Микроквалификационные программы в университетах: новая образовательная траектория для обучения взрослого населения
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-11-29-55
Аннотация
В условиях быстрого изменения технологий и требований рынка труда актуальность традиционных моделей профессионального образования снижается. Необходимость быстрого обновления навыков и компетенций для взрослого населения приводит к появлению новых образовательных решений, в том числе коротких программ приобретения компетенций для выполнения отдельных трудовых функций с возможностью быстро приступить к работе. В настоящем исследовании рассматриваются особенности микроквалификационных программ в системе высшего образования в России, их потенциал для обучения взрослого населения и влияние на рынок труда. Анализ проведён на основе данных о реализации федерального проекта «Содействие занятости», данных о вакансиях на рекрутинговых платформах и результатов фокус-групп с представителями работодателей. Микроквалификация трактуется как набор узкоспециализированных навыков, необходимых для выполнения отдельных трудовых функций, не требующих наличия профильного документа об основном образовании. Анализ данных о заработной плате слушателей федерального проекта «Содействие занятости» показывает, что обучение по микроквалификационным программам, связанным с цифровыми технологиями, обеспечивает значительный прирост заработной платы слушателей. Результаты исследования демонстрируют высокий потенциал микроквалификационных программ для обучения взрослого населения и формирования конкурентоспособных специалистов. Рассмотрены модели, основанные на использовании программ дополнительного профессионального образования и профессионального обучения, а также модели, формирующие индивидуальные образовательные траектории в рамках основных профессиональных образовательных программ для студентов. Работа также предлагает рекомендации по дальнейшему внедрению микроквалификационных программ в систему высшего и дополнительного профессионального образования.
Об авторах
М. О. ШепельРоссия
Михаил Олегович Шепель, канд. ист. наук, директор Института – проректор по развитию дополнительного образования
Институт дистанционного образования
634050; пр-кт Ленина, 36; Томская область; Томск
С. Б. Велединская
Россия
Светлана Борисовна Велединская, канд. филол. наук, доцент, директор Центра
Центр повышения квалификации и переподготовки
634050; пр-кт Ленина, 36; Томская область; Томск
Е. А. Дийская
Россия
Екатерина Александровна Дийская, специалист центра
Институт дистанционного образования; центр корпоративного обучения и развития программ дополнительного профессионального образования
634050; пр-кт Ленина, 36; Томская область; Томск
А. В. Фещенко
Россия
Артём Викторович Фещенко, начальник отдела
Институт дистанционного образования; отдела разработки и коммерциализации цифровых решений ЦТИС
634050; пр-кт Ленина, 36; Томская область; Томск
И. А. Коршунов
Россия
Илья Алексеевич Коршунов, канд. хим. наук, заведующий Лабораторией
Институт образования; Лаборатория непрерывного образования взрослых
101000; Потаповский пер., д. 16, стр. 10; Москва
Scopus ID: 57201132401, Researcher ID: Q-8721-2018
Н. Н. Ширкова
Россия
Наталия Николаевна Ширкова, канд. пед. наук, старший научный сотрудник
Институт образования; Лаборатория непрерывного образования взрослых
101000; Потаповский пер., д. 16, стр. 10; Москва
Scopus ID: 57206181624, Researcher ID: W-3808-2018
Список литературы
1. Терников А.А., Бляхер М.Л. Спрос на знания, умения и навыки в вакансиях: кого готовит университет? // Мир России. 2023. Т. 32. № 2. С. 74–96. DOI: 10.17323/1811-038X-2023-32-2-74-96
2. Колесникова О.А., Маслова Е.В., Околелых И.В. Кадровый балласт, или Почему система высшего образования не успевает за трансформацией рынка труда // Социально-трудовые исследования. 2023. Т. 52. № 3. С. 153–164. DOI: 10.34022/2658-3712-2023-52-3-153-164
3. Коршунов И.А., Тюнин А.М., Ширкова Н.Н., Мирошников М.С., Фролова О.А. Как учатся взрослые: факторы выбора образовательных программ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 2. С. 286–314. DOI: 10.14515/monitoring.2021.2.1627
4. Brown P., Souto-Otero M. The End of the Credential Society? An Analysis of the Relationship between Education and the Labour Market Using Big Data // Journal of Education Policy. 2020. Vol. 35. No. 1. P. 95–118. DOI: 10.1080/02680939.2018.1549752
5. Orman R., Şimşek E., Kozak Çakır M.A. Microcredentials and reflections on higher education // Higher Education Evaluation and Development. 2023. Vol. 17. No. 2. P. 96–112. DOI: 10.1108/HEED-08-2022-0028
6. Selvaratnam R.M., Sankey M. An integrative literature review of the implementation of microcredentials in higher education: Implications for practice in Australasia // Journal of Teaching and Learning for Graduate Employability. 2021. Vol. 12. No. 1. P. 1–17. DOI: 10.21153/jtlge2021vol12no1art942
7. Selvaratnam R.M., Warburton S., Parrish D., Crew S. A maturity model for microcredentialing and shorter forms of learning practice in Australasian universities // Journal of Higher Education Policy and Management. 2024. P. 1–16. DOI: 10.1080/1360080X.2023.2299150
8. Brown M., Nic Giolla Mhichil M. Unboxing microcredentials: an inside, upside and downside view // Culture and Education. 2022. Vol. 34. No. 4. P. 938–973. DOI: 10.1080/11356405.2022.2102293
9. Wheelahan L., Moodie G. Gig qualifications for the gig economy: Micro-credentials and the ‘hungry mile’ // Higher Education. 2021. Vol. 83. No. 6. P. 1279–1295. DOI: 10.1007/s10734-021-00742-3
10. Abdul Halim F.S., Luaran J.E., Lee Jill S.S. Unravelling Challenges of Higher Education Institutions in Implementing Effective Micro-Credentials: A Multi-Stakeholder Qualitative Study // Asian Journal of University Education. 2024. Vol. 27. No. 3. P. 114–126. DOI: 10.24191/ajue.v20i1.25698
11. Varadarajan S., Koh J.H.L., Daniel B.K. A systematic review of the opportunities and challenges of microcredentials for multiple stakeholders: learners, employers, higher education institutions and government // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2023. Vol. 20. No. 1. DOI: 10.1186/s41239-023-00381-x
12. Brown M., Nic Giolla Mhichil M., Beirne E., Mac Lochlainn C. The global microcredential landscape: Charting a new credential ecology for lifelong learning // Journal of Learning for Development. 2021. Vol. 8. No. 2. P. 228–254. DOI: 10.56059/jl4d.v8i2.525
13. Zhang J., West R.E. Designing microlearning instruction for professional development through a competency based approach // TechTrends. 2020. Vol. 64. No. 2. P. 310–318. DOI: 10.1007/s11528-019-00449-4
14. Kasworm C. The Influence of the Knowledge Society: Trends in Adult Higher Education // The Journal of Continuing Higher Education. 2011. Vol. 59. No. 2. P. 104–107. DOI: 10.1080/07377363.2011.568830
15. Bideau Y.-M., Kearns T. A European Approach to Micro-credentials for Lifelong Learning and Employability // Journal of European Continung Medical Education. 2022. Vol. 11. No. 1. DOI: 10.1080/21614083.2022.2147288
16. Msweli N.T., Twinomurinzi H., Ismail M. The International Case for Micro-Credentials for Life-Wide and Life-Long Learning : A Systematic Literature Review // Interdisciplinary Journal of Information, Knowledge, and Management. 2022. Vol. 17. No. 2. P. 151–190. DOI: 10.28945/4954
17. Khan, B.H., dr. Microlearning: quick and meaningful snippets for training solutions // International Journal of Research in Educational Sciences. 2019. Vol. 2. No. 2. P. 276–284. DOI: 10.29009/IJRES.2.2.7
18. Liyanagunawardena T.R., Scalzavara S., Williams S.A. Open badges : A systematic review of peer-reviewed published literature (2011–2015) // European Journal of Open, Distance and E-Learning. 2017. Vol. 20. No. 2. P. 1–16. DOI: 10.1515/eurodl-2017-0013
19. Pirkkalainen H., Sood I., Padrón-Nápoles C., Kukkonen A., Camilleri A. How might microcredentials influence institutions and empower learners in higher education? // Educational Research. 2022. Vol. 65. No. 2. P. 1–24. DOI: 10.1080/00131881.2022.2157302
20. Emerson L.C., Berge Z.L. Microlearning: Knowledge management applications and competency-based training in the workplace // Knowledge Management and E-Learning. 2018. Vol. 10. No. 2. P. 125–132. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1254686.pdf (дата обращения: 04. 06. 2024).
21. Lee W.O., Tan J. Develop a Qualification Ecosystem for Adult Learners: Microcredentialing to Formalize Informal and Nonformal Learning // Third International Handbook of Lifelong Learning. Springer International Handbooks of Education. 2023. P. 821–839. DOI: 10.1007/978-3-031-19592-1_40
22. Young D., West R.E., Nylin T.A. Value of Open Microcredentials to Earners and Issuers: A Case Study of National Instruments Open Badges // International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2019. Vol. 20. No. 5. P. 104–121. DOI: 10.19173/irrodl.v20i5.4345
23. Che Ahmat N.H., Bashir M.A.A., Razali А.R., Kasolang S. Micro-Credentials in Higher Education Institutions: Challenges and Opportunities // Asian Journal of University Education. 2021. Vol. 17. No. 3. P. 281–290. DOI: 10.24191/ajue.v17i3.14505
24. Olcott D. Micro-credentials: A catalyst for strategic reset and change in U.S. higher education // American Journal of Distance Education. 2021. Vol. 36. No. 1. P. 19–35. DOI: 10.1080/08923647.2021.1997537