Здоровьесбережение в представлениях студентов: особенности и факторы формирования
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-140-160
Аннотация
Исследование посвящено изучению особенностей представлений студентов вузов о здоровьесбережении и факторов их формирования. Обращаясь к научному дискурсу о проблемах студенческого здоровья, автор отмечает, что большинство исследователей акцентирует внимание на роли образовательной среды. Соглашаясь с этой позицией, тем не менее, как считает автор, следует учитывать и другие значимые детерминанты. В связи с тем, что здоровьесбережение – это целенаправленная деятельность, в структуру которой входят наряду с мотивационным, поведенческим, экспрессивным компонентами также когнитивный, включающий знания о здоровье и способах его сохранения, необходимым для осмысления проблем студенческого нездоровья является изучение особенностей формирования их представлений о здоровьесбережении. В этой связи следует учитывать, что современные студенты – это в большинстве своём представители цифрового поколения Z, кого отличает глубокая вовлечённость в онлайн-среду, что оказывает существенное влияние на формирование их ценностей и представлений, в том числе и о здоровье. Цель данного исследования – изучение особенностей представлений о здоровьесбережении современных студентов и определение факторов их формирования. Теоретико-методологическую основу работы составили теории социального конструктивизма, цифровизации здоровья, медиатизации. Эмпирическая база – данные авторского исследования (методы – опрос (онлайн-анкетирование), шкалирование, лингвистический ассоциативный эксперимент, контент-анализ) и представленные в релевантных отечественных и зарубежных публикациях. По результатам исследования выявлены особенности представлений о здоровьесбережении и выделены основные факторы их формирования. Установлено, что наряду с традиционными всё большее влияние на этот процесс оказывают онлайн-ресурсы, которые отличаются амбивалентностью влияния. Учитывая ориентированность учащейся молодёжи поколения Z на здоровую жизнедеятельность, высокий статус здоровья в их системе ценностей, потребность в физической активности, предлагается расширить меры в рамках образовательного процесса по формированию идеологии здоровьесбережения современной студентов, включая привитие навыков информационной гигиены, посредством как введения соответствующих образовательных курсов, так и активизации внеучебной оздоровительной деятельности.
Ключевые слова
Об авторе
А. В. ЛядоваРоссия
Лядова Анна Васильевна – канд. социол. наук, канд. ист. наук, доцент кафедры современной социологии,
119991, г. Москва, Ленинские Горы, д. 1, стр. 33.
ResearcherID: AAQ-7447-2021.
Список литературы
1. Система здоровьесбережения студенческой молодёжи: XXI век: монография / под ред. В.И. Стародубова, В.А. Тутельяна. М.: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2021. 348 с. EDN: MZDHPS.
2. Копылов А.С. Здоровье студенческой молодёжи и факторы риска, его определяющие // Российский вестник гигиены. 2022. № 1. С. 38–45. DOI: 10.24075/rbh.2022.040
3. Покида А.Н., Зыбуновская Н.В., Газиева И.А. Роль высшего образования в формировании здорового образа жизни (по результатам социологического исследования) // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 72–88. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-172-88
4. Пузанова Ж.В., Ларина Т.И. «Здоровая личность» современного студента вуза как исследовательский концепт // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 151–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-7-151-166
5. Фазлеева Е.В., Шалавина А.С., Васенков Н.В. [и др.] Состояние здоровья студенческой молодёжи: тенденции, проблемы, решения // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 5. EDN: SCZANZ.
6. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы исследований здоровьесбережения в образовательной среде вуза: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. № 1. С. 1–12. DOI: 10.30853/ped20220221
7. Рагимова О.А., Саяпин В.Н., Архипова Л.Ю. Представления современного студенчества о здоровье человека // Общество. Среда. Развитие. 2023. Т. 67. № 2. С. 65–68. DOI: 10.53115/19975996_2023_02_065-068
8. Лисовский О.В. Особенности состояния здоровья обучающихся в системе высшего медицинского образования // Общественное здоровье и здравоохранение. 2024. Т. 80. № 1. С. 34–38. DOI: 10.56685/18120555_2024_80_1_34
9. Ольховская Е.Б., Сапегина Т.А. Исследование здоровья современных студентов педагогических вузов: проблемы, пути оптимизации: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2023. 118 с. EDN: SDFJJY.
10. Лялюк А.В., Тучина О.Р. Социальные представления абитуриентов и студентов о рисках образовательной среды современного вуза // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 11. С. 56–67. DOI: 10.31992/0869-3617-201928-11-56-67
11. Современные факторы, определяющие состояние здоровья студенческой молодёжи/ Р.С. Тарасов, Е.С. Рахманов, А.В. Богомолова и др.// Российский вестник гигиены. 2022. № 1. С. 4–9. DOI: 10.24075/rbh.2022.034
12. Попова Н.В., Данике К.К. Здоровьесберегающие технологии в работе со студенческой молодёжью: анализ и пути совершенствования // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2021. Т. 6. № 3. С. 118–124. DOI: 10.47475/2500-0365-2021-16319
13. Кабанова И.А., Чичерин В.П., Терехова Н.В., Токарева Е.Р. Совершенствование компонентов здоровьесберегающих технологий в современном вузе // Вестник университета. 2022. № 11. С. 186–193. DOI: 10.26425/1816-4277-2022-11-186-193
14. Болотова М.М., Ермакова М.А., Чузова Е.С. Физическая культура, спорт и околоспортивные сообщества как основа развития социальной активности в студенческой среде // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. Т. 217. № 3 С. 63–69. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p63-70
15. Дутко Ю.А. Поколение Z: основные понятия, характеристики и современные исследования // Проблемы современного образования. 2020. № 4. С. 28–37. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-28-37
16. Лапидус Л.В., Гостилович А.О., Омарова Ш.А. Особенности проникновения цифровых технологий в жизнь поколения Z: ценности, поведенческие паттерны и потребительские привычки интернет-поколения // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 83. С. 271–293. DOI: 10.24411/20701381-2020-10119
17. Тарасова Е.М. Некоторые психологические особенности студентов поколения Z // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 2. С. 62–70. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-2-62-70
18. Шлегель Е.В. Поколение Z: типические черты и ценностные ориентации // Вестник Гуманитарного университета. 2022. Т. 37. № 2. С. 122–130. DOI: 10.35853/vestnik.gu.2022.2(37).12
19. Стиллман Д., Стиллман И. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык / пер. с англ. Ю. Кондукова. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 344 с. ISBN: 978-500117-167-6.
20. Бонкало Т.И. Здоровьесберегающие технологии в учебной и профессиональной деятельности. М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2023. 206 с. ISBN: 978-5-907717-19-0.
21. Антонова Н.Л. Культура здоровьесбережения: социологическая концептуализация // Перспективы науки. 2014. № 12. С. 49–51. EDN TLHPUR.
22. Chatterjee A., Prinz A., Gerdes M., Martinez S. Digital interventions on healthy lifestyle management: systematic review // Journal of Medical Internet Research. 2021. Vol. 23. No. 11. P. e26931. DOI: 10.2196/26931
23. Cockerham W.C. Health lifestyle theory and the convergence of agency and structure // Journal of Health and Social Behavior. 2005. Vol. 46. No. 1. P. 51–67. DOI: 10.1177/002214650504600105
24. Simons-Morton B., McLeroy K., Wendel M. Behavior Theory in Health Promotion Practice and Research. Jones & Bartlett Publishers, 2011. 428 p. ISBN: 9780763786793.
25. Федоров В.А. Третьякова Н.В. Концептуальные основы здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций в контексте теории управления качеством // Образование и наука. 2023. Т. 25. № 2. С. 15–45. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-2-15-45
26. Журавская Н.С., Аленицкая М.В., Янович В.А. К вопросу о формировании восприятия здорового образа жизни студенческой молодёжи (на примере студентов Владивостокских вузов) // Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022. Т. 30. № 12. С. 37–44. DOI: 10.35627/2219-5238/2022-3012-37-44
27. Закирова А.И. Литовченко О.Г., Тостановский А.В. Отношение студентов к здоровому образу жизни // Профилактическая медицина. 2023. Т. 26. № 3. С. 75–80. DOI: 10.17116/profmed20232603175
28. Судьин С. А. Здоровье и практики здоровьесбережения: межкогортный анализ // Социальные контексты здоровья: монография. Нижний Новгород: ООО «Научно-исследовательский социологический центр». 2020. С. 52–67. EDN: QLBWTT.
29. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995. 323 с. ISBN: 5-85691-036-2.
30. Lupton D. Digital health: Critical and CrossDisciplinary Perspectives. London: Routledge, 2017. 178 p. ISBN: 9781138123458.
31. Couldry N., Hepp A. The Mediated Construction of Reality. Cambridge: Polity Press, 2017. 290 p. ISBN: 978-0-7456-8130-6.
32. Hepp A. Deep Mediatization. London: Routledge, 2020. 260 p. ISBN: 9781138024991.
33. Осипова Н. Г., Лядова А. В., Заплетнюк М. А. Медиатизация здоровья в российской блогосфере // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2023. Т. 16(3). С. 309–323. DOI: 10.21638/spbu12.2023.305
34. Коровникова Н.А. Изменение потребления в контексте пандемии COVID-19 // Социальные новации и социальные науки. 2021. № 3. С. 42–53. DOI: 10.31249/snsn/2021.03.03
35. Ковальчук О.В., Лазуренко Н.В., Нифонтова В.А. Здоровьесберегающее поведение студенческой молодёжи: факторы формирования и условия сохранения // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2021. Т. 46 (3). С. 461–473. DOI: 10.52575/2712-746X-2021-46-3-461-473
36. Зинурова Р.И., Никитина Т.Н., Фатхуллина Л.З. Социальные практики и социальнопсихологические характеристики поколения Z (по результатам фокус-группового исследования) // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 476. С. 146–158. DOI: 10.17223/15617793/476/16
37. Алексеев С.В. Здоровый образ жизни: взгляд представителей разных поколений // Здоровье. Образование. Партнёрство: сборник материалов региональных научно-практических конференций, Санкт-Петербург, 11–29 ноября 2021 г. Санкт-Петербург: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования», 2021. С. 83–91. EDN: EWBKAD.
38. Matthews-King A. Generation Z Teens “More Depressed Despite Fall in Drinking and Drugs // Independent. 2019. URL: https:// www.independent.co.uk/news/health/teenagedepression-mental-health-drugs-antisocialbehaviour-generation-z-a8800291.html (дата обращения: 03.06.2024).
39. Papp-Zipernovszky O., Horváth M.D., Schulz P.J., Csabai M. Generation Gaps in Digital Health Literacy and Their Impact on Health Information Seeking Behavior and Health Empowerment in Hungary // Frontiers in Public Health. 2021. 9:635943. DOI: 10.3389/fpubh.2021.635943
40. Papathomas A., White H., Plateau C. Young people, social media, and disordered eating // V. Goodyear (ed.). Young People, Social Media and Health. London: Routledge, 2019. P. 101–116. DOI: 10.4324/9781351026987-10
41. Suarez-Lledo V., Alvarez-Galvez J. Prevalence of health misinformation on social media: Systematic review // Journal of Medical Internet Research. 2021. Vol. 23. No. 1. P. e17187. DOI: 10.2196/17187
42. Молодцова И.А. Социально-психологические проблемы здоровьесбережения Z-поколения в современных условиях: информационная гигиена // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: материалы VII Международной научно-практической конференции, Орёл, 09-10 апреля 2020 г. / под ред. А.И. Ахулковой. Орёл: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2020. С. 266–270. EDN: NJBJET.
43. Nayak B. et al. Exploring the factors influencing adoption of health-care wearables among generation Z consumers in India // Journal of Information, Communication and Ethics in Society. 2022. Vol. 20. No. 1. P. 150–174. DOI: 10.1108/JICES-07-2021-0072
44. Haas J., Baber M., Byrom N., Meade L., Nouri-Aria K. Changes in student physical health behaviour: an opportunity to turn the concept of a Healthy University into a reality // Perspectives in Public Health. 2018. Vol. 138(6). P. 316–324. doi: 10.1177/1757913918792580