Интернационализация российского образования: новые вызовы и новые решения
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-1-42-62
Аннотация
Сегодня экспорт образования в России продолжает оставаться важной государственной стратегией Правительства России, несмотря на санкционные меры со стороны европейских государств и снижение интенсивности международного сотрудничества с европейскими странами. К 2030 г. численность иностранных студентов на программах высшего образования в российских вузах и научных организациях должна увеличиться в 1,4 раза и достигнуть 500 тысяч человек. Текущая внешнеполитическая повестка России по развитию и расширению военно-политических и торгово-экономических связей и общие геополитические реалии на повестку дня поставили вопрос развития новых векторов международного научно-образовательного сотрудничества. Цель исследования – на основе анализа современного состояния экспорта российского образования предложить его эффективную стратегию с точки зрения новой географии и форм международного сотрудничества, позволяющую увеличить активность на глобальном рынке образования. Методологическую основу исследования составили методы компаративного анализа отечественного и зарубежного опыта экспорта высшего образования, систематизации, обобщения и интерпретации статистической информации, размещённой на сайтах Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, ведущих отечественных и зарубежных университетов, органов власти и профильных организаций. В результате исследования проанализированы инструменты и механизмы расширения географии и продвижения конкурентоспособного бренда российских вузов в условиях изоляции. Показано, что данные инструменты позволяют решать многогранные задачи, начиная от создания позитивной основы для политического и экономического взаимодействия и заканчивая подготовкой кадров в России и за рубежом для реализации совместных планов по развитию тех или иных сфер сотрудничества. Сформулированы предложения по расширению экспорта российского образования с учётом новых геополитических реалий. В качестве ключевых партнёров рассматриваются страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки и страны СНГ.
Об авторах
В. К. НиколаевРоссия
Николаев Владимир Константинович – канд. экон. наук, доцент кафедры «Динамика, прочность машин и сопротивление материалов»,
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, 38.
Scopus ID: 56747273500.
А. А. Скворцов
Россия
Скворцов Аркадий Алексеевич – д-р ф.-м. наук, зав. кафедрой «Динамика, прочность машин и сопротивление материалов»,
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, 38.
Scopus ID: 57203018883
Р. С. Николаев
Россия
Николаев Роман Сергеевич – аспирант,
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, 38.
С. А. Богатенков
Россия
Богатенков Семён Алексеевич – аспирант,
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, 38
Список литературы
1. Альтбах Ф.Г. Глобализация и университет: мифы и реалии в мире неравенства // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2004. № 11. С. 39–45.
2. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма – ответы на глобализацию / Пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 304 с. ISBN: 5-89826-109-5.
3. Бранденбург У. Друг или враг? Миф о «хорошей» интернационализации и «плохой» глобализации // Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. М.: Логос, 2013. С. 53–66. ISBN: 978-5-98704-728-6.
4. Де Вит Х. Эволюция мировых концепций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 8–34. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-2-8-34
5. Altbach P.G., Knight J. The Internationalization of Higher Education: Motivations and Realities // Journals of Studies in International Education. 2007. Vol. 11. No. 3–4. P. 290–305. DOI: 10.1177/1028315307303542
6. Knight J. Five truths about internationalization // International Higher Education. 2012. No. 69. P. 4–5. DOI: 10.6017/ihe.2012.69.8644
7. Knight J. Internationalization Remodeled: Definition, Approaches, and Rationales // Journal of Studies in International Education. 2004. Vol. 8. No. 1. P. 5–31. DOI: 10.1177/1028315303260832
8. Knight J. Internationalization of higher education: New directions, new challenges. Paris : IAU, 2006. 172 p. ISBN: 92-9002-177-2.
9. Knight J. Updating Definition of Internationalization // International Higher Education. 2003. No. 33. P. 1–3. DOI: 10.6017/ihe.2003.33.7391
10. Григорьев А.Н., Коршунов Г.В. Интернационализация образования как направление деятельности вуза // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 135–141. EDN: WBKJNT.
11. Береговая О.А., Кудашов В.И. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 31–43. DOI: 10.32744/pse.2019.3.3
12. Бондаренко В.В., Полутин С.В., Юдина В.А., Танина М.А., Лескина О.Н. Привлекательность российских вузов среди иностранных студентов в условиях глобальной конкуренции на рынках образовательных услуг // Интеграция образования. 2022. Т. 26. № 1. С. 72–92. DOI: 10.15507/1991-9468.106.026.202201.072-092
13. Быковская Е.Н., Рыбина М.Н. Экспорт образовательных услуг: конкуренция в новых геополитических условиях // Вестник университета. 2023. № 1. С. 68–75. DOI: 10.26425/1816-4277-2023-1-68-75
14. Никитенко Е.В. Интернационализация высшего образования в России: в поисках путей развития // Высшее образование в России. 2023. № 5. С. 125–137. DOI: 10.31992/08693617-2023-32-5-125-137
15. Захаров М.Ю., Старовойтова И.Е., Шишкова А.В. Управление академической мобильностью как инструментом «мягкой силы» // Вестник университета. 2023. № 2. С. 166–173. DOI: 10.26425/1816-4277-2023-2-166-173-173
16. Золочевская Е.Ю., Сивакова Я.Е. Совершенствование механизма развития экспорта образования в Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. Учёные записки. 2022. № 1. С. 39–42. DOI: 10.22394/2079-1690-2022-1-1-39-42
17. Суворова В.А., Бронников И.А. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации // Управление. 2019. № 4. С. 131–139. DOI: 10.26425/2309-3633-2019-4-131-139
18. Аржанова И.В., Барышникова М.Ю., Заварыкина Л.В., Нагорнов В.А., Перфиль- ева О.В. Влияние пандемии COVID-19 на сектор высшего образования и магистратуру: международный, национальный и институциональный ответ // Благотворительный фонд В. Потанина, НФПК. М., 2020. 23 с. URL: https://ntf.ru/sites/default/files/Vliyanie%20pandemii%20COVID-19%20na%20sektor%20vysshego%20obrazovaniya%20i%20magistraturu.pdf (дата обращения: 08.11.2024).
19. Marinoni G., van’t Land H., Jensen T. The Impact of COVID-19 on Higher Education Around the World : IAU Global Survey Report. Giorgio International Association of Universities, 2020. 50 p. URL: https://www.iau-aiu.net/IMG/pdf/iau_covid19_and_he_survey_report_final_may_2020.pdf (дата обращения: 08.11.2024).
20. Минаева А.Е. Мобильность студентов и экспорт образования во время и после пандемии: вызовы и прогнозы // Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. 2020. № 4. C. 90–95. URL: https://www.hse.ru/data/2020/06/05/1602309864/HSE_Covid_04_2020_3_4.pdf (дата обращения: 08.11.2024).
21. Николаев В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 149–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166
22. Бондаренко В.В., Полутин С.В., Танина М.А., Юдина В.А. Пост-эффекты пандемии COVID-19: удовлетворённость иностранных студентов дистанционным обучением в российских вузах // Интеграция образования. 2022. Т. 26. № 4. С. 671–687. DOI: 10.15507/1991-9468.109.026.202204.671-687
23. Ганеев А.Р., Булаева Н.А., Рубан И.А. Готовы ли российские вузы к экспорту образования? // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 11. С. 68–73. DOI: 10.20339/AM.11-22.068
24. Лебедев А.А., Ридигер А.В. О функционировании программ экспорта образования российских университетов в условиях санкций // Информация и инновации. 2022. Т. 17. № 3. С. 49–58. DOI: 10.31432/1994-2443-2022-17-3-49-58
25. Манукян А.Р. Экспорт образования как фактор экономического роста страны // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 2. С. 106–110. DOI: 10.34823/SGZ.2023.2.51981
26. Рыбакова Е.В. Способы обеспечения эффективной реализации стратегии экспорта российского образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. № 6. С. 573–582. DOI: 10.30853/ped20230098
27. Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И. Вызовы образовательной миграции на современном этапе // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26. № 2. С. 105– 113. DOI: 10.15826/umpa.2022.02.016
28. Крейденко Т.Ф., Мизинцева М.Ф., Холина В.Н. Подходы к оценке эффективности реализации экспорта образования вузами городов – университетских центров России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2023. Т. 16. № 6. С. 270–288. DOI: 10.15838/esc.2023.6.90.16
29. Косов М.Е. Глобализация образования, возможности и перспективы экспорта российского образования в условиях санкций против Российской Федерации // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2024. Т. 21. № 2 (134). С. 5–18. DOI: 10.21686/2413-2829-2024-2-5-18
30. Клебанова А.А. Основные направления совершенствования российской стратегии экспорта образования в условиях актуальных социально-экономических вызовов // Инновации и инвестиции. 2024. № 6. С. 267–269. EDN: DCFTBQ.
31. Гусевская Н.Ю. Экспорт российского образования в современных реалиях: проблемы и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 11. С. 23– 27. DOI: 10.18572/1813-1247-2022-11-23-27
32. Зуенкова Ю.А., Аракелова И.В., Старокожева Г.И. Маркетинговые стратегии и риски экспорта российского высшего образования в условиях геополитической нестабильности // Региональная экономика. Юг России. 2022. Т. 10. № 4. С. 20–28. DOI: 10.15688/re.volsu.2022.4.2
33. Гуцынюк О.Н., Полещук О.Д., Ридигер А.В. О результативности деятельности российских вузов в области научных исследований и экспорта образования в условиях санкций // E-Management. 2024. Т. 7. № 2. С. 29–44. DOI: 10.26425/2658-3445-2024-7-2-29-44
34. Nye J. Soft Power and Higher Education // Educause Library. 2005. P. 11–14. URL: https://library.educause.edu/-/media/files/library/2005/1/ffp0502s.pdf (дата обращения: 08.11.2024).
35. Масич В.А. Наука и образование как инструменты «мягкой силы» // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2015. № 1. С. 117–125. URL: https://politicalscience.rsuh.ru/jour/article/view/13/14 (дата обращения: 08.08.2024).
36. Салми Д., Фрумин И.Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 25–68. DOI: 10.17323/1814-9545-2013-1-25-68
37. Овчинникова Н. , Зоткина М. , Гетманская А. Государственные программы образовательной мобильности в разных странах : Доклад Центра трансформации образования Московской школы управления Сколково // Центр трансформации образования Московской школы управления Сколково. М., 2019. 108 с. URL: https://sk.skolkovo.ru/storage/file_storage/4b954252-7c3d-497594e3-910612e77464/SKOLKOVO_SEDeC_International_Mobility_2019.pdf (дата обращения: 08.11.2024).
38. Ключарев Г.А., Неверов А.В. Проект «5-100»: некоторые промежуточные итоги // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 1. С. 100–116. DOI: 10.22363/2313-2272-2018-18-1-100-116
39. Шибанова Е.Ю., Платонова Д.П., Лисюткин М.А. Проект 5-100: динамика и паттерны развития университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 3. DOI: 10.15826/umpa.2018.03.025
40. Берестов А.В., Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В., Садчиков С.М. Вклад в Проект 5-100 национальных исследовательских и федеральных университетов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 30–45. DOI: 10.31992/0869-3617-202029-10-30-45
41. Ручкин А.Б. Экспорт российского образования в страны Африки: вызовы и ресурсы развития // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 2. С. 21–32. DOI: 10.17805/zpu.2019.2.2
42. Ростовская Т.К., Рязанцев С.В., Скоробогатова В.И. Создание нормативно-правовых и институциональных условий развития образовательной миграции в России // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 7. С. 35–47. DOI: 10.31992/08693617-2023-32-7-35-47
43. Jenkins R. The Generation Z Guide: The Complete Manual to Understand, Recruit, and Lead the Next Generation. Ryan Jenkins, LLC, 2019. 378 p. ISBN: 0998891916.
44. Seemiller C., Grace M. Generation Z: Educating and Engaging the Next Generation of Students // About Campus. 2017. Vol. 22. No. 3. P. 21–26. DOI: 10.1002/abc.21293
45. Богачева Н.В., Сивак Е.В. Мифы о «поколении Z» / Институт образования НИУ ВШЭ. М. : НИУ ВШЭ, 2019. 64 с. Сер.: Современная аналитика образования. № 1 (22). URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/408113365.pdf (дата обращения: 08.11.2024).
46. Фатхуллина Л.З., Гурьянова Т.Н. Интернационализация российского высшего образования: проблемы и перспективы // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 14. С. 482–485. EDN: STICDT.