Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Институциональные трансформации высшего образования: основные разрывы и новые практики

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-11-9-28

Аннотация

   Институциональные трансформации высшего образования в России осуществляются сегодня под влиянием геополитических факторов и комплекса разрывов между запросами современного общества и сложившимися институциональными характеристиками высшей школы. В статье определяется сущность институциональных трансформаций высшего образования, систематизируются разрывы и противоречия, определяющие их контекст в современной России, а также выявляются основные тренды трансформации практик образовательной и научной деятельности вузов, определяющих направленность институциональных изменений. Анализ осуществлялся с использованием теоретических и эмпирических методов, включая содержательный анализ стратегических и отчётных документов 62 ведущих российских вузов, а также вторичный анализ данных ВЦИОМ. Делаются выводы о том, что в качестве основного разрыва институциональных трансформаций отечественного высшего образования в настоящее время выступает разрыв между доверием и ценностью, а в качестве основного механизма – конструирование вузами новых практик образовательной и научной деятельности. Анализ данных практик позволил заключить, что направленность институциональных изменений в сфере образовательной деятельности в большей степени связана с преобразованием традиционных институциональных характеристик, а в сфере научной деятельности – с формированием новых институциональных оснований при общей ориентации на наращивание интеграционного потенциала вузов и межинституционального взаимодействия. Перспективы формирования новой национальной системы высшего образования связываются с возможностью закрепления данных практик на общесистемном уровне в качестве устойчивых институциональных характеристик.

Об авторах

Л. В. Константинова
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Лариса Владимировна Константинова, д-р социол. наук, профессор, директор института

Научно-исследовательский институт развития образования

109992; Стремянный пер., д. 36; Москва

Scopus ID: 57207940572, Researcher ID: M-7126-2018



Е. С. Титова
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Екатерина Сергеевна Титова, канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник

Научно-исследовательский институт развития образования

109992; Стремянный пер., д. 36; Москва

Scopus ID: 57200447054, Researcher ID: V-5066-2018



А. М. Петров
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Антон Маркович Петров, канд. экон. наук, доцент, ведущий научный сотрудник

Научно-исследовательский институт развития образования

109992; Стремянный пер., д. 36; Москва

Scopus ID: 57197858076, Researcher ID: T-5756-2018



Список литературы

1. Князев Е.А., Дрантусова Н.В. Европейское измерение и институциональная трансформация в российском высшем образовании // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 109–131. DOI: 10.17323/1814-9545-2014-2-109-131

2. Куличкова О.Ю. Управление суверенной системой образования: взгляд Президента и профильных министров // Правовые и педагогические аспекты управления системой образования и науки : Сборник материалов Всероссийского научно-методического круглого стола, Липецк, 19 апреля 2023 года. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. С. 92–96. EDN: XIXKLX.

3. Сидакова Н.В. Выход из Болонского процесса – неизбежность и логика российского образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2023. № 4. С. 93–98. DOI: 10.29025/1994-7720-2023-4-93-98

4. Ротанова О.Н. Трансформация институциональных оснований развития системы российского образования // Современное педагогическое образование. 2023. № 9. С. 549–63. EDN: HRZDJY.

5. Шолохов А.В., Сердюкова Ю.А. Идеология нового «постболонского» специалитета // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 4 (133). С. 30–38. DOI: 10.20323/1813-145X_2023_4_133_30

6. Ворона А.А., Виноградов А.С. Перспективы развития системы высшего образования в Российской Федерации под влиянием трансформационных изменений // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 5. EDN: VBJDKU.

7. Яковлева И.В., Черных С.И. Диалектика изменений аксиосистемы российского образования в переходный период // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 497. С. 57–64. DOI: 10.17223/15617793/497/6

8. Степанова С.В. Актуальные проблемы обучения экономическим специальностям в высшей школе // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 7. С. 78–95. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-7-78-95

9. Степанов А.Г. Вариант модернизации содержания обучения по направлению «Прикладная информатика» // Высшее образование сегодня. 2024. № 3. С. 9–18. DOI: 10.18137/RNU.HET.24.03.P.009

10. Сидорова А.А. Сотрудничество университетов и бизнеса: направления взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2019. Т. 27. № 2. С. 290–302. DOI: 10.22363/2313-2329-2019-27-2-290-302

11. Соменкова Н.С., Купцов А.В. Цифровизация высшего образования: новые тренды, возможности и перспективы // Управленческий учёт. 2021. № 12. С. 752–758. DOI: 10.25806/uu12-32021752-758

12. Рудакова Е.В. Особенности применения искусственного интеллекта в высшем образовании // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2024. № 2 (57). С. 60–63. EDN: FKYIVC.

13. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 4. С. 9–22. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22

14. Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В. Первый год реализации программы «Приоритет-2030»: позитивные результаты и проблемные направления университетов исследовательского трека // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 9–25. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-9-25

15. Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В. Анализ показателей эффективности университетов-участников исследовательского трека программы «Приоритет-2030» // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 3. С. 49–63. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-3-49-63

16. Калиниченко Э.Б., Гамидова Л.В. Реформы в отечественном образовании. Пилотный проект в шести вузах России // Наука и образование в XXI веке: современные векторы развития и перспективы : Сборник статей III Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Саратов, 29 февраля 2024 года. Саратов: Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова, 2024. С. 100–103. EDN: RACXWE.

17. Филипповская Т. Высшее образование как социальный институт: загадка выживаемости // Высшее образование в России. 2005. № 11. С. 92–102. EDN: IBNFYN.

18. Дзиов А.Р. Роль высшей школы как системообразующего социального института // Педагогическое образование в России. 2014. № 10. С. 144–147. EDN: TBDQUP.

19. Хлабыстова Н.В., Нетребко Е.Н. Институт высшего образования как фактор сохранения социального неравенства // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2019. № 4 (249). С. 223–230. EDN: QHYMBX.

20. Свадьбина Т.В., Пакина Т.А. Роль высшего образования как института социальной мобильности // Нижегородская наука. 2018. № 5 (11). С. 31–34. EDN: YUKFLN.

21. Волнистая М.Г. Методология институциональных изменений университетского образования // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2021. № 2. С. 50–57. DOI: 10.33581/2521-6821-2021-2-50-57

22. Жук А.А. Институциональные ловушки в сфере высшего образования // Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12. № 4. С. 789–799. DOI: 10.21202/1993-047X.12.2018.4.789-799

23. Scott R.W. The Adolescence of Institutional Theory // Administrative Science Quarterly. 1987. № 32. P. 493–511 URL: https://edisciplinas.usp.br/pluginfile.php/7948424/mod_resource/content/3/SCOTT%2C%20W.%20Richard.%20The%20adolescence%20of%20institutional%20theory.pdf (дата обращения: 11. 08. 2024).

24. Масленников А.В., Старикова И.В. Реализация Болонского процесса в ЕС и в России: проблемы и возможные пути их решения // Инновационные технологии в образовательной деятельности : Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции, Нижний Новгород, 5 февраля 2019 года. Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2019. С. 181–185. EDN: YXDVXV.

25. Константинова Л.В. Проблемы развития магистратуры в условиях реформирования высшего образования // Высшее образование в России. 2013. № 7. С. 30–36. EDN: QZDWSF.

26. Розанова Я.В. Эволюция магистратуры в системе высшего профессионального образования: индикаторы и цифры // Вопросы методики преподавания в вузе. 2023. Т. 12. № 2. C. 8–23. DOI: 10.57769/2227-8591.12.2.01

27. Гулин В.М. Трансформация университетов в контексте проблемы несоответствующего качества высшего образования в России: Часть I // Евразийское пространство: экономика, право, общество. 2024. № 4. С. 15–19. EDN: TYJSCF.

28. Frolova A.S., Balashova E.V., Kurnikova T.A., Kuran M.S. Types of Higher Education Services Consumption in Russia: Transformation Factors in Focus // Journal of Higher Education Theory and Practice. 2022. Vol. 22. No. 12. P. 18–22. DOI: 10.33423/jhetp.v22i12.5459

29. Петров А.В., Горбатова М.К., Кирюшина Н.Ю. Трансформация системы высшего образования в России: аспекты совершенствования подготовки юристов // Современное педагогическое образование. 2023. № 12. С. 12–15. EDN: PUUOTN.


Рецензия

Просмотров: 480


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)