Актуальные вопросы реализации проектного обучения в высшей школе (по материалам круглого стола)
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-12-142-154
Аннотация
Интеграция проектного обучения в сферу высшего образования находится в фокусе внимания как учёных, так и практиков во всём мире. В рамках X Международной научно-практической конференции «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий» 18 апреля 2024 г. в Уральском федеральном университете прошёл круглый стол «Проектное обучение: междисциплинарный и организационный контекст, возможности партнёрства». В научной дискуссии приняли участие исследователи и управленцы, представляющие 12 российских вузов. На круглом столе был поставлен ряд актуальных исследовательских вопросов, требующих критической оценки исследователей высшего образования, академического сообщества, ответственного за трансформацию академической среды, образовательного процесса и воспитательной деятельности. Были выделены актуальные исследовательские фокусы, смысловые и содержательные противоречия, позволившие выявить два направления исследования интеграции проектного обучения в российских вузах: 1) интеграция проектного обучения в образовательный процесс и внеучебную деятельность в высшей школе при противоречии проектной деятельности и проектного обучения; 2) партнёрство российских университетов с внешними заказчиками проектов и формирование культуры взаимодействия в реализации проектного обучения.
Ключевые слова
Об авторах
М. В. ПевнаяРоссия
Певная Мария Владимировна – д-р социол. наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления.
620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19
Л. Н. Боронина
Россия
Боронина Людмила Николаевна – канд. философ. наук, доцент, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления.
620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19
А. В. Кульминская
Россия
Кульминская Алина Владимировна – канд. социол. наук, доцент, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления.
620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19
Author ID: 768204
Список литературы
1. Pérez-Rodríguez R., Lorenzo-Martin R., Trinchet-Varela C.A., Simeón-Monet R.E., Miranda J., Cortés D., Molina A. Integrating Challenge-Based-Learning, Project-Based-Learning, and Computer-Aided Technologies into Industrial Engineering Teaching: Towards a Sustainable Development Framework // Integration of Education. 2022. Vol. 26(2). P. 198–215. https://doi.org/10.15507/1991-9468.107.026.202202.198-215
2. Лидер А.М., Слесаренко И.В., Соловьев М.А. Современный опыт инженерно-технической подготовки в ведущих зарубежных университетах // Университетское управление: практика и анализ. 2021. № 25(1). С. 18–34. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.01.002
3. Хлебников Н.А., Обабков И.Н., Князев С.Т., Сандлер Д.Г., Шестеров М.А., Куклин И.Э. Организационная модель проектного обучения в бакалавриате // Университетское управление: практика и анализ. 2023. Т. 27. № 1. С. 50–57. https://doi.org/10.15826/umpa.2023.01.006
4. Хамидулин В.С. Модернизация модели проектно-ориентированного обучения в вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 135–149. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-1-135-149
5. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Профессиональная адаптация вузовских студентов в меняющемся мире профессий // Образование и наука. 2023. № 25(2). С. 191–223. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-2-191-223
6. Мишин И.Н. Реализация проектной деятельности в системе студентоцентрированного обучения // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 3. С. 140–151. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-3-140-151
7. Данейкин Ю.В., Калинская О.Е., Федотова Н.Г. Проектный подход к внедрению индивидуальной образовательной траектории в современном вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. С. 104–116. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-104-116
8. Гергерт Д.В., Артемьев Д.Г. Практика внедрения проектно-ориентированного обучения в вузе // Университетское управление: практика и анализ. 2019. № 23(4). С. 116–131. DOI: 10.15826/umpa.2019.04.033
9. Исаев А.П., Плотников Л.В., Фомин Н.И. Технология сквозного проектирования в подготовке инженерных кадров // Высшее образование в России. 2017. № 5(212). С. 59–67. EDN: YNZYJT.
10. Разинкина Е.М., Панкова Л.В., Зима Е.А. Сквозная система вовлечения студентов в проектную деятельность как инструмент обеспечения качества образования // Университетское управление: практика и анализ. 2023. Т. 27. № 1. С. 42–49. DОI: 10.15826/umpa.2023.01.005
11. Никольский В.С. Обучение служением в России: становление предметного поля // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 12. С. 9–28. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-12-9-28
12. Галкина А.Д., Никольский В.С. «Воспитание чувства долга и ответственности перед обществом»: специфика подхода «Обучение служением» в Китае // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 3. С. 141–161. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-3-141-161