Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Востребованность и статус учёной степени на неакадемическом рынке труда: региональный кейс

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-1-151-167

Аннотация

Вопросы технологического лидерства и инновационного развития актуализировали запрос на высококвалифицированные кадры, которые в последнее время ассоциируются с обладателями учёной степени. В академической сфере учёная степень является свидетельством профессионального статуса и неотъемлемым атрибутом профессионального развития и продвижения. Целесообразность и значимость учёной степени на неакадемическом рынке неоднозначна. Цель данной статьи – исследовать мнение и оценки представителей неакадемической сферы о востребованности остепенённых сотрудников и о статусе учёной степени вне академического рынка труда. Исследование проведено с использованием метода полуформализованного интервью с работодателями и представителями семи предприятий юга России в отраслях машиностроения, металлообработки, чёрной металлургии и IT-сферы (n = 13). В результате исследования установлено следующее: при трудоустройстве учёная степень не даёт конкурентных преимуществ соискателю; учёная степень на неакадемическом рынке труда не имеет ценностного значения, не способствует продвижению и занятию более высокой позиции на предприятии; учёная степень и наличие в штате остепенённых сотрудников рассматриваются как имиджево-статусный и репутационный капитал предприятия; у работодателей сформированы стереотипы в отношении научных сотрудников, которые связаны как с индивидуально-личностной организацией трудового процесса, так и совместимостью научно-творческого и производственного процесса; в неакадемическом секторе отсутствует кадровая стратегия по работе с такими сотрудниками и система их стимулирования. Авторы приходят к выводу, что востребованность учёной степени на неакадемическом рынке труда продиктована в большей мере политическим запросом, связанным с убеждением, что технологический и инновационный прорывы смогут обеспечить высококвалифицированные остепенённые кадры. Авторы акцентируют внимание на возможных рисках, связанных с массовизацией обладателей учёных степеней, которая может привести к размыванию академической культуры и потере идентичности научного сообщества.

Об авторах

О. С. Иванченко
Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова
Россия

Иванченко Ольга Сергеевна – д-р социол. наук, доцент, профессор кафедры «Социальные и гуманитарные науки», 

346428, г. Новочеркасск, Ростовская область, ул. Просвещения, 132.

ResearcherID: Y-8961-2019,

ScopusID: 56669747300.



В. В. Сыч
Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова
Россия

Сыч Виталий Вадимович – старший преподаватель кафедры «Социальные и гуманитарные науки»,  

346428, г. Новочеркасск, Ростовская область, ул. Просвещения, 132.

ScopusID: 57331091800.



Список литературы

1. Gokhberg L., Shmatko N., Auriol L. Rethinking the Doctoral Degrees in the Changing Labor Market Context. The Science and Technology Labor Force. Science, Technology and Innovation Studies. Springer, Cham, 2016. P. 1–17. DOI: 10.1007/978-3-319-27210-8_1

2. Cyranoski D., Gilbert N., Ledford H., Nayar A., Yahia M. Education: The PhD factory // Nature. 2011. Vol. 472. No. 7343. P. 276–279. DOI:10.1038/472276

3. Enders J. Research training and careers in transition: a European perspective on the many faces of the PhD // Studies in Continuing Education. 2004. Vol. 26. No. 3. P. 419–429. DOI: 10.1080/0158037042000265935

4. Germain-Alamartine E., Moghadam-Saman S. Aligning doctoral education with local industrial employers’ needs: A comparative case study // European Planning Studies. 2020. Vol. 28. No. 2. P. 234–254. DOI: 10.1080/09654313.2019.1637401

5. Haapakorpi A. Doctorate holders outside the academy in Finland: Academic engagement and industry-specific competence // Journal of Education and Work. 2015. Vol. 30. No. 1. P. 1–16. DOI: 10.1080/13639080.2015.1119257

6. Roach M., Sauermann H. A taste for science? PhD scientists’ academic orientation and selfselection into research careers in industry // Research Policy. 2010. Vol. 39. No. 3. P. 422–434. DOI: 10.1016/j.respol.2010.01.004

7. Borrell-Damian L., Brown T., Dearing A., Font J., Hagen S., et al. Collaborative doctoral education: University-industry partnerships for enhancing knowledge exchange // Higher Education Policy. 2010. Vol. 23. P. 493–514. DOI: 10.1057/hep.2010.20

8. Gokhberg L., Meissner D., Shmatko N. Myths and Realities of Highly Qualified Labor and What It Means for PhDs // Journal of the Knowledge Economy. 2017. Vol. 8. P. 758–767. DOI: 10.1007/s13132-016-0403-7

9. Paolo A.D., Mañé, F. Misusing our talent? Overeducation, overskilling and skill underutilisation among Spanish PhD graduates // The Economic and Labour Relations Review. 2016. Vol. 27. No 4. P. 432–452. DOI: 10.1177/1035304616657479

10. Kyvik S., Olsen T.B. The relevance of doctoral training in different labour markets // Journal of Education and Work. 2012. Vol. 25. No. 2. P. 205–224. DOI: 10.1080/13639080.2010.538376

11. De Grande H., De Boyser K., Vandevelde K. et al. From Academia to Industry: Are Doctorate Holders Ready? // Journal of the Knowledge Economy. 2014. Vol. 5. P. 538–561. DOI: 10.1007/s13132-014-0192-9

12. Suomi K., Kuoppakangas P., Kivistö J. et al. Exploring doctorate holders’ perceptions of the non-academic labour market and reputational problems they relate to their employment // Tertiary Education and Management. 2020. Vol. 26. P. 397–414. DOI: 10.1007/s11233-020-09061-1

13. Bourdieu, P. The Forms of Capital // Theory and Research for the Sociology of Education: ed. by J.G. Richardson. Greenwood Press, New York. 1986. URL: https://home.iitk.ac.in/~amman/soc748/bourdieu_forms_of_capital.pdf (дата обращения 20.09.2024).

14. Kulkarni M., Lengnick-Hall M.L., Martinez P.G. Overqualification, mismatched qualification, and hiring decisions: Perceptions of employers // Personnel Review. 2015. Vol. 44. No. 4. P. 529–549. DOI: 10.1108/PR-11-2013-0204

15. Gokhberg L., Meissner D., Shmatko N. (2017). Myths and Realities of Highly Qualified Labor and What It Means for PhDs // Journal of the Knowledge Economy. 2017. Vol. 8. P. 758–767. DOI: 10.1007/s13132-016-0403-7

16. Сенашенко В.С. О престиже профессии «преподаватель высшей школы», учёных степеней и учёных званий // Высшее образование в России. 2017. № 2 (209). С. 36–44. EDN: XWWKVB.

17. Тесленко В.А., Мельников Р.М. Перспективы развития индустриальной аспирантуры в России // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. C. 157–167. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-5-157-167

18. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации / под ред. Л.М. Гохберга. М.: НИУ ВШЭ, 2023. Вып. 8. 260 c. ISBN: 978-5-7598-3000-9.

19. Jones M. Contemporary trends in professional doctorates // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43. No. 5. P. 814–825. DOI: 10.1080/03075079.2018.1438095

20. Kehm B.M., Freeman R.P.J., Locke W. Growth and Diversification of Doctoral Education in the United Kingdom // Doctoral Education for the Knowledge Society. Knowledge Studies in Higher Education: ed. by J. Shin, B. Kehm, G. Jones. Springer, Cham., 2018. P. 105–121. DOI: 10.1007/978-3-319-89713-4_7

21. Kehm B.M. Reforms of Doctoral Education in Europe and Diversification of Types // Structural and Institutional Transformations in Doctoral Education. Issues in Higher Education: ed. by S. Cardoso, O. Tavares, C. Sin, T. Carvalho. Palgrave Macmillan, Cham., 2020. P. 85–104. DOI: 10.1007/978-3-030-38046-5_4

22. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Гришина Н.С. Учёные и профессиональные степени в России: по спирали развития // Высшее образование в России. 2022. № 12. С. 48–66. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-12-48-66

23. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И. Инженерное образование: опыт и перспективы развития в России. СПб.: Политехн. ун-та, 2018. 224 с. ISBN: 978-5-7422-6074-5. EDN: LKHDNS.

24. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Киселева К.Н. «Кандидат инженерии» – учёная степень, востребованная временем // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 109-121. EDN: ZOWUIZ

25. Bourne T., Bowden R., Laing S. Professional doctorates in England // Studies in Higher Education. 2001. Vol. 26. No. 1. P. 65–83. DOI: 10.1080/03075070124819

26. Park C. New variant PhD: The changing nature of the doctorate in the UK // Journal of Higher Education Policy and Management. 2005. Vol. 27. No. 2. P. 189–207. DOI: 10.1080/13600800500120068

27. Грудцына Л.Ю. Реформирование системы аттестации научных и научно-педагогических кадров: некоторые предложения // Государство и право. 2013. № 3. С. 5–19. EDN: PMDVOT.

28. Бедный Б.И., Бекова С.К., Рыбаков Н.В., Терентьев Е.А., Ходеева Н.А. Профессиональная аспирантура: мировой опыт и российский контекст // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 10. С. 9–21. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-9

29. Наука большой страны: советский опыт управления: монография / М.В. Грибовский, И.Г. Дежина, Е.А. Долгова, М.О. Окунева [и др.]; под ред. Е.А. Долговой. М.: РГГУ, 2023. 625 с. ISBN: 978-5-7281-3334-6

30. Воденко К.В., Иванченко О.С. Научно-инновационная деятельность российской молодёжи: социокультурные детерминанты и стратегические ориентиры развития. М.: Летний сад, 2020. 148 с. ISBN: 978-5-98856-445-4. EDN: UPNNAS.

31. Вархотов Т.А. Технонаука – наука без учёных? // Эпистемология и философия науки. 2020. Т. 57. № 1. С. 32–37. DOI: 10.5840/eps20205713

32. Jamison A. Turning Engineering Green: Sustainable Development and Engineering Education // Engineering, Development and Philosophy. Philosophy of Engineering and Technology. Vol. 11: ed. by S. Christensen, C. Mitcham, B. Li, Y. An. Springer, Dordrecht, 2012. P. 7–21. DOI: 10.1007/978-94-007-5282-5_1

33. Профессиональная культура: опыт социологической рефлексии: под ред. Е. ЯрскойСмирновой. Библиотека Журнала исследований социальной политики. М.: ООО «Вариант», 2014. 148с. ISBN: 978-5-00080014-0.

34. Соколов М.М. Несколько замечаний о девальвации учёных степеней: экономико-социологический анализ динамики символов академического статуса // Экономическая социология. 2009. № 4. С. 14–30. URL: https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208204981/ecsoc_t10_n4.pdf (дата обращения 20.09.2024).

35. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Ходеева Н.А. К вопросу о востребованности профессиональной аспирантуры в России: анализ данных о защитах диссертаций в технических науках // Вопросы образования. 2023. № 4. С. 25–54. DOI: 10.17323/vo-2023-16712


Рецензия

Просмотров: 260


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)