Социальная мобильность выпускников вузов: какие траектории ведут наверх?
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-12-80-102
Аннотация
В настоящей работе на данных лонгитюда НИУ ВШЭ «Траектории в образовании и профессии» исследована связь траекторий выпускников университетов с шансами на социальную мобильность. Авторы оценили, какие характеристики пройденного пути в образовании и на рынке труда к 25 годам связаны с движением вверх по социальной лестнице. Используя модель достижения социального статуса П. Блау и О. Данкана, проведён путевой анализ перемещения из предписанного семейного статуса в достигнутый индивидуальный статус. Для оценки статуса применялись две метрики: субъективный социальный статус и материальное положение.
Выпускники к 25 годам чаще всего воспроизводят родительский статус, при этом большинство воспроизводят средний статус, как по оценке субъективного социального статуса, так и по материальному положению. Шансы на восходящую мобильность значимо выше у выпускников вузов, которые к 25 годам успели накопить наибольший опыт работы. При этом окончание магистратуры и длительное обучение, не позволяющее полноценно вовлекаться в работу, оказалось фактором риска для сохранения предписанного статуса. Также зафиксировано проявление социально-экономического и гендерного неравенства: выпускники-мужчины и выходцы из более образованных семей имеют значимо больше шансов на восходящую социальную мобильность. В итоге именно факторы, не связанные с образованием (работа и социально-демографические факторы), оказались значимы для успешности выпускников с точки зрения социальной мобильности.
Ключевые слова
Об авторах
Н. Я. РозенфельдРоссия
Розенфельд Наталья Яковлевна – мл. науч. сотр., аспирант Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ.
101000, Москва, Потаповский пер., д. 16, стр. 10
Researcher ID: JMR-1729-2023
В. А. Мальцева
Россия
Мальцева Вера Андреевна – канд. экон. наук, доцент, директор Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ.
101000, Москва, Потаповский пер., д. 16, стр. 10
Researcher ID: R-9316-2016
Список литературы
1. Sorokin P.A. Social mobility. New York: Harper and Brothers. 1927. 559 p. URL: https://books.google.ru/books?id=9ZnZAAAAMAAJ&pg=PR3&source=gbs_selected_pages&cad=1#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 09.10.2024).
2. Образование в цифрах: 2024. Краткий статистический сборник / Т.А. Варламова, Л.М. Гохберг, О.А. Зорина и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. 132 с. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/969714030.pdf (дата обращения: 09.10.2024).
3. Социальная мобильность в России: поколенческий аспект / А.В. Ваньке, Н.Ю. Васильева, З.Т. Голенкова, Ю.Б. Епихина, Е.В. Полухина и др. М.: Институт социологии РАН, 2017. 384 с. EDN: XIQUBB.
4. Мареева С.В. Социальный статус российской молодёжи: представления и реальность // Вестник Института социологии. 2022. Т. 13. № 26. С. 158–183. DOI: 10.19181/vis.2022.13.2.800
5. Многомерная социальная мобильность в современной России / Ю.Б. Епихина, Н.С. Мастикова, И.П. Попова, Д.Ф. Терин, М.Ф. Черныш. М.: Институт социологии РАН, 2018. 112 с. EDN: VNOODO.
6. Зудина А.А. Неформальная занятость и субъективный социальный статус: пример России // Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 3. DOI: 10.17323/1726-3247-2013-3-27-63
7. Mareeva S., Slobodenyuk E., Anikin V. Support for reducing inequality in the new Russia: Does social mobility matter? // Intersections. 2022. Vol. 8. No. 2. P. 175–196. DOI: 10.17356/ieejsp.v8i2.782
8. Dudyrev F., Romanova O., Travkin P. Student employment and school-to-work transition: The Russian case // Education and Training. 2020. Vol. 62. No. 4. P. 441–457. DOI: 10.1108/ET-07-2019-0158
9. Рожкова К.В., Рощин С.Ю., Солнцев С.А., Травкин П.В. Дифференциация качества высшего образования и заработных плат выпускников в России // Вопросы образования. 2023. № 1. С. 161–190. DOI: 10.17323/1814-9545-2023-1-161-190
10. Рожкова К., Рощин С., Травкин П. От совмещения учёбы с работой к совмещению работы с учёбой? Изменение модели российского высшего образования // Вопросы образования. 2024. № 2. С. 286–322. DOI: 10.17323/vo-2024-17242
11. Лукина А.А., Мальцева В.А., Розенфельд Н.Я. Субъективная социальная мобильность выпускников вузов через призму их образовательных траекторий // Социологические исследования. 2024. № 1. С. 109–124. DOI: 10.31857/S0132162524010109
12. Aisenbrey S., Fasang A. E. New Life for Old Ideas: The “Second Wave” of Sequence Analysis Bringing the “Course” Back Into the Life Course // Sociological Methods & Research. 2010. Vol. 38. No. 3. P. 420–462. DOI: 10.1177/0049124109357532
13. Monaghan D. College-Going Trajectories Across Early Adulthood: An Inquiry Using Sequence Analysis // The Journal of Higher Education. 2020. Vol. 91. No. 3. P. 402–432. DOI: 10.1080/00221546.2019.1647584
14. Чередниченко Г.А. Российская молодёжь: от образования к труду (на материалах социологических исследований образовательных и профессиональных траекторий). СПб.: Издательство РХГА, 2016. 392 с. EDN: WLCBZD.
15. Fasang A.E., Mayer U.K. Chapter 3: Lifecourse and social inequality // Handbook on Demographic Change and the Lifecourse. 2020. P. 22–39. DOI: 10.4337/9781788974875.00009
16. Zhou Y. Work trajectories and status attainment process: a study using sequence analysis // The Journal of Chinese Sociology. 2023. Vol. 10. Article 1. DOI: 10.1186/s40711-022-00180-3
17. Huang S., Hou J., Sun L., Dou D., Liu X., Zhang H. The Effects of Objective and Subjective Socioeconomic Status on Subjective Well-Being among Rural-to-Urban Migrants in China: The Moderating Role of Subjective Social Mobility // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. Article no. 819. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.00819
18. Milesi C. Do all roads lead to Rome? Effect of educational trajectories on educational transitions // Research in Social Stratification and Mobility. 2010. Vol. 28. No. 1. P. 23–44. DOI: 10.1016/j.rssm.2009.12.002
19. Розинская Н.А., Дробышевская Т.А. Количественные оценки межпоколенческой мобильности // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. № 5 (57). С. 93–111. DOI: 10.31737/2221-2264-2022-57-5-6
20. Chetty R., Grusky D., Hell M., Hendren N., Manduca R., Narang J. The fading American dream: Trends in absolute income mobility since 1940 // Science. 2017. Vol. 356. No. 6336. P. 398–406. DOI: 10.1126/science.aal4617
21. Chetty R., Hendren N., Kline P., Saez E. Where is the land of opportunity? The geography of intergenerational mobility in the United States // The Quarterly Journal of Economics. 2014. Vol. 129. No. 4. P. 1553–1623. DOI: 10.1093/qje/qju022
22. Рожкова К.В., Рощин С.Ю., Солнцев С.А., Травкин П.В. Отдача на магистерскую степень на российском рынке труда // Вопросы экономики. 2021. № 8. С. 69–92. DOI: 10.32609/0042-8736-2021-8-69-92
23. Causa O., Johansson, Е. Intergenerational social mobility // OECD Economics Department Working Papers. 2009. No. 707. DOI: 10.1787/18151973
24. Iversen V., Krishna A., Sen K. Beyond Poverty Escapes – Social Mobility in Developing Countries: A Review Article // The World Bank Research Observer. 2019. Vol. 34. No. 2. P. 239– 273. DOI: 10.1093/wbro/lkz003
25. Brown P., Souto-Otero M. The End of the Credential Society? An Analysis of the Relationship between Education and the Labour Market Using Big Data // Journal of Education Policy. 2020. Vol. 35. No. 1. P. 95–118. DOI: 10.1080/02680939.2018.1549752
26. Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы/ Н.К. Емелина, К.В. Рожкова, С.Ю. Рощин, С.А. Солнцев, П.В. Травкин // Докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. 160 с. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/588955762.pdf (дата обращения: 09.10.2024).
27. Robert P., Saar E. Learning and Working: The Impact of the “Double Status Position” on the Labour Market Entry Process of Graduates in CEE Countries // European Sociological Review. 2012. Vol. 28. No. 6. P. 742–754. DOI: 10.1093/esr/jcr091
28. Heglum M.A. Transformed ‘postmodern’ life courses? Continuity and change in young adults’ labour market trajectories in Norway // European Sociological Review. 2023. P. 1–17. DOI: 10.1093/esr/jcad043
29. Zimmermann O., Konietzka D. Social disparities in destandardization—changing family life course patterns in seven European countries // European Sociological Review. 2018. Vol. 34. P. 64–78. DOI: 10.1093/esr/jcx083
30. Parreira do Amaral M., Tikkanen J. Governing the Life Course through Lifelong Learning: A Multilevel and Multidimensional View // Societies. 2022. Vol. 12. No. 3. P. 84–84. DOI: 10.3390/soc12030084
31. Widmer E.D., Ritschard G. The De-Standardization of the Life Course: Are Men and Women Equal? // Advances in Life Course Research. 2009. Vol. 14. No. 1. P. 28–39. DOI: 10.1016/j.alcr.2009.04.001
32. Кирюшина М.А., Рудаков В.Н. Роль высшего образования в формировании гендерного неравенства на рынке труда. Обзор российских и зарубежных исследований // Вопросы образования. 2024. № 2. С. 75–110. DOI: 10.17323/vo-2024-17588
33. Калабихина И. Е., Шайкенова Ж. К. Оценка трансфертов времени внутри домохозяйств // Демографическое обозрение. 2019 Т. 5. № 4. С. 36–65. DOI: 10.17323/demreview.v5i4.8662
34. Colley H. Understanding time in learning transitions through the lifecourse // International Studies in Sociology of Education. 2007. Vol. 17. No. 4. P. 427–443. DOI: 10.1080/09620210701667103
35. Поплавская А.А., Соболева Н.Э. Удовлетворённость различными аспектами работы мужчин и женщин в России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. Т. 5. № 141. С. 271– 288. DOI: 10.14515/monitoring.2017.5.15
36. Misra J., Strader E. Gender pay equity in advanced countries: the role of parenthood and policies // Journal of International Affairs. 2013. Vol. 67. No. 1. P. 27–41. DOI: http://www.jstor.org/stable/24461670
37. Cools S., Strøm M. Parenthood wage penalties in a double income society // Review of Economics of the Household. 2016. Vol. 14. No. 2. P. 391–416. DOI: 10.1007/s11150-014-9244-y
38. Богданов М.Б., Малик В.М. Как сочетаются социальное, территориальное и гендерное неравенства в образовательных траекториях молодёжи России? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. Т. 3. № 157. С. 392–421. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1603
39. Lucas S.R. Effectively Maintained Inequality: Education Transitions, Track Mobility, and Social Background Effects // American Journal of Sociology. 2001. Vol. 106. No. 6. P. 1642–1690. DOI: 10.1086/321300
40. Загирова Ф.Р., Романенко К.Р., Макарьева А.Ю. «И все такие разные» Академическая неоднородность студентов: анализ, восприятие, практики // Современная аналитика образования. 2019. № 4 (25). C. 4–32. EDN: XNPYEF.
41. Breen R., van de Werfhorst H.G., Jæger M.M. Deciding under Doubt: A Theory of Risk Aversion, Time Discounting Preferences, and Educational Decision-making // European Sociological Review. 2014. Vol. 30. No. 2. P. 258– 270. DOI: 10.1093/esr/jcu039
42. Yastrebov G., Kosyakova Y., Kurakin D. Slipping Past the Test: Heterogeneous Effects of Social Background in the Context of Inconsistent Selection Mechanisms in Higher Education // Sociology of Education. 2018. Vol. 91. No. 3. P. 224–241. DOI: 10.1177/0038040718779087
43. Малиновский С.С., Шибанова Е.Ю. Доступность высшего образования в России: как превратить экспансию в равенство // Современная аналитика образования. 2022. № 7 (67). URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/803809237.pdf (дата обращения: 09.10.2024).
44. Britton J., Lorraine D., Shephard N., Vignoles A. How English domiciled graduate earnings vary with gender, institution attended, subject and socio-economic background // IFS Working Papers W16/06, Institute for Fiscal Studies. 2016. URL: https://ifs.org.uk/sites/default/files/output_url_files/wp201606.pdf (дата обращения: 09.10.2024).
45. Мальцева В.А., Розенфельд Н.Я. Траектории российской молодёжи в образовании и профессии на материале лонгитюда: сложные маршруты выпускников вузов // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 99–148. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-3-99-148
46. Symeonaki M., Stamatopoulou G. On the Measurement of Positive Labor Market Mobility // SAGE Open. 2020. Vol. 10. No. 3. DOI: 10.1177/2158244020934489
47. Ritschard G. Measuring the nature of individual sequences // Sociological Methods & Research. 2023. Vol. 52. No. 4. P. 2016–2049. DOI: 10.1177/00491241211036156
48. Колегова И.Е., Рощина Я.М. Миллениалы и их родители: сравнение субъективных социальных статусов // Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE). 2021. С. 122–152. DOI: 10.19181/rlms-hse.2021
49. Тихонова Н.Е. Межгенерационное воспроизводство профессиональных статусов и классовой принадлежности в современном российском обществе // Вопросы теоретической экономики. 2021. № 2. С. 61–78. DOI: 10.52342/2587-7666VTE_2021_2_61_78
50. Аузан А.А. Миссия университета: взгляд экономиста // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 266–287. DOI: 10.17323/1814-9545-2013-3-266-286
51. Becker G.S. Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis // The Journal of Political Economy. 1962. Vol. 70. No. 5. P. 9–49. DOI: 10.1086/258724
52. Hahn S. Intergenerational downward mobility in educational attainment in Germany: Summary of the main results and conclusions // The Risk of Downward Mobility in Educational Attainment. 2016. P. 157–169. DOI: 10.1007/978-3-658-14598-9_8
53. Lorentzen T., Bäckman O., Ilmakunnas I., Kauppinen T. Pathways to Adulthood: Sequences in the School-to-Work Transition in Finland. Norway and Sweden // Social Indicators Research. 2019. Vol. 141. No. 3. P. 1285–1305. DOI: 10.1007/s11205-018-1877-4
54. Bol T., Van de Werfhorst H.G. The measurement of tracking, vocational orientation, and standardization of educational systems: A comparative approach // AIAS, GINI Discussion Paper. 2013. No. 81. 63 p. URL: https://www1feb-uva.nl/aias/81-3-3-1.pdf (дата обращения: 09.10.2024).
55. Косякова Ю., Ястребов Г., Янбарисова Д., Куракин Д. Воспроизводство социального неравенства в российской образовательной системе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. 19. № 5. С. 76–97. EDN: YRHHFT.
56. Kovalenko M., Mortelmans D. Does career type matter? Outcomes in traditional and transitional career patterns // Journal of Vocational Behavior. 2014. Vol. 85. No. 2. P. 238–249. DOI: 10.1016/j.jvb.2014.07.003
57. Прахов И.А. Барьеры доступа к качественному высшему образованию в условиях ЕГЭ: семья и школа как сдерживающие факторы // Вопросы образования. 2015. №1. С. 88–117. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/77gub0xl3h/147327077.pdf (дата обращения: 09.10.2024).
58. Хавенсон Т.Е., Чиркина Т.А. Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 4. С. 539–554. DOI: 10.17323/727-0634-2019-17-4-539-554
59. Duta A., Wielgoszewska B., Iannelli C. Different Degrees of Career Suc-cess: Social Origin and Graduates’ Education and Labour Market Trajectories // Advances in Life Course Research. 2021. Vol. 47. DOI: 10.1016/j.alcr.2020.100376
60. Малошонок Н., Щеглова И., Вилкова К., Абрамова М. Гендерные стереотипы и выбор инженерно-технического направления подготовки // Вопросы образования. 2022. № 3. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-3-149-186
61. Cheng S. A life course trajectory framework for understanding the intracohort pattern of wage inequality // American Journal of Sociology. 2014. Vol. 120. No. 3. P. 633–700. DOI: 10.1086/679103