Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

«Обучение служением» или “Service Learning”? Дискуссия о концептуальных основаниях педагогического подхода

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-84-94

Аннотация

Статья вносит вклад в дискуссию об истоках педагогического подхода «Обучение служением». Рассматривается полемика вокруг отождествления понятий «Обучение служением» и «Service Learning». Автор приходит к ряду выводов. Можно констатировать первенство СССР по отношению к США в практике внедрения подхода, требующего интеграции общественно полезного труда и высшего образования. Подход «Service Learning» стал заметной частью университетского ландшафта в мире в силу того, что действенность подхода была обоснована в ходе многочисленных научных исследований. Некорректно говорить о простом тождестве отечественного обучения служением и западного подхода в силу большого разнообразия существующих моделей реализации. Говоря об интеллектуальных основах обучения служением, следует наравне с Дж. Дьюи упоминать К.Д. Ушинского. Таким образом, принимая во внимание сходство с точки зрения теории и методологии обучения служением и Service Learning, отечественный подход имеет национальные историко-культурные и теоретические корни и специфические черты.

Об авторе

В. С. Никольский
Московский политехнический университет
Россия

Никольский Владимир Святославович – д-р филос. наук, профессор, главный редактор журнала «Высшее образование в России»,

107023, г. Москва, ул. Б. Семёновская, 38.



Список литературы

1. Полевая Н.М., Ситникова В.В. Обучение служением» как форма повышения социальной активности и ответственности студентов // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. № 104. С. 52–54. EDN YGPAML.

2. Нам Т.А., Попов Д.Г., Смирнов М.В. Медиаволонтерство в профессиональном образовании в контексте методики «Обучение служением»: экспертное мнение // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 6. С. 1387–1399. DOI: 10.20310/1810-0201-2023-28-6-1387-1399

3. Самыгин С.И., Малучиев Г.С., Шевченко А.М. Курс «Обучение служением» как механизм укрепления социальной солидарности и доверия в российском обществе / // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2023. Т. 16, № 2. С. 266–274. DOI: 10.17213/2075-2067-2023-2-266-274

4. Суржиков М.А., Усенко А.М., Самыгин С.И. Курс «Обучение служение» как инновационная Российская образовательная методика // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2023. Т. 16, № 2. С. 275–283. DOI: 10.17213/2075-2067-2023-2-275-283

5. Sigmon R. Service-Learning: Three Principles. Spring 1979. JSTOR. URL: https://jstor.org/stable/community.33120643 (дата обращения 17.08.2024).

6. Sigmon R. Community Service and Youth Employment. 1965. JSTOR. URL: https://jstor.org/stable/community.33120647 (дата обращения 17.08.2024).

7. Atlanta Service Learning Conference Report. 1970. URL: https://archive.org/details/ERIC_ED072718/page/n1/mode/2up?view=theater (дата обращения 17.08.2024).

8. Somogyvári L. Soviet pedagogy and the American Educators (1957-1965) // Rivista Di Storia dell’Educazione. 2018. No. 5(2). P. 133–155. DOI: 10.4454/rse.v5i2.156

9. Fedotova V.E. Preparing for Life — the Most Important Goal of the Young Communist League // Soviet Education. 1958. Vol. 1. No. 1. P. 3–7. DOI: 10.2753/RES1060-939301013

10. Khrushchev N.S. Regarding the Strengthening of Ties Between School and Life and the Further Development of the Public Education System // Soviet Education. 1958. Vol. 1. № 2. P. 3–8. DOI: 10.2753/RES1060-939301023

11. Конохова А.С. Об укреплении связи высшей школы с жизнью (реформа системы высшего образования СССР в 1958 г.) // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. История. 2015. Т. 4. № 1. С. 126–134. URL: https://lengu.ru/mag/vestnik-leningradskogo-gosudarstvennogo-universiteta-imeni-a-s-pushkina/arkhiv-vypuskov (дата обращения: 20.08.2024).

12. Дьюи Дж. Впечатления о Советской России (пер. М.Г.Иващенко под ред. Н.С.Юлиной) // История философии. 2000. № 5. С. 255. URL: https://iphlib.ru/library/collection/articles/document/HASH170622f1bf758fc8d2babd (дата обращения: 20.08.2024).

13. Kraft R.J. Service Learning: An Introduction to its Theory, Practice, and Effects // Education and Urban Society. 1996. Vol. 28. No. 2, 131-159. DOI: 10.1177/0013124596028002001

14. Barber B. An aristocracy of everyone : the politics of education and the future of America. 1992. New York: Ballantine. ISBN 0307827283, 9780307827289. URL: https://archive.org/details/aristocracyofeve0000barb (дата обращения: 20.08.2024).

15. Дремова О.В., Щеглова И.А. Третья миссия университетов в России: тренд на (не)коммерциализацию? // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26. № 2. С. 27–37. DOI: 10.15826/umpa.2022.02.010

16. Zlotkowski E. Does service-learning have a future? // Michigan Journal of Community Service Learning. 1995. Vol. 2. No. 1, P. 123-133. URL: https://quod.lib.umich.edu/cache/3/2/3/3239521.0002.112/00000001.tif.1.pdf#zoom=75 (дата обращения: 20.08.2024).

17. Никольский В.С. Обучение служением в России: становление предметного поля // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 12. С. 9-28. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-12-9-28

18. Howard J.P.F. Academic Service Learning: A Counternormative Pedagogy. New Directions for Teaching and Learning. 1998. С. 21-29. https://doi.org/10.1002/tl.7303

19. Mitchell T.D. Traditional vs. critical servicelearning: Engaging the literature to differentiate two models // Michigan Journal of Community Service Learning,. 2008. Vol. 14. No. 2. P. 50-65. URL: https://pages.stolaf.edu/es237-spring2018-19/wp-content/uploads/sites/1295/2020/02/Trad.-v.-Critical-SL-TaniaMitchell.pdf (дата обращения: 20.08.2024).

20. Waldner L.S., Widener M.C., McGorry S.Y. E-service learning: The evolution of servicelearning to engage a growing online student population // Journal of Higher Education Outreach and Engagement. 2012. Vol. 16. No. 2. P. 123-150. URL: http://openjournals.libs.uga.edu/jheoe/article/view/936 (дата обращения: 20.08.2024).

21. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избранные сочинения. М.: Изд-во Юрайт. 2024. С. 9. ISBN 978-5534-09726-9.

22. Шугрина Е.С. Юридическая клиника в России: новое или хорошо забытое старое? // Актуальные проблемы российского права. 2013. T. 32. № 7. С. 898-906. EDN QIQPVX.

23. Silcox H., Sweeney S.A. People-to-People Environmental Program in Russia: Experiential Service Learning in Novgorod, Russia // Kraft Richard J., Ed.; Kielameier James, Ed. Experiential Learning in Schools and Higher Education. 1995. P. 137-141. ISBN-0-7872-0183-9 URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED385415.pdf (дата обращения: 20.08.2024).


Рецензия

Просмотров: 292


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)