Российско-китайское образовательное сотрудничество в пандемийный и постпандемийный периоды
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-1-128-150
Аннотация
Цель исследования – охарактеризовать состояние российско-китайского образовательного сотрудничества в пандемийный и постпандемийный периоды и оценить перспективы его развития. Временные рамки исследования охватывают период пандемии короновируса (январь 2020 г. – май 2023 г.) и постпандемийный период (май 2023 г. – июнь 2024 г.). Основными методами исследования явились метод анализа открытых источников данных, метод сопоставительного анализа данных, метод экспертного опроса, методы синтеза, абстрагирования и обобщения.
В результате исследования были выявлены следующие характеристики системы российско-китайского образовательного сотрудничества в исследуемый период: жизнеспособность и адаптивность системы образовательного сотрудничества, созданной в допандемийный период; использование в качестве основных инструментов видеоконференций, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с одновременным сохранением традиционной очной формы обучения; снижение общего количества китайских и российских обучающихся в России и Китае в период пандемии, а также падение качества обучения в силу перехода с очного формата обучения на дистанционный; продолжение развития существующих форм сотрудничества (открытие новых совместных образовательных учреждений, реализация новых программ сетевых университетов, расширение возможностей онлайн-обучения, создание новых форумов и ассоциаций вузов, усиление государственной поддержки обучающихся студентов в России и Китае, открытие новых центров российских исследований в Китае и др.); формирование смешанного формата реализации образовательных проектов сотрудничества. Также были выявлены перспективные области дальнейшего развития образовательного сотрудничества: оптимизация работы Подкомиссии по сотрудничеству в области образования; введение в российское правовое поле некоторых понятий, касающихся функционирования системы образовательного сотрудничества; создание в России совместных российско-китайских образовательных учреждений; дальнейшая оптимизация деятельности сетевых университетов; развитие многосторонней системы ранжирования вузов; усиление государственной поддержки талантливых российских и китайских студентов; кратное увеличение общего количества человек, изучающих и использующих китайский и русский языки в двух странах.
Об авторах
Т. Л. ГурулеваРоссия
Гурулева Татьяна Леонидовна – д-р пед. наук, профессор по специальности «Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика», ведущий научный сотрудник Центра политических исследований и прогнозов,
117997, Москва, Нахимовский пр-кт, 32.
Ло Ваньци
Китай
Ло Ваньци (罗婉琦) – канд. пед. наук, преподаватель-исследователь(博士后研究员),
100875, Пекин, район Хайдянь, ул. Синьцзекоувай, 19.
Список литературы
1. 中华留学教育史录(1949 年以后)/ 李滔主编 [История китайского образования за рубежом (после 1949 г.) / под ред. Ли Тао]. 北京:高等教育出版社,2000 年. 230页.
2. 姜晓燕: 中俄教育合作现状与愿景 [Цзян Сяоянь. Китайско-российское сотрудничество в сфере образования: современная ситуация и перспективы] //《光明日报》. 13.06.2019. URL: https://news.gmw.cn/2019-06/13/content_32915079.htm (дата обращения: 25.06.2024).
3. Ефремова Л.И. Механизм регулярных встреч глав правительств России и Китая на службе развития образовательного сотрудничества двух стран // Постсоветские исследования. 2018. Т. 1. № 8. С. 784–790. EDN: ZPIKZD.
4. Мишакова А.Н. Нормативно-правовые основания российско-китайского взаимодействия в области образования // Образование и право. 2022. № 2. С. 256–260. DOI: 10.24412/20761503-2022-2-256-260
5. Ли Юмин, Скурко Е.В. От «языкового барьера» к «языковому мосту»: основы правовой политики развития международного сотрудничества в сфере науки, культуры, образования Китая и России // Правовая политика и правовая жизнь. 2020. № 3. С. 28–35. EDN: ASBBWH.
6. Ефремова Л.И. О российско-китайском сотрудничестве в области образования // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 4. С. 857–865. EDN: ZWPRWD.
7. Терещенко Т.М., Правдикова А.В. Опыт внедрения и реализации совместных российско-китайских образовательных программ // Педагогическое образование в России. 2016. № 10. С. 38–42. EDN: XACBSF.
8. Ван Ли, Баранова И.И. Совместные образовательные программы китайских университетов и российских вузов: состояние, тенденции и перспективы // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8. № 1. С. 134–141. EDN: YRXLYP.
9. Гурулева Т.Л. Совместные образовательные программы России и Китая: состояние и проблемы реализации // Высшее образование в России. 2018. № 12. С. 93–103. EDN: YQORLF.
10. Краснова Г.А. Сетевое взаимодействие вузов: сравнительный анализ подходов к реализации совместных образовательных программ в Китае и России // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2016. № 3. С. 123–130. EDN: WLSOZT.
11. Филиппов В.М., Краснова Г.А., Сюлькова Н.В. О состоянии и перспективах международного сетевого взаимодействия российских вузов в реализации образовательных программ в различных регионах мира (Европа, СНГ, ШОС, АТЭС) // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 2. С. 7–11. EDN: PALIPF.
12. Филиппов В.М., Сунь Юйхуа. Роль Университета Шанхайской организации сотрудничества в сопряжении образовательных пространств Евразии // Государственная служба. 2015. № 6 (98). C. 15–17. EDN: VCPXIZ.
13. Ефремова Л.И., Федоров Р.Г. 10 лет Университету Шанхайской организации сотрудничества: основные результаты работы // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2017. Т. 9. № 4. С. 363–369. EDN: YSJCHB.
14. У Юйяо. Роль университета ШОС в гуманитарном сотрудничестве России и Китая // Genesis: исторические исследования. 2020. № 5. С. 28–40. EDN: AYVNDZ.
15. Власов А.А., Дан В., Штыков Н.Г. Международное сотрудничество России и Китая в сфере образования (опыт создания новой модели университета, соответствующей международным стандартам) // Евразийская адвокатура. 2018. № 5 (36). С. 113–117. EDN: YQGVTV.
16. Гурулева Т.Л. Бедарева Н.И. Сотрудничество России и Китая в области создания сетевых университетов и совместных образовательных учреждений // Высшее образование в России. 2019. № 4. С. 108–123. EDN: GZYQKO.
17. Коршунов С.В., Кузнецов М.В., Тимофе- ев В.Б. Ассоциация технических университетов России и Китая – новый инструмент международного сотрудничества в области образования // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 97–104. EDN: TSNCEN.
18. Сотникова В.М. Перспективы культурного взаимодействия России и Китая в области высшего образования в ХХI веке // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024. № 16/2. С. 40–50. EDN: AFRBLJ.
19. Сунь Хайли. Современные направления сотрудничества университетов России и Китая // Вестник Бурятского государственного университета. Образование, личность, общество. 2023. № 1. С. 73–80. EDN: GWTNLH.
20. Ван Сяобо, Чжу Инли. Сотрудничество Китая и России в сфере высшего образования в новую эпоху: возможности, проблемы и исследования // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2022. № 1. С. 89–99. EDN: YIMZLU.
21. Чэн Эньцин. Проблемы международной интеграции в высшем образовании на примере сотрудничества вузов Китая и России // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2012. С. 142–144. EDN: PSZMOF.
22. Инь Жуй. Сотрудничество Китая и России в области цифрового образования в сфере высшего образования и её особенности // Столыпинский вестник. 2023. № 9. С. 4693–4699. EDN: SCAZII.
23. Тихонова А.А., Симоненко О.А. Проблемы сотрудничества приграничных регионов России и Китая в области высшего образования на примере Хабаровского края и провинции Хэйлунцзян // Периферия. Журнал исследования нестоличных пространств. 2024. № 3 (4). С. 40–49. EDN: SYXPJH.
24. Нянь Сюежуй. Состояние и перспективы сотрудничества между российским Дальним Востоком и Китаем в области образования // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. Т. 24. № 4. С. 81–90. EDN: VRQXRD.
25. Чжоу Сумен. Китайско-российское сотрудничество в области высшего образования в контексте «Одного пояса одного пути» // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 3 (138). С. 32–39. EDN: ZTOTFE.
26. Се Фэнлин, Валеев Р.М. Традиции и наследие вузовского сотрудничества Северо-Восточного Китая с Дальним Востоком России в 1990–2022 годы // Наследие и современность. 2022. Т. 5. № 4. С. 339–352. EDN: ZIOJKY.
27. Гревцева Г.Я. Сотрудничество России и Китая в сфере образования // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2017. Т. 9. № 2. С. 43–52. EDN: YPLQTT.
28. Медяник Е.И. Совместные проекты в области образования как инновационная форма сотрудничества России и Китая в ХХI веке // Вестник РУДН, серия Международные отношения. 2016. Т. 16. № 1. С. 54–64. EDN: VZSVIL.
29. Гурулева Т.Л. Система образования Китайской Народной Республики и российско-китайское образовательное сотрудничество. М.: Издательский дом ВКН, 2018. 462 с. ISBN: 9785-907086-14-2.
30. Гурулева Т.Л. Университеты КНР: современное состояние и стратегия глобального развития до 2035 года // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2020. Т. 25. № 2. С. 185–197. EDN: CTUVSZ.
31. 许宏,冉甜:中俄教育合作:历史、现状与展望 [Сюй Хун, Жань Тянь. Китайско-российское сотрудничество в области образования: история, современное состояние и перспективы] // 俄罗斯研究,2024. 第 1 期. 第64-84 页.
32. Адамс О.Ю., Афонина Л.А., Баженова Е.С., Бородич В.Ф., Виноградов А.В. и др. Современное китайское государство. Том 1. Основные институты государственной власти и управления / гл. ред. А.В. Виноградов. Москва: Российская академия наук, 2022. 904 с. ISBN: 978-5-907366-55-8.