Финансирование ведущих китайских университетов: размер имеет значение?
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-11-149-168
Аннотация
За последние тридцать лет благодаря правительственным инициативам по «строительству» университетов мирового класса в Китае была создана когорта элитных (ведущих) вузов, охватывающая около 5 % университетов, имеющих ощутимые преимущества перед иными вузами в приёме студентов, преподавании, исследованиях, финансировании и поддержке местных властей. Несмотря на схожие возможности, которые получают университеты при переходе в статус элитных вузов, каждый из них имеет разную структуру бюджета и отличные результаты деятельности, которые прежде всего ассоциируются с позициями университетов в международных рейтингах.
Поэтому цель статьи – показать, действительно ли только повышенные инвестиции в развитие позволяют китайским университетам быть успешными в рейтинговой гонке.
В статье описаны источники финансирования китайских университетов, показана структура финансирования некоторых ведущих вузов, представлена модель финансирования государственных университетов. Отдельное внимание уделено факторам, влияющим на уровень финансирования китайских университетов, таким как принадлежность к элитной группе вузов, территориальное расположение и спектр реализуемых образовательных программ. На выборке из 29 ведущих университетов показано, что индикатором успеха выступает разнообразие источников финансирования: как правило, лучшие вузы имеют более высокую долю дохода от предпринимательской деятельности. В то же время объём вузовского бюджета только на 50 % обуславливает продвижение в рейтингах, вторая причина успеха – это «символический капитал», получаемый университетами от участия в проектах 211 / 985 / «Двойной первоклассный» и позволяющий достичь весомых конкурентных преимуществ. Источниками информации для анализа послужили: данные Министерства образования Китая, сайты ведущих китайских университетов, публикации, находящиеся в открытом доступе в сети китайского Интернета, а также научные статьи, опубликованные в российских и ведущих мировых изданиях.
Об авторах
С. С. ДонецкаяРоссия
Светлана Сергеевна Донецкая, д-р экон. наук, профессо
кафедра менеджмента
630090; ул. Пирогова, 1; Новосибирск
Лян Бинь
Россия
Лян Бинь, магистрант
630090; ул. Пирогова, 1; Новосибирск
Список литературы
1. Ковельский В.В., Ростова Е.П. Оценка эффективности бюджетного финансирования инновационных российских университетов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2023. Т. 31. № 2. С. 330–349. DOI: 10.22363/2313-2329-2023-31-2-330-349
2. Ростовский Р.В. Государственное финансирование системы высшего образования: опыт экономически развитых стран // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2012. № 2. С. 57–63. EDN: OZZMGR.
3. Седаш Т.Н. Финансирование высшего образования как фактор развития человеческого капитала // Экономика. Налоги. Право. 2022. Т. 15. № 6. С. 112–121. DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-6-112-121
4. Leathwood C.A. Critique of Institutional Inequalities in Higher Education: (or an Alternative to Hypocrisy for Higher Educational Policy) // Theory and Research in Education. 2004. Vol. 2. No. 1. P. 31–48. DOI: 10.1177/1477878504040576
5. Wang K., Chung C.K.L., Xu J., Cheung A.Ch.K. Can the locked-in be unlocked? University stratification in China under state-led quest for world-class universities // Higher Education Policy. 2024. Vol. 37. No. 1. P. 1–20. DOI: 10.1057/s41307-022-00290-0
6. Донецкая С.С., Ван Б. Высшее образование в Китае: особенности системы управления в ведущих вузах страны // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2022. Т. 22. № 1. С. 150–167. DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-1-150-167
7. Гурулева Т.Л., Ван Б. Высшее образование в КНР: институты и механизмы государственного и партийного управления // Вестник Российского университета дружбы народов. 2020. № 20. С. 636–654. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-636-654
8. Ван Я. Реформирование системы высшего образования в Китае в XX – начале XXI вв. //Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 3. С. 62–71. DOI: 10.24158/spp.2018.3.12
9. Гурулева Т.Л. Система образования в Китайской Народной Республике: структура и основные направления развития // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 152–164. EDN: ZAYFQJ.
10. Cai Yu., Yan F. Demands and responses in Chinese higher education // Higher education in the Brics Countries: Investigating the pact between higher education and society. Dordrecht: Springer Netherlands. 2015. Vol. 44. P. 149–169. DOI: 10.1007/978-94-017-9570-8_8
11. Фанкунь С. Реализация в КНР проекта «первоклассные университеты и специальности международного уровня»: роль местных органов власти // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 4. С. 75–86. DOI: 10.15826/umpa.2020.04.036
12. Шендерова С.В. Новый формат интернационализации: совместные университеты // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6. С. 78–93. DOI: 10.15826/umj.2016.106.062
13. Dong X., Maassen P., Stensaker B., Xu X. Governance for excellence and diversity? The impact of central and regional affiliation for the strategic positioning of Chinese top universities // Higher Education. 2020. Vol. 80. No. 2. P. 823–837. DOI: 10.1007/s10734-020-00516-3
14. Han Sh., Xu X. How far has the state ‘stepped back’: An exploratory study of the changing governance of higher education in China (1978–2018) // Higher Education. 2019. Vol. 78. No. 5. P. 931–946. DOI: 10.1007/s10734-019-00378-4
15. Liu X., Zhou H., Hunt S., Zhang Y. For-Profit or Not-for-Profit: What Has Affected the Implementation of the Policy for Private Universities in China? // Higher Education Policy. 2021. No. 36. P. 190–212. DOI: 10.1057/s41307-021-00254-w
16. Peters M.A., Besley T. China’s double first-class university strategy: 双一流 // Educational Philosophy and Theory. 2018. Vol. 50. No. 12. P. 1075–1079. DOI: 10.1080/00131857.2018.1438822
17. Xiong W., Yang J., Shen W. Higher education reform in China : A comprehensive review of policy-making, implementation, and outcomes since 1978 // China Economic Review. 2022. Vol. 72. Article no. 101752. DOI: 10.1016/j.chieco.2022.101752
18. Xu Ch. Resource Allocation in China’s Public Universities: Administrators’ Perceptions // Higher Education Policy. 2024. P. 1–23. DOI: 10.1057/s41307-024-00356-1
19. Zha Q. Diversification or homogenization: How governments and markets have combined to (re) shape Chinese higher education in its recent massification process // Higher education. 2009. Vol. 58. P. 41–58. DOI: 10.1007/s10734-008-9180-y
20. Zhao K., You Zh. Isomorphism, diversification, and strategic ambiguity: goal setting of Chinese higher education institutions in the Double World-Class Project // Higher Education Policy. 2021. Vol. 34. P. 841–860. DOI: 10.1057/s41307-019-00168-8
21. Zhao L., Zhu J. China’s higher education reform: What has not been changed // East Asian Policy. 2010. No. 2 (4). P. 115–125.
22. Zhou Ya., Guo Yu., Liu Ya. High-level talent flow and its influence on regional unbalanced development in China // Applied geography. 2018. No. 91. P. 89–98. DOI: 10.1016/j.apgeog.2017.12.023
23. Zong X., Zhang W. Establishing world-class universities in China: deploying a quasi-experimental design to evaluate the net effects of Project 985 // Studies in Higher Education. 2019. Vol. 44. No. 3. P. 417–431. DOI: 10.1080/03075079.2017.1368475
24. Yang P. Higher education financing in China // Encyclopedia of educational philosophy and theory. Dordrecht, Netherland: Springer Publication. 2018. P. 1–11. DOI: 10.1007/978-981-287-532-7_665-1
25. Salmi J., Altbach P.G. World-class universities // Encyclopedia of international higher education systems and institutions. 2016. P. 1–7. DOI: 10.1007/978-94-017-9553-1_37-1
26. Shin J.C., Kehm B.M. The world-class university across higher education systems: Similarities, differences, and challenges // Institutionalization of world-class university in global competition. Dordrecht: Springer Netherlands, 2012. P. 275–286. DOI: 10.1007/978-94-007-4975-7_16
27. Song J., Chu Zh., Xu Yu. Policy decoupling in strategic response to the double world-class project: evidence from elite universities in China // Higher Education. 2021. Vol. 82. P. 255–272. DOI: 10.1007/s10734-020-00642-y