Роль интертекстуального тезауруса в профессиональной подготовке учителя
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-12-103-121
Аннотация
В образовательном процессе учитель любой специализации имеет дело с текстами в устной и письменной форме и осуществляет все виды речевой деятельности. Статья посвящена проблеме изучения интертекстуального тезауруса студента педагогического вуза. Анализ научных публикаций показал отсутствие в современной научной парадигме исследований, в которых цитата рассматривалась бы как инструмент трансляции культурного кода, передаваемого от учителя к ученику. Новый аспект исследования воздействующих функций цитаты и использования литературной цитаты как средства изучения интертекстуального тезауруса языковой личности определяет актуальность нашего исследования.
Авторы поставили цель выявить и описать интертекстуальный тезаурус современного студента педагогического вуза в контексте профессиональной подготовки на основе знания и владения литературными цитатами из произведений школьной программы. В комплексном опросе приняли участие 1008 студентов педагогического вуза, обучающихся на разных факультетах. Методологическими основами исследования стали теория проблемного обучения, учение о языковой личности, система литературного развития и теория развития интерпретационной деятельности читателя, описание прецедентных феноменов. При проведении исследования на разных этапах были использованы метод педагогического наблюдения, контекстный анализ словарей, анализ научных работ, комплексный опрос, метод интроспекции.
В результате комплексного опроса было выявлено, что более 50% респондентов вуза не смогли опознать цитаты из художественных произведений школьной программы. На основе анализа работ выделены стратегии интерпретации литературной цитаты (сужение содержания высказывания, снижение стилевого регистра текста, перенос содержания на бытовой уровень, стратегия логического разъяснения; стратегия конкретизации содержания; стратегия поиска ценностных смыслов). В ходе анализа проблемы авторы обращаются к ситуации школьного литературного образования и вопросу культурных установок будущего педагога.
Ключевые слова
Об авторах
Е. Р. ЯдровскаяРоссия
Ядровская Елена Робертовна – д-р пед. наук, профессор кафедры образовательных технологий в филологии.
191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48
Scopus Author ID 57203765433
А. И. Дунев
Россия
Дунев Алексей Иванович – канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка.
191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48
Scopus Author ID 59235992800
Список литературы
1. Сулима И.И. Смыслы формирования языковой культуры педагога // Язык и культура. 2023. № 64. С. 273–291. DOI: 10.17223/19996195/64/15
2. Даутова О.Б. Образовательная коммуникация: традиционные и инновационные технологии: учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2018. 176 с. ISBN: 978-5-9925-1360-8.
3. Евсеева А.М., Поздеева С.И. Образовательная коммуникация, вовлечённость и агентность как педагогические феномены // Научно-педагогическое обозрение. 2024. № 1 (53). С. 79–89. DOI: 10.23951/2307-6127-2024-1-79-89
4. Редькина Л.И. Учебный диалог как организующий инструмент единого коммуникативного пространства системы развивающего обучения студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71–2. С. 309–312. EDN: IAZARG.
5. Мусифуллин С.Р., Сафонова О.В. Диалоговое обучение как условие реализации компетентностного подхода в преподавании дисциплин гуманитарного цикла в техническом университете // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 3. С. 56–60. EDN: PYOTEX.
6. Алмадакова Г.В. Результаты педагогического эксперимента по использованию принципа межличностного общения при диалоговом обучении студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 78–80. EDN: XNBGUH.
7. Маранцман В.Г. Цели и структура курса литературы в школе: программы общеобразовательных учреждений // Литература. 5–9 классы / под ред. В.Г. Маранцмана. М.: Просвещение, 2005. C. 3–15. ISBN: 5-09-015152-0.
8. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. 4-е изд. М.: Изд-во УРСС, 2004. 264 с. ISBN: 5-354-00768-2.
9. Ядровская Е.Р. Школьное литературное образование в России – 2024: Краткая летопись двадцатилетия. Будет ли новый этап? // Пространство педагогических исследований. 2024. Т. 1. № 3 (3). С. 7–27. DOI: 10.23859/3034-1760.2024.80.38.001
10. Гаспаров Б.М. Язык. Память. Образ: Лингвистика яз. существования. М.: Новое литературное обозрение, 1996. 352 с. ISBN: 5-86793-020-3.
11. Ковшова М.Л., Гудков Д.Б. Словарь лингвокультурологических терминов / Отв. ред. М.Л. Ковшова. М.: Гнозис, 2018. 192 с. ISBN: 978-5-94244-059-6.
12. Вершинина Н.В. Цитирование художественного текста в объяснительной речи учителя литературы: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва, 2002. 194 с. URL: https://www.dissercat.com/content/tsitirovanie-khudozhestvennogo-teksta-v-obyasnitelnoi-rechi-uchitelya-literatury (дата обращения: 25.08.2024).
13. Красных В.В. Лингвокогнитивная природа феномена воспроизводимости в свете психолингвокультурологии // Мир русского слова. 2014. № 2. С. 9–16. EDN: SGSFCZ.
14. Черняк В.Д.Интертекстуальный тезаурус и агнонимия // Когнитивные исследования языка. 2017. № 30. С. 318–321. EDN: ZMQHIB.
15. Черняк В.Д. Отпечатки детства в интертекстуальном тезаурусе современника // Когнитивные исследования языка. 2020. № 2 (41). С. 138–141. EDN: XAVOUG.
16. Черняк В.Д. Интертекстуальные включения в беллетристике: ребусы и ключи // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. 2020. № 2. С. 309–316. DOI: 10.26170/ufv20-02-28
17. Ядровская Е.Р. Развитие интерпретационной деятельности читателя-школьника в процессе литературного образования (5–11 классы). СПб.: ООО «Книжный Дом», 2012. 184 с. ISBN: 978-5-94777-268-5.
18. Ядровская Е.Р., Дунев А.И. Воспитывающий потенциал литературной цитаты: языковой, эстетический и методический аспекты // Перспективы науки и образования. 2024. № 3 (69). С. 337–354. DOI: 10.32744/pse.2024.3.20
19. Гудков Д.Б. Коды культуры и система естественного языка // Русистика без границ. 2017. Т. 1. № 1. С. 43–48. EDN: USNJBI.
20. Дунев А.И. Цикады цитат. Цитатный минимум школьника. Словарь-справочник. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2022. 160 с. ISBN: 978-5-0056-5325-3.
21. Мамлеева А.Ф. Чтение и анализ цитат как основа развития навыков устной аргументированной речи на иностранном языке // Вопросы методики преподавания в вузе. 2021. № 37. С. 58–67. DOI: 10.18720/HUM/ISSN2227-8591.37.04
22. Полубиченко Л.В., Фурсова А.А. Учебный словарь цитат. Предпосылки и первые результаты // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 1. С. 47–56. EDN: JABALE.
23. Фокина О.В. Использование словаря коммуникативно значимых цитат при обучении русскому языку как иностранному // Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. № 3 (45). С. 317–319. EDN: SPHAJF.
24. Степашкина О.И., Зеленева В.И. Формирование межэтнической толерантности у школьников на основе цитат в процессе обучения говорению на иностранном языке // Филология и культура. 2022. № 4 (70). С. 209–215. DOI: 10.26907/2782-4756-2022-70-4-209-215
25. Гультяева Е.Г. Цитата как средство повышения эрудированности студентов / Создание искусственного иноязычного окружения как один из факторов активизации учебной деятельности: материалы всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Санкт-Петербург, 30 октября 2023 г. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2023. 199 с. EDN: OPLOYA.
26. Ядровская Е.Р., Дунев А.И. Феномен русскоязычной цитаты: к проблеме методического исследования // Русистика. 2024. Т. 22. № 2. С. 190–207. DOI: 10.22363/2618-8163-2024-22-2-190-207
27. Калимуллин А.М. От редактора: Качество педагогического образования в международных исследованиях. // Образование и саморазвитие. 2023. Т. 18. № 3. С. 8–9. DOI: 10.26907/esd.18.3.01R
28. Бермус А.Г., Валеева Р.А., Баклашова Т.А. Трансформация поля исследований и инноваций в сфере педагогического образования (по итогам IX Международного форума по педагогическому образованию) // Образование и саморазвитие. 2023. Т. 18. № 3. С. 10–37. DOI: 10.26907/esd.18.3.02
29. Ноговицын Н.О., Балакирева Т.А., Беззубова О.В. и др. Социокультурная функция образования в России: опыты философской аналитики. Коллективная монография. СПб.: Сборка, 2023. 192 с. EDN: AUWYZT.