Обучение служением в медицинском вузе: основные подходы к проектированию дисциплины
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-42-62
Аннотация
В работе предлагается подход к проектированию дисциплины «Обучение служением» в медицинском вузе на основе развёрнутого социологического исследования, сравнительного обзора опыта других стран, а также результатов пилотирования в Приволжском исследовательском медицинском университете (г. Нижний Новгород). Цель данного исследования – разработать рекомендации по организационному сопровождению и наполнению дисциплины «Обучение служением» (предметные виды, целевые аудитории, форматы) с учётом выявленной мотивации студентов-медиков к реализации проектов с волонтёрской составляющей. Результаты показали, что студенты-медики демонстрируют особую мотивацию к участию в дисциплине, отличающуюся от студентов других специальностей (в исследовании контрольную выборку составили студенты социо-гуманитарных направлений подготовки): они делают акцент на развитие профессиональных навыков и улучшение медицинских знаний. Студенты-медики выбирают проекты, связанные с прямой клинической практикой и общественным здоровьем, что подчёркивает их заинтересованность в практическом применении знаний и социальную ответственность. Главная задача дисциплины – формирование гражданственности, социальной ответственности, нравственных ценностей – органично достигается в обучении студентов-медиков. С другой стороны, плотное расписание и жёсткая учебная дисциплина в медицинском вузе требует стабильности и определённости в образовательном процессе, что расходится с логикой проектной деятельности, которая отличается гибкостью и изменчивостью внешней среды. Поиск оптимальных организационных условий для ведения проектной деятельности в медицинском вузе может быть предметом дальнейших исследований по теме публикации.
Об авторах
М. В. ПрохороваРоссия
Прохорова Мария Вячеславовна – канд. психол. наук, доцент; доцент кафедры психологии управления факультета социальных наук,
603005, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1;
603022, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23.
О. Р. Чепьюк
Россия
Чепьюк Ольга Ростиславовна – д-р филос. наук, профессор; заведующий кафедрой управления и предпринимательства,
603005, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1;
603022, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23.
А. Е. Мазанова
Россия
Мазанова Анна Евгеньевна – ассистент кафедры общей и клинической психологии,
603005, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1.
Н. Г. Бряндинская
Россия
Бряндинская Надежда Геннадьевна – преподаватель, кафедра университетского менеджмента и инноваций в образовании,
603022, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23.
С. В. Немирова
Россия
Немирова Светлана Владимировна – канд. мед. наук, доцент, проректор по молодёжной политике и воспитательной деятельности,
603005, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1.
ResearcherID: E-57312019.
Список литературы
1. Чуйков О.Е., Лагутин И.Б., Свечни- ков В.А. Волонтёрство как одно из направлений деятельности медицинского вуза // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. T. 30. № 2. С. 312–317. DOI: 10.32687/0869-866X-2022-30-2-312-317
2. Семёнова О.А. Особенности волонтёрской деятельности в медицинском университете // МНИЖ. 2019. № 9-2 (87). С. 24–27. DOI: 10.23670/IRJ.2019.87.9.030
3. Мазанова А.Е. Структура поля волонтёрства в медицинских вузах России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2024. Т. 73. № 1. С. 135–144. DOI: 10.52452/18115942_2024_1_135
4. Никольский В.С. Обучение служением в России: становление предметного поля // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 12. С. 9–28. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-129-28
5. Карпова М.Р., Карась С.И. Проектное обучение в высшем медицинском образовании // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 108–113. EDN: RPQTBB.
6. Дремова Н.Б., Фетисова Е.Ю., Толкачева И.В. Трансформация технологии проектного обучения студентов-медиков в условиях цифровой образовательной среды // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2022. № 3. С. 35–37. EDN: IETWEZ.
7. Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Дрёмова Н.Б., Овод А.И. Адаптация высшего медицинского образования к условиям цифровизации здравоохранения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 105–115. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-1-105-115
8. Садова Н.Г. Рассказова В.Н. Джевага А.В. Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов в медицинском вузе // Актуальные вопросы современной науки. 2016. № 49. С. 108–121. EDN: WWOJON.
9. Плащевая Е.В., Иванчук О.В. Медицинское образование: обзор тенденций развития // ЦИТИСЭ. 2023. Т. 35. № 1. С. 121–130. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.1.10
10. Морозова О.Н. Эффективная модель проектного обучения студентов в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. С. 47. DOI: 10.17513/spno.29682
11. Сабитова Н.Г., Попова Н.М., Шубин Л.Л. Проектная деятельность в выполнении студентами учебной практики в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 5. С. 75. DOI: 10.17513/spno.32997
12. Коваленко Е.И., Рассказов Ф.Д. Социальное проектирование как педагогическое условие развития социальной ответственности ординаторов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2018. № 1(43). С. 60-67. EDN YSPBHR.
13. Liao S.C. et al. Application of project-based service-learning courses in medical education: trials of curriculum designs during the pandemic // BMC Medical Education. 2023. Vol. 23. No. 1. P. 696. DOI:10.1186/s12909-023-04671-w
14. Seifer S.D., Hermanns K., Lewis J. (eds.). Creating community-responsive physicians: Concepts and models for service-learning in medical education. Washington, DC: American Association for Higher Education: Published in cooperation with Community-Campus Partnerships for Health, 2020, 190 p. DOI: 10.4324/9781003443759
15. Stewart T., Wubbena Z.C. A systematic review of service-learning in medical education: 1998–2012 // Teaching and Learning in Medicine. 2015. Vol. 27. No. 2. P. 115–122. DOI: 10.1080/10401334.2015.1011647
16. Bouzaher M.H., Trinkle D.B., Mutcheson R.B. Interprofessional service learning in medical education: a year-over-year assessment of student feedback // Medical Science Educator. 2020. Т. 30. P. 775–781. DOI: 10.1007/s40670-02000948-7
17. Horst A. et al. Selecting and performing servicelearning in a team-based learning format fosters dissonance, reflective capacity, self-examination, bias mitigation, and compassionate behavior in prospective medical students // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2019. Vol. 16. No. 20. P. 3926. DOI: 10.3390/ijerph16203926
18. Gouda P., Kirk A., Sweeney A.M., O’Donovan D. Attitudes of medical students toward volunteering in emergency situations // Disaster Med Public Health Prep. 2020. No. 14(3). Pp. 308–311. DOI: 10.1017/dmp.2019.81
19. Umar T.P., Samudra M.G., Nashor K.M.N., Agustini D., Syakurah RA. Health professional student’s volunteering activities during the COVID-19 pandemic: a systematic literature review // Front Med (Lausanne). 2022. No. 9: 797153. DOI: 10.3389/fmed.2022.797153
20. Strkljevic I. et al. Health professionals’ involvement in volunteering their professional skills: a scoping review // Frontiers in Medicine. 2024. Vol. 11. P. 1–15. DOI: 10.3389/fmed.2024.1368661
21. Abedini N.C. et al. Understanding the effects of short-term international service-learning trips on medical students // Academic Medicine. 2012. Vol. 87. No. 6. P. 820–828. DOI: 10.1097/ACM.0b013e31825396d8
22. Прохорова М.В., Овсянникова О.М. Разработка многофакторной методики диагностики мотивации трудовой деятельности // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 1. С. 73–97.
23. Тихомович А.Н., Филенко Ц.С., Лелякова А.С. Проблема бездомных животных в мегаполисах: мнение студенческой молодёжи // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023. Т. 83. № 2.С. 29–35. DOI: 10.26105/SSPU.2023.83.2.003