Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Поколения университетов: особенности культивируемых типов мышления. Каким будет мышление в Университете 4.0?

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-95-122

Аннотация

Университет рассматривается в исторической ретроспективе и перспективе как когнитивный институт общества, обеспечивающий воспроизводство и развитие мышления. В качестве базового используется концепт «поколение университетов». В истории выделяются три поколения университетов (схоластический, исследовательский, предпринимательский); университет будущего можно рассматривать как университет четвёртого поколения («когнитивный университет»).

Университеты разных поколений культивировали различные исторические типы мышления. Типы мышления предлагается определять через характерные для них «предметы», «способы» и «интенции». Особенность университета как когнитивного института состоит в том, что он работает на уровне оснований – создаёт и воспроизводит основания картин мира и общественных практик. Это могут быть онтологические, ценностные, социопрактические, антропологические основания систем знаний и практик.

Базовая гипотеза исследования: университет четвёртого поколения будет культивировать методологическое мышление («мышление о мышлении»), его ключевой задачей будет формирование коллективных и гибридных (с участием искусственного интеллекта) интеллектов, создание технологий их работы. Деятельность Университета 4.0 будет направлена на разработку оснований новых практик (онтологических, ценностных, этических, антропологических) и создание прецедентов этих практик. 

Об авторах

В. С. Ефимов
Сибирский федеральный университет
Россия

Ефимов Валерий Сергеевич – канд. физ.-мат. наук, доцент, директор Центра стратегических исследований и разработок,

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79.

Scopus AuthorID: 57198810669.



А. В. Лаптева
Сибирский федеральный университет
Россия

Лаптева Алла Владимировна специалист Центра стратегических исследований и разработок,

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79

Scopus AuthorID: 57198802298.



Список литературы

1. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века: пер. с франц. А.М. Руткевича. 2-е изд. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 160 с. URL: http://yanko.lib.ru/books/temp/goffintellectuala_v_sred_veka.pdf (дата обращения: 28.05.2024).

2. Уваров П.Ю. История интеллектуалов и интеллектуального труда в Средневековой Европе (спецкурс). М.: ИВИ РАН, 2000. 98 с. ISBN 5-201-00540-3. EDN: RPQKFB.

3. Щедровицкий Г.П. Проблемы построения системной теории сложного «популятивного» объекта // Мышление – Понимание – Рефлексия. М.: Наследие ММК, 2005. С. 245–284. EDN: QXLVWL.

4. Ясперс К. Идея университета: пер. с нем. Т.В. Тягуновой; ред. перевода О.Н. Шпарага; под общ. ред. М.А. Гусаковского. Минск: БГУ, 2006. 159 с. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/4530/1/Ясперс.pdf (дата обращения: 28.05.2024).

5. Никитин В.А. К представлению об исторических циклах университетского образования // Вопросы методологии. 1991. № 2. С. 67–68. https://www.kentavr.mathedu.ru/text/voprosy_metodologii_1991_2/p67/ (дата обращения: 28.05.2024).

6. Щедровицкий П.Г. Смена поколений университетов как ось изменения образовательных формаций. Современный университет [Электронный ресурс] / Сайт Петра Щедровицкого. 2022. URL: https://shchedrovitskiy.com/smena-pokoleniy-universitetov/ (дата обращения: 28.05.2024).

7. Неборский Е.В. Реконструирование модели университета: переход к формату 4.0 // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5. № 4. DOI: 10.15862/26PDMN417

8. Виссема Й.Г. Университет третьего поколения: управление университетом в переходный период. М.: Сбербанк, 2016. 422 с. URL: https://alpinabook.ru/catalog/book-universitettretego-pokoleniya-sberbank/ (дата обращения: 28.05.2024).

9. Giesenbauer B., Mьller-Chris G. University 4.0: promoting the transformation of higher education institutions toward sustainable development // Sustainability. 2020. No. 12: 3371. DOI: 10.3390/su12083371

10. Rosak-Szyrocka J., Apostu S.A., Ali Turi J., Tanveer A. University 4.0 sustainable development in the way of society 5.0 // Sustainability. 2022. No. 14: 16043. DOI: 10.3390/su142316043

11. Crow M.M., Dabars W.B. The fifth wave: The evolution of American higher education. Johns Hopkins University Press, 2020. 456 p. URL: https://www.press.jhu.edu/books/title/11790/fifth-wave (дата обращения: 28.05.2024).

12. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Университет 4.0: философско-методологический анализ // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 1. С. 16–29. DOI: 10.15826/umpa.2017.01.002

13. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Фазовые трансформации и будущее университетов: философско-методологический анализ // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6. С. 146–158. DOI: 10.15826/umj.2016.106.068

14. Efimov V., Lapteva A. New generation of universities. University 4.0 // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2016. Vol. 9. No. 11. Pp. 2681–2696. DOI: 10.17516/1997-1370-2016-9-11-2681-2696

15. Зинченко А.П. Учебный план и траектория становления человека // Кентавр. Mетодологический и игротехнический альманах. 1996. № 2. С. 50–55. URL: https://www.kentavr.mathedu.ru/text/kentavr_1996_2/p51/ (дата обращения: 28.05.2024).

16. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Когнитивный университет: контуры будущего // Университетское управление: практика и анализ. 2014. T. 94. № 6. С. 18–29. URL: https://www.umj.ru/jour/article/view/414/415 (дата обращения: 28.05.2024).

17. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций: пер. с итал. А.А. Губера. М.; Киев: REFL-book; ИСА, 1994. 656 с. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_prosveshhenie/viko_dzhambattista_ osnovanija_novoj_nauki_ob_obshhej_prirode_nacij_1994/11-1-0-1916 (дата обращения: 28.05.2024).

18. Тюрго А.Р. Избранные философские произведения. М., 1937. Прогресс человеческого разума // Философия и общество. 1999. № 3. С. 160–167. EDN: XRQIWX.

19. Де Кондорсе М. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: Юрайт, 2024. 193 с. URL: https://urait.ru/bcode/541776 (дата обращения: 28.05.2024).

20. Гегель Г. Феноменология духа: пер. с нем. Г.Г. Шпета. М.: Наука, 2000. 495 с. URL: https://djvu.online/file/zO5rHafXQp8OH (дата обращения: 28.05.2024).

21. Щедровицкий Г.П. Проблема исторического развития мышления // Мышление – Понимание – Рефлексия. М., Наследие ММК, 2005. С. 227–244. EDN: QXLVWL.

22. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки: пер. с англ. И.Н. Веселовского, А.Л. Никифорова, В.Н. Поруса. М.: Академический проект; Трикста, 2008. 475 с. URL: https://djvu.online/file/V20wmwKyscnk5 (дата обращения: 28.05.2024).

23. Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1989. 200 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001471273 (дата обращения: 28.05.2024).

24. Розин В.М. Наука: происхождение, развитие, типология, новая концептуализация. М., Издво Московского психолого-социального института; Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. 596 с. ISBN: 978-5-89502-967-1. EDN: QWTWCN.

25. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление: пер. с фр. Б.И. Шаревской. М.: Академический проект, 2022. 430 с. URL: https://academ-pro.ru/index.php?id_product=1517&controller=product&id_lang=7 (дата обращения: 28.05.2024).

26. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук: пер. с франц. В.П. Визгина, Н.С. Автономовой. СПб.: A-cad, 1994. 406 с. URL: https://studylib.ru/doc/2712283/fuko-m.-slovai-veshhi.-arheologiya-gumanitarnyh-nauk.-1994 (дата обращения: 28.05.2024).

27. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. 350 с. EDN: RKLAOH.

28. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. СПб.: Питер, 2004. 160 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002447979 (дата обращения: 28.05.2024).

29. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики: под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с. URL: https://djvu.online/file/CAqEGnND2CRFt (дата обращения: 28.05.2024).

30. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов (Экспериментально-психологическое исследование). М.: Наука, 1974. 172 с. URL: https://www.academia.edu/50488642/Лурия_А_Р_Об_историческом_развитии_познавательных_процессов_Экспериментально_психологическое_исследование_М_1974 (дата обращения: 28.05.2024).

31. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-центр, 1997. 431 c. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001785872 (дата обращения: 28.05.2024).

32. Розин М.В. Логико-семиотический анализ знаковых средств геометрии (к построению учебного предмета) // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. С. 201–305. URL: https://djvu.online/file/mRCzj8siAqJ4d (дата обращения: 28.05.2024).

33. Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента: От Античности до XVII в. М.: Наука, 1976. 292 с. URL: https://books-all.ru/read/459041-istoriya-principovfizicheskogo-eksperimenta-ot-antichnosti-doxvii-veka.html (дата обращения: 28.05.2024).

34. Степин В.С. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. М.: ПрогрессТрадиция, 2000. 743 с. EDN: SIOLQR.

35. Розин В.М. Типы и дискурсы научного мышления. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 248 с. URL: https://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=242650 (дата обращения: 28.05.2024).

36. Пятигорский А.М. Схема типов мышления на рубеже столетий. М.: Фонд Александра Пятигорского, 2002. URL: https://alexanderpiatigorsky.com/ru/teksty/knigi/ne-izdannoe-lekcii-i-stati/smena-tipovmyishleniya-na-rubezhe-stoletiy/ (дата обращения: 28.05.2024).

37. Кун Т. Структура научных революций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 605 с. URL: https://lib-bkm.ru/14329 (дата обращения: 28.05.2024).

38. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии. СПб.: Алетейя, 2003. 360 с. URL: https://klex.ru/nkg (дата обращения: 28.05.2024).

39. Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья // Античность и Византия: под ред. Л.А. Фрейберга. М.: Наука, 1975. С. 266–285. EDN: VVLNET.

40. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1989. № 3. С. 3–13. EDN: VRVIEX.

41. Исторические типы рациональности Т.2: отв. ред. П.П. Гайденко. М.: Институт философии РАН, 1996. 348 с. EDN: SUPWJF.

42. Библер В.С. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М.: Политиздат, 1975. 399 с. URL: https://klex.ru/b63 (дата обращения: 28.05.2024).

43. Аверинцев С.С. Схоластика // Новая философская энциклопедия: в 4 т. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мысль, 2010. С. 683–696. EDN: UNXBKW.

44. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века: Общие принципы и учение о движении. М.: Наука, 1989. 352 с. EDN: GLOATV.

45. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М.: Прогресс, 1982. 455 с. URL: https://djvu.online/file/JajYWySAMOxto (дата обращения: 28.05.2024).

46. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: пер. с англ. и нем.: общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с. URL: http://library.lgaki.info:404/2017/Франкл_Человек.pdf (дата обращения: 28.05.2024).

47. Ахутин А.В. Homo Europaeus // Фонарь Диогена: человек в многообразии практик. 2016. Т. 2. № 2. С. 271–310. EDN: LBPALB.

48. Смирнов С.А. Чертов мост. Введение в антропологию перехода. Новосибирск: НГУЭУ, 2010. 491 с. EDN: SEOKWB.

49. Бахтин, М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985. М.: Изд-во «Наука», 1986. С. 80–160. EDN VWTSPT.

50. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М.: Школа культурной политики, 1997. 656 с. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/5484 (дата обращения: 28.05.2024).

51. Генисаретский О.И. Культурно-антропологическая перспектива // Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М., 1995. URL: http://old.russ.ru/antolog/inoe/index.html (дата обращения: 28.05.2024).

52. Ефимов В.С., Лаптева А.В., Вязников В.Н. Красноярский образовательный феномен. Психолого-педагогический факультет КГУ: история, люди, смыслы. М.: ООО «МАКС Пресс», 2022. 712 с. ISBN 978-5-317-06772-4.


Рецензия

Просмотров: 249


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)