Профессиональные стратегии преподавателей: идеи неовеберианцев в реалиях российского высшего образования
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-12-31-49
Аннотация
Основываясь на теоретической рамке Макса Вебера и неовеберианцев, авторы рассматривают профессию преподавателя высшей школы в дихотомии работы по призванию (ценностно-рациональные стратегии) и выполнения профессиональных функций для собственной выгоды (целерациональные стратегии). На основе данных всероссийского исследования в рамках работы зеркальной лаборатории «Профессиональные стратегии преподавателей высшей школы в современной России» выделены и обоснованы показатели (уровень мобильности, уровень занятости, карьерные траектории), позволяющие отнести профессиональные стратегии преподавателей к целерациональным или ценностно-рациональным.
Исследование показало, что большинство преподавателей придерживаются целерациональной стратегии, ограничиваясь выполнением минимальных требований профессионального контракта. Зафиксировано, что ценностно-рациональные стратегии характерны для преподавателей с высоким уровнем компетенций. Большинство молодых преподавателей до 39 лет придерживаются целерациональных стратегий. Ценностно-рациональные стратегии характерны для преподавателей предпенсионного возраста. Это увеличивает риск снижения качества образования в вузах на фоне старения профессорско-преподавательского состава.
Авторы делают вывод об «узаконенном социальном закрытии» профессии преподавателя при сохранении статуса-кво и согласия с жёсткими регулирующими рамками в неовеберианской традиции.
Об авторах
А. В. ГармоноваРоссия
Гармонова Анна Владимировна – канд. полит. наук, доцент Института образования, директор Центра университетского партнёрства.
1011000, Москва, Покровский б-р, д. 11
Researcher ID: T-1371-2017
Е. А. Опфер
Россия
Опфер Евгения Анатольевна – канд. пед. наук, доцент Института образования.
1011000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10
Researcher ID: S-1925-2016
Д. В. Щеглова
Россия
Щеглова Дарья Владимировна – канд. полит. наук, доцент Института образования.
1011000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10
Researcher ID: B-8013-2018
С. В. Гаврилов
Россия
Гаврилов Сергей Владимирович – канд. тех. наук, доцент Института образования.
1011000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10
Researcher ID: HCI-2764-2022
Список литературы
1. Радаев В.В. Преподавание в кризисе. 2-е изд. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2023, 200 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2759-7
2. Радаев В.В. Кризис в современном преподавании: что именно пошло не так? // Социологические исследования. 2022. № 6. С. 114–124. DOI: 10.31857/S013216250019853-1
3. Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомлённость, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2023. № 10. С. 9–33. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33
4. Рогозин Д.М., Солодовникова О.Б., Ипатова А.А. Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 271–300. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-1-271-300
5. Осьмук Л.А., Яблонская В.А. Социальное самочувствие преподавателей высшей школы: социальный контекст и критерии измерения // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 112–124. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-112-124
6. Рудаков В.Н. Различия в положении профессорско-преподавательского состава вузов по возрастным группам // Мониторинг экономики образования. 2020. Вып. 13. С. 1–6. URL: https://www.hse.ru/data/2020/12/03/1354616421/release_13_2020.pdf (дата обращения 30.03.2024).
7. Щеглова Д.В., Гармонова А.В., Опфер Е.А. Роль магистратуры в системе подготовки академических кадров // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 11. С. 47–62. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-11-47-62
8. Альтбах Ф.Дж. Глобальные перспективы высшего образования: пер. с англ. Ю. Каптуревского; под науч. ред. А. Рябова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. 552 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1712-3
9. Гармонова А.В., Щеглова Д.В. Оценки преподавателями изменений в высшем образовании России: трансформация или стагнация? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. № 4. С. 476–494. DOI: 10.21638/spbu12.2020.408
10. Вебер М. Политика как призвание и профессия: пер. с немецкого и вступительная статья А. Ф. Филиппова. М.: Изд-во «Рипол-Классик», 2018, 288 с. ISBN: 978-5-386-10496-2.
11. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения: пер. М.И. Левиной, А.Ф. Филиппова, П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с. ISBN: 5-01-001584-6. С. 707–735.
12. Tonkens E. Professions, Service Users and Citizenship: Deliberation, Choice and Responsibility // The Routledge Companion on Professions and Professionalism: by ed. M. Dent, I. Bourgeault, J. Dennis and E. Kuhlmann. Abingdon: Routledge, 2016. Pp. 45–56
13. Saks M. Professions and Power // The Routledge Companion on Professions and Professionalism: by ed. M. Dent, I. Bourgeault, J. Dennis and E. Kuhlmann. Abingdon: Routledge, 2016. Pp. 71–85
14. Авакян И.Б., Минияров В.М. Педагогический консерватизм преподавателя вуза в условиях профессионального стресса // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2024. № 1. С. 63–81. DOI: 10.18413/2313-8971-2024-10-1-0-5