Типология результатов сотрудничества российских вузов с бизнесом
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-11-108-131
Аннотация
Для российской экономики актуальна задача развития высокотехнологичных отраслей, решение которой требует совместных усилий образовательных, исследовательских и производственных организаций при поддержке государства. На сегодняшний день достигнуты весомые результаты в области сотрудничества вузов с бизнесом. Их систематизация и анализ позволят определить как наиболее результативные направления взаимодействия, так и требующие дальнейшего развития.
Цель представленного в статье исследования – выявление типовых моделей сотрудничества вузов с бизнесом на основе анализа результатов их научно-образовательного взаимодействия.
Для её реализации проведена кластеризация российских вузов. Выявлено 6 кластеров, каждый из которых обладает специфическими особенностями. Вузы первых двух кластеров ориентированы на коммерциализацию доходов от НИОКР. Вузы кластера 1 отличаются высокой долей внебюджетных доходов от НИОКР, а кластера 2 высокими внебюджетными доходами от НИОКР в расчёте на численность НПР. В вузах кластера 3 высокие результаты совместной публикационной деятельности с бизнес-компаниями. В вузах из кластеров 4 и 5 более развито образовательное сотрудничество с бизнесом. Вузы кластера 4 имеют разветвлённую сеть партнёрств с предприятиями для организации практик студентов. Вузы кластера 5 активно сотрудничают с бизнесом для подготовки специалистов на договорной основе. К кластеру 6 отнесены вузы, имеющие низкие результаты по всем направлениям сотрудничества с бизнесом. Результаты исследования позволили составить представление об основных подходах вузов к выстраиванию взаимодействия с бизнес-компаниями, оценить их достижения в этой области. Такая задача впервые реализована на репрезентативной выборке российских вузов на основе анализа количественно оценённых результатов сотрудничества с бизнесом. Материалы статьи могут представлять интерес для вузов, нацеленных на развитие партнёрства с бизнес-компаниями, а также для органов государственной власти, разрабатывающих проекты поддержки университетско-отраслевого взаимодействия. Меры поддержки могли бы стать более диверсифицированными, с учётом специфики каждого кластера, и быть направлены на стимулирование развития приоритетных для вуза направлений сотрудничества с бизнесом.
Об авторе
А. В. МеликянРоссия
Алиса Валерьевна Меликян, канд. наук об образовании, доцент
101000; ул. Мясницкая, д. 20; Москва
Researcher ID: J-5703-2015
Список литературы
1. Каменева Е.Г. Роль государственной поддержки в развитии научно-производственной кооперации // Университетское управление: практика и анализ. 2024. Т. 28. № 1. С. 71–85. DOI: 10.15826/umpa.2024.01.005
2. Collier A., Brendan J.G., Mark J.A. Enablers and Barriers to University and High Technology SME Partnerships // Small Enterprise Research. 2011. Vol. 18. No. 1. P. 2–18. DOI: 10.5172/ser.18.1.2
3. Cheng H., Huang S., Yu Y., Zhang Z., Jiang M. The 2011 Collaborative Innovation Plan, University-Industry Collaboration and Achievement Transformation of Universities: Evidence from China // Journal of the Knowledge Economy. 2023. Vol. 14. No. 2. P. 1249–1274. DOI: 10.1007/s13132-022-00907-0
4. Caloghirou Y., Tsakanikas A, Nicholas S.V. University-Industry Cooperation in the Context of the European Framework Programmes // Journal of Technology Transfer. 2001. Vol. 26. No. 1–2. P. 153–161. DOI: 10.1023/a:1013025615518
5. OECD (Organisation for Economic Cooperation and Development). University-Industry Collaboration: New Evidence and Policy Options. OECD Publishing. Paris. 2019. 116 p. DOI: 10.1787/e9c1e648-en
6. Флек М.Б., Угнич Е.А. Развитие форм взаимодействия предприятия с вузом в рамках дуальной модели образования: опыт и перспективы // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 671–691. DOI: 10.32744/pse.2022.4.39
7. Ефимова Е.Г., Простова Д.М., Дудина И.М. Проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций в условиях современной экономики России // Logos et Praxis. 2023. Т. 22. № 4. С. 133–146. DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2023.4.14
8. Шинкаренко Е.А. Взаимодействие вузов и бизнеса в трудоустройстве студентов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. № 2 (30). С. 156–167. EDN: SXGDHR.
9. Сидорова А.А. Модели сотрудничества университетов и бизнеса в цифровую эпоху: преимущества и ограничения // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 78. С. 268–283. DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10043
10. Овчинникова Н.Э. Взаимодействие университета с индустрией 2.0 // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 3 (115). С. 61–72. DOI: 10.15826/umpa.2018.03.027
11. Сидорова А.А. Сотрудничество университетов и бизнеса: pro et contra // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2020. № 2. С. 61–76. EDN: WHOBSH.
12. Юревич М.А. Факторы роста доходов от исследовательской деятельности в вузах Российской Федерации // Journal of Applied Economic Research. 2022. Т. 21. № 4. С. 795–817. DOI: 10.15826/vestnik.2022.21.4.028
13. Маркова М.В. Взаимодействие вузов и бизнеса в подготовке эффективных менеджеров в условиях глобализации // Вестник Московского университета. Серия 24: Менеджмент. 2014. № 1–2. С. 218–226. EDN: TLCOZD.
14. Сидорова А.А. Сотрудничество университетов и бизнеса: направления взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Экономика. 2019. Т. 27. № 2. С. 290–302. DOI: 10.22363/2313-2329-2019-27-2-290-302
15. Ervits I. Developing indicators for the social benefits of university-industry collaborations // International Journal of Corporate Social Responsibility. 2024. Vol. 9. No. 8. P. 1–17. DOI: 10.1186/s40991-024-00097-9
16. Bamford D., Reid I., Forrester P., Dehe B., Bamford J., Papalexi M. An empirical investigation into UK university–industry collaboration: the development of an impact framework // Journal of Technology Transfer. 2023. DOI: 1007/s10961-023-10043-9
17. Tereshchenko E., Salmela E., Melkko E., King Phang S., Happonen A. Emerging best strategies and capabilities for university–industry cooperation: opportunities for MSMEs and universities to improve collaboration. A literature review 2000–2023 // Journal of Innovation and Entrepreneurship. 2024. Vol. 13. No. 1. Article no. 28. DOI: 10.1186/s13731-024-00386-4
18. Ольховая Т.А., Зинюхина Н.А., Никулина Ю.Н. Сотрудничество университета и бизнес-сообщества: опыт и приоритеты развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 139–149. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-7-139-149
19. Бойко Е.А., Пикалова А.А. Стратегическое взаимодействие вуза с индустриальными партнёрами // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 4 (48). С. 51–58. DOI: 10.54509/22203036_2022_4_51
20. Клюев А.К. Университет в бизнес-среде региона: как есть и как надо // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 1 (107). С. 96–110. DOI: 10.15826/umpa.2017.01.009
21. Усманов М.Р., Шушкин М.А., Назаров М.Г., Крылов П.А. Барьеры, препятствующие эффективному взаимодействию российских университетов и бизнес-компаний // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 1. С. 83–93. DOI: 10.15826/umpa.2021.01.006
22. Морозова М.В., Захарова А.А., Лизунков В.Г. Сотрудничество университетов с предприятиями малого и среднего бизнеса // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 4 (44). С. 20–29. DOI: 10.54509/22203036_2021_4_20
23. Karimli A.G. Regional development dynamics: university-business cooperation strategies // Upravlenie. 2022. Vol. 10. No. 1. P. 66–73. DOI: 10.26425/2309-3633-2022-10-1-66-73
24. Воронько Э.Н., Середа Т.Н. Роль сетевого сотрудничества университетов и бизнеса в развитии территории // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. 2020. № 5. С. 2–7. EDN: KCHNGZ.
25. Малый В.И., Гусев В.В. Инновационность развития региона: взаимодействие государства, предприятий и университетов (на примере Саратовской области) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2013. № 1 (21). С. 20–37. EDN: PYCIXH.
26. Тихонова А.Д. Сотрудничество вузов и промышленных предприятий для обеспечения регионального развития // Journal of Economic Regulation. 2016. Т. 7. № 4. С. 117–129. DOI: 10.17835/2078-5429.2016.7.4.117-129
27. Крутий И.А., Красина О.В., Лозовая А.А. Особенности моделей сотрудничества российских вузов и немецких бизнес-организаций в рамках реализации инновационной деятельности // Инновации в образовании. 2014. № 9. С. 12–28. EDN: SJUZWZ.
28. Овчинникова Н.Э. Взаимодействие региональных университетов с промышленностью: новые возможности бизнес-инкубирования // Вопросы управления. 2018. № 2 (51). С. 84–91. EDN: UZNAXS.
29. Шабаева С.В., Кекконен А.Л. Практическое исследование сотрудничества вузов и бизнеса в России и странах EMCOSU // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 6 (112). С. 93–100. DOI: 10.15826/umpa.2017.06.078
30. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The triple helix of university industry-government relations: A laboratory for knowledge-based economic development // EASST Review. 1995. Vol. 14. No. 1. P. 14–19. URL: https://ssrn.com/abstract=2480085 (дата обращения: 05. 07. 2024).
31. Etzkowitz H. The triple helix: university-industry-government innovation in action. London: Routledge. 2008. 164 p. URL: https://mguntur.id/files/ebook/ebook_1605608206_cf742d707b4e0bf22bf3.pdf (дата обращения: 05. 07. 2024).
32. Катуков Д.Д., Малыгин В.Е., Смородинская Н. В. Институциональная среда глобализированной экономики: развитие сетевых взаимодействий. Москва : Институт экономики Российской академии наук. 2012. 45 с. DOI: 10.13140/RG.2.1.4019.8168
33. Иванова И.А., Карастелев Б.Я, Якубовский Ю.В. Модель тройной спирали и фрактальная структура инновационной системы в приложении к реализации конкретного инновационного проекта // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2011. № 1 (57). С. 15–23. EDN: LWATRW.
34. Carayannis E.G., Campbell D.F.J. ‘Mode 3’ and ‘Quadruple Helix’: Toward a 21<sup>st</sup> century fractal innovation ecosystem // International journal of technology management. 2009. Vol. 46. No. 3–4. P. 201–234. DOI: 10.1504/IJTM.2009.023374
35. Kimatu J.N. Evolution of strategic interactions from the triple to quad helix innovation models for sustainable development in the era of globalization // Journal of Innovation and Entrepreneurship. 2016. Vol. 5. No. 1. P. 1–7. DOI: 10.1186/s13731-016-0044-x
36. Разинкина И.В. Развитие спирали инноваций: сравнительный анализ инновационных моделей тройной, четверной и пятерной спиралей // Экономические науки. 2022. № 1 (206). С. 131–137. DOI: 10.14451/1.206.131
37. Carayannis E.G., Campbell D.F.J. Triple Helix, Quadruple Helix and Quintuple Helix and how do knowledge, innovation and the environment relate to each other? A proposed framework for a trans-disciplinary analysis of sustainable development and social ecology // International Journal of Social Ecology and Sustainable Development. 2010. Vol. 1. No. 1. P. 41–69. DOI: 10.4018/jsesd.2010010105
38. Momeni F., Arab Mazar Yazdi A., Najafi S.M.S. Changing economic systems and institutional dimensions of the Triple Helix model // Journal of Innovation and Entrepreneurship. 2019. Vol. 8. No. 1. DOI: 10.1186/s13731-018-0096-1
39. Galan-Muros V., Davey T. The UBC Ecosystem: Putting Together a comprehensive Framework for University-Business Cooperation // Journal of Technology Transfer. 2017. Vol. 44. P. 1311–1346. DOI: 10.1007/s10961-017-9562-3
40. Davey T., Meerman A., Galaìn-Muros V., Orazbayeva B., Baaken T. The State of University-Business Cooperation in Europe. Final Report. Luxembourg: Publication Office of the European Union. 2018. 179 p. DOI: 10.2766/676478
41. Schaeffer P.R., Dullius A.C., Maldonado Rodrigues R., Zawislak P.A. Searching to bridge the gaps: a new typology of university-industry interaction // Academia Revista Latinoamericana de Administración. 2017. Vol. 30. No. 4. P. 459–473. DOI: 10.1108/ARLA-05-2016-0148
42. Nsanzumuhire S.U., Groot W. Context perspective on university-industry collaboration processes : a systematic review of literature // Journal of Cleaner Production. 2020. Vol. 258. P. 1–24. DOI: 10.1016/j.jclepro.2020.120861
43. Togoontumur T., Cooray N.S. Does Collaboration Matter: The Effect of University-industry R&D Collaboration on Economic Growth // Journal of the Knowledge Economy. 2023. Vol. 15. P. 9482–9496. DOI: 10.1007/s13132-023-01469-5
44. Abramo G., D’Angelo C.A., Di Costa F. University-industry research collaboration: a model to assess university capability // Higher Education. 2011. Vol. 62. No. 2. P. 163–181. DOI: 10.1007/s10734-010-9372-0
45. Seppo M., Lilles A. Indicators Measuring University-Industry Cooperation // Discussions on Estonian Economic Policy. 2012. Vol. 20. No. 1. P. 204–225. DOI: 10.15157/tpep.v20i1.782
46. Perkmann M., Neely A., Walsh K. How should firms evaluate success in university–industry alliances? A performance measurement system // R&D Management. 2011. Vol. 41. No. 2. P. 202–216. DOI: 10.1111/j.1467-9310.2011.00637.x
47. Xia G., Xi G., Jiancheng G. An analysis of the patenting activities and collaboration among industry-university-research institutes in the Chinese ICT sector // Scientometrics. 2014. Vol. 98. No. 1. P. 247–263. DOI: 10.1007/s11192-013-1048-y
48. Rossi F., Rosli A. Indicators of university-industry knowledge transfer performance and their implications for universities: evidence from the UK’s HE-BCI survey // CIMR research working paper series. 2013. Working paper No. 13. Birkbeck College, University of London. London. UK. P. 1–24. URL: https://eprints.bbk.ac.uk/id/eprint/8476/1/8476.pdf (дата обращения: 05. 07. 2024).
49. Iqbal A.M., Khan A.S., Iqbal S., Senin A.A. Designing of Success Criteria-based Evaluation Model for Assessing the Research Collaboration between University and Industry // International Journal of Business Research and Management. 2011. Vol. 2. No. 2. P. 59–73. URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/document?repid=rep1&type=pdf&doi=4de4943e135877aa38917dbd635a38dc724e8e05 (дата обращения: 05. 07. 2024).
50. Бондаренко Н.В., Варламова Т.А., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы образования: 2023 : статистический сборник. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Москва: НИУ ВШЭ. 2023. 432 с. ISBN: 978-5-7598-2746-7.
51. Murtagh F., Contreras P. Algorithms for hierarchical clustering: an overview // Wiley Interdisciplinary Reviews: Data Mining and Knowledge Discovery. 2012. Vol. 2. No. 1. P. 86–97. DOI: 10.1002/widm.53
52. Murtagh F., Legendre P. Ward’s Hierarchical Agglomerative Clustering Method: Which Algorithms Implement Ward’s Criterion? // Journal of Classification. 2014. Vol. 3. P. 274–295. DOI: 10.1007/s00357-014-9161-z
53. Абанкина И.В., Алескеров Ф.Т., Белоусова В.Ю., Гохберг Л.М., Зиньковский К.В. и др. Типология и анализ научно-образовательной результативности российских вузов // Форсайт. 2013. Т. 7. № 3. С. 48–63. DOI: 10.17323/1995-459X.2013.3.48.63
54. Caliński T., Harabasz J. A dendrite method for cluster analysis // Communications in Statistics. 1974. Vol. 3. No. 1. P. 1–27. DOI: 10.1080/03610927408827101
55. Milligan G.W., Cooper M.C. A study of standardization of variables in cluster analysis // Journal of Classification. 1988. Vol. 5. P. 181–204. DOI: 10.1007/BF01897163
56. Chan K., Serban F.C., Tse M., Ho A. Impact of collaboration with ICT industry partners on secondary students’ knowledge, attitudes, and IT competence // Education and Information Technologies. 2024. Vol. 29. P. 5259–5282. DOI: 1007/s10639-023-12036-5
57. Langford C.H., Hall J., Josty P., Matos S., Jacobson A. Indicators and outcomes of Canadian university research: Proxies becoming goals? // Research Policy. 2006. Vol. 35. No. 10. P. 1586–1598. DOI: 10.1016/j.respol.2006.09.021
58. Al-Ashaab A., Flores M., Doultsinou A., Magyar A. A balanced scorecard for measuring the impact of industry–university collaboration // Production Planning & Control. 2022. Vol. 22. No. 5–6. P. 554–570. DOI: 10.1080/09537287.2010.536626
59. Tijssen R.J.W., van Leeuwen T.N., van Wijk E. Benchmarking university-industry research cooperation worldwide: performance measurements and indicators based on co-authorship data for the world’s largest universities // Research Evaluation. 2009. Vol. 18. No. 1. P. 13–24. DOI: 10.3152/095820209X393145