зарубежного опыта: Доклад к XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2023. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2023. 24 с. ISBN: 9785759827887. EDN: QIPQVB.

6. Кулькова В.Ю., Кулькова П.С., Хаертдинова Л.А. Реализация технологии «обучение служением» в проектах для сферы здравоохранения в достижении целей устойчивого развития // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 4. DOI: 10.17513/spno.32796

7. Shek D.T.L., Ma C.M.S., Yang Z. Transformation and development of university students through service-learning: A corporatecommunity-university partnership initiative in Hong Kong (Project WeCan) // Applied Research in Quality of Life. 2020. Vol. 15. No. 5. P. 1375–1393. DOI: 10.1007/s11482-019-09738-9

8. Narong D.K., Hallinger P.A keyword cooccurrence analysis of research on service learning: Conceptual foci and emerging research trends // Education Sciences. 2023. Vol. 13. No. 4. Article no. 339. DOI: 10.3390/educsci13040339

9. Research on service learning: Conceptual frameworks and assessment: ed. by Clayton P.H., Bringle R.G., Hatcher J.A. New York: Routledge, 2012. 350 pp. ISBN: 9781003446767. DOI: 10.4324/9781003446767

10. Hallinger P., Narong D.K. A Bibliometric Review of Service Learning Research, 1950–2022 // Journal of Experiential Education. 2024. DOI: 10.1177/10538259241245137

11. Суржиков М.А., Усенко А.М., Самыгин С.И. Курс «Обучение служением» как инновационная российская образовательная методика // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2023. Т. 16. № 2. С. 275–283. DOI: 10.17213/2075-2067-2023-2-275-283

12. Никольский В.С. Обучение служением в России: становление предметного поля // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 12. С. 9–28. DOI: 10.31992/0869-3617–2023-32-12-9-28

13. Bellamy R. Citizenship: A Very Short Introduction. Oxford: Oxford University Press, 2008. 153 pp. ISBN: 9780192802538.

14. Никифоров Ю.Н., Скалина А.Н. О понятии «гражданственность» // Известия Алтайского государственного университета. 2007. Т. 12. № 4. С. 248–252. EDN: IJUDOP.

15. Недяк И.Л. Гражданственность в восприятии и установках россиян как фактор социетальной (дез)интеграции // Власть. 2022. Т. 30. № 5. С. 111–117. DOI: 10.31171/vlast.v30i5.9246

16. Гревцева Г.Я. Гражданственность и гражданская культура результат становления гражданского общества // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. Т. 272. № 18. С. 55–57. EDN: PHVSMB.

17. Гаврилюк В.В., Маленков В.В., Гаврилюк Т.В. Современные модели российской гражданственности // Социологические исследования. 2016. Т. 391. № 11. С. 97–106. EDN: WZJRYR.

18. Петухов В.В. Гражданское участие в современной России: взаимодействие политических и социальных практик // Социологические исследования. 2019. № 12. С. 3–14. DOI: 10.31857/S013216250007743-0

19. Никовская Л.И., Скалабан И.А. Гражданское участие: особенности дискурса и тенденции реального развития // ПОЛИС. Политические исследования. 2017. № 6. С. 43–60. DOI: 10.17976/jpps/2017.06.04

20. Уханова Ю.В. Коллективные практики и потенциал гражданского участия локального сообщества (социологическое исследование в российских регионах) // Проблемы развития территории. 2021. Т. 25. № 1. С. 88–107. DOI: 10.15838/ptd.2021.1.111.5

21. Валеева Р.А., Королева Н.Е., Сахапова Ф.Х. Диагностика сформированности гражданственности у студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 291–291. EDN: RVCSBF.

22. Yani A.A., Hidayat A.R. What is the Citizenship Quality of Our Community? Measuring Active Citizenship // Public Administration Issue. 2018. No. 6. P. 119–133. DOI: 10.17323/1999-5431-2018-0-6-119-133

23. Morais D.B., Ogden A.C. Initial development and validation of the global citizenship scale // Journal of studies in international education. 2011. Vol. 15. No. 5. P. 445–466. DOI: 10.1177/1028315310375308

24. Сорокин П.С., Фрумин И.Д. Проблема «структура/действие» в XXI в.: изменения в социальной реальности и выводы для исследовательской повестки // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 27–36. DOI: 10.31857/S013216250009571-1

25. Аксенова О.В. Субъект социального действия в современном развитии России: агент, актор, никто // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11. № 2. С. 37–53. DOI: 10.19181/vis.2020.11.2.640

26. Дидковская Я.В., Вишневский Ю.Р., Лугин Д.А. Инновационный потенциал молодёжи: мотивация участия и барьеры реализации молодёжных стартапов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2021. № 1. С. 8–20. DOI: 10.15593/2224-9354/2021.1.1


Рецензия

Просмотров: 518


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)