Особенности отношения молодёжи к российской истории: влияние профессиональных полей и ценностных позиций
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-11-95-107
Аннотация
В статье приводятся результаты исследования историко-культурных оснований российской идентичности современной молодёжи, проводившегося в 2023 году. В целях более точного анализа особенностей самоидентификации молодёжи были выделены категории молодёжи, относящиеся к разным профессиональным и социальным полям. Рассматривая историко-культурную идентичность как осознание личной связи человека с прошлым, настоящим и будущим России, авторы исследуют историческую память выделенных категорий молодёжи как одно из ключевых оснований для выработки устойчивых форм российской идентичности. Исследование носило эксплораторный характер, сформулированные по его результатам предварительные выводы позволяют говорить о необходимости разработки комплексных моделей исследования процессов идентификации молодёжи с Россией и выработки более таргетированных стратегий исторической политики, ориентированной на молодёжь.
Ключевые слова
Об авторах
А. А. АндрюшковРоссия
Андрей Александрович Андрюшков, канд. полит. наук, старший научный сотрудник
Проектно-учебная лаборатория «Молодёжная политика»
101000; Покровский б-р, д. 11; Москва
А. Г. Клюс
Россия
Александрина Григорьевна Клюс, канд. филол. наук, аналитик
Проектно-учебная лаборатории «Молодёжная политика»
101000; Покровский б-р, д. 11; Москва
А. Михайловский
Россия
Андрей Михайловский, помощник проректора
101000; Покровский б-р, д. 11; Москва
Ю. Н. Сергеев
Россия
Юрий Николаевич Сергеев, главный аналитик
Проектно-учебная лаборатория «Молодёжная политика»
101000; Покровский б-р, д. 11; Москва
Список литературы
1. Васильев А.Г., Высокова В.В., Заиченко О.В., Ионов И.Н., Кирчанов М.В. и др. Прошлое для настоящего: История-память и нарративы национальной идентичности. Коллективная монография. М: Аквилон. 2020. 464 c. ISBN: 978-5-906578-63-1. EDN: YKMUED.
2. Историческая политика и память о прошлом в контексте обеспечения национальной безопасности (ко Дню народного единства и 145-летию со дня рождения Ф.Э. Дзержинского). Материалы Межведомственной научно-практической конференции. Минск: Институт национальной безопасности Республики Беларусь. 2022. 184 с. ISBN: 978-985-7040-89-6. EDN: JCMSEX.
3. Соколов А.С. Историческая память и проблема идентичности // Личность. Культура. Общество. 2020. Т. 22. № 1-2 (105-106). С. 157–162. DOI: 10.30936/1606-951x-2020-22-1/2-157-162
4. Фадеев П.В. История России как объединяющий компонент российской гражданской идентичности // Россия реформирующаяся. 2021. № 19. С. 413–425. DOI: 10.19181/ezheg.2021.17
5. Андрюшков А.А. Формирование российской идентичности как задача образования: мировоззрение, создающее будущее // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 287–300. DOI: 10.17323/1814-9545-2011-3-287-300
6. Кулиш В.В., Матвеева Н.А. Социальный механизм функционирования исторической памяти // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 10. С. 16–23. DOI: 10.24158/spp.2022.10.1
7. Ассман А. Распалась связь времён? Взлёт и падение темпорального режима Модерна. М.: Новое литературное обозрение. 2017. 272 с. ISBN: 978-5-4448-0648-7.
8. Будущее нашего прошлого–7: Историческая память и коммеморативные практики. Материалы Международной конференции. М.: Российский государственный гуманитарный университет. 2022. 438 с. ISBN: 978-5-7282-3178-6. EDN: THDVOO.
9. Алексеев С.В., Бойков А.Е., Галлямов Р.Р., Забнева Э.И., Ильин О.И. и др. Трансформация социально-экономических процессов в современной России. Коллективная монография. Ульяновск: Зебра. 2019. 209 с. EDN: YZWATZ.
10. Тузиков А.Р., Зинурова Р.И. Российская гражданская идентичность студенчества и проблема национального нарратива отечественной истории (на примере Великой Отечественной войны) // Управление устойчивым развитием. 2023. № 3. С. 60–66. DOI: 10.55421/2499992Х_2023_3_60.
11. Ильин А.Ю., Рожнева С.С. Молодёжь о Великой Отечественной войне: взгляд из регионов России // Studia Humanitatis Borealis. 2022. № 3. С. 44–70. DOI: 10.15393/j12.art.2022.3861
12. Подлесная М.А., Соловьёва Г.В., Ильина И.В. Историческая память: школьники и студенты об истории России // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12. № 2. С. 55–82. DOI: 10.19181/vis.2021.12.2.711
13. Широкалова Г.С. Историческая память молодёжи: село vs город // Социологические исследования. 2020. № 9. С. 28–37. DOI: 10.31857/S013216250010005-8
14. Moustakas C. Phenomenological research methods. London: SAGE Publications Ltd, 1994. 208 p. DOI: 10.4135/9781412995658
15. Willig C. Introducing Qualitative Research in Psychology: Adventure in theory and method. Berkshire: Open University Press McGraw-Hill Education. 2008. 244 p. ISBN10: 0 335 22115 7 (pb).
16. Бусыгина Н.П. Методология качественных исследований в психологии. М.: ИНФРА-М. 2013. 304 с. ISBN: 978-5-16-006022-4.
17. Логвинов И.Н., Сарычев С.В., Логвинова М.И., Логвинова Т.И. Структура ценностных ориентиров молодёжной субкультуры «Геймеров» // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 3 (27). С. 262–269. EDN: RQAPPV.
18. Фадеев П.В. Историческая память россиян в социологических опросах: основания, реальность, проблемы // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12. № 2. С. 36–54. DOI: 10.19181/vis.2021.12.2.710
19. Полутин С.В., Булавин А.В., Зубов О.Е., Нагаева Т.В. События прошлого в исторической памяти молодёжи национальных регионов Приволжского федерального округа // Регионология. 2021. Т. 29. № 1 (114). С. 191–215. DOI: 10.15507/2413-1407.114.029.202101.191-215
20. Нуркова В.В. История как личный опыт // Историческая психология и социология истории. 2009. № 1. С. 5–27. URL: https://www.socionauki.ru/journal/files/ipisi/2009_1/istoriya_kak_lichnii_opit.pdf (дата обращения: 19. 09. 2024).