Систематический обзор финансовой поддержки аспирантов: типология практик и перспективы
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-2-86-107
Аннотация
Недостаточное финансовое обеспечение аспирантов является одной из важных проблем аспирантуры во всём мире, приводящей к существенному снижению эффективности аспирантских программ и высоким показателям отсева. Данная проблема имеет особую актуальность для России, поскольку, с одной стороны, в нашей стране наблюдаются крайне низкие показатели защит кандидатских диссертаций в установленный срок, с другой стороны, большинство аспирантов, обучающихся на очных аспирантских программах, вынуждены работать. Причём большинство из них имеют оплачиваемую работу за пределами вуза или научного института, которая не связана с их диссертационным исследованием и существенным образом отвлекает их от научной и образовательной деятельности в аспирантуре. Для решения данной проблемы на уровне государства и отдельных университетов разрабатываются и внедряются разнообразные инструменты финансовой поддержки аспирантов. Однако, несмотря на широкое применение подобных инструментов в мире, накопленный опыт в данной сфере не получил должной систематизации, что препятствует внедрению и тиражированию эффективных финансовых инструментов в разных национальных контекстах. В рамках данной работы на основе анализа публикаций, посвящённых эффективности финансовых инструментов поддержки аспирантов за период с 1980 по 2024 год, предпринимается попытка построить авторскую типологию существующих финансовых инструментов. Выделено три основных типа финансовых инструментов: 1) доступные для всех аспирантов; 2) доступные выдающимся аспирантам и предоставляемые на конкурсной основе; 3) доступные аспирантам из уязвимых социальных групп. Преимущества и недостатки каждого типа инструментов, их применимость для российской аспирантуры, а также ограничения исследований эффективности финансовой поддержки и направления для будущих научных работ обсуждаются в заключительной части статьи.
Об авторах
Дж. БабаеваРоссия
Бабаева Дженнет – стажёр-исследователь Центра социологии высшего образования
101000, Москва, Потаповский переулок, 16, стр. 10
Н. Г. Малошонок
Россия
Малошонок Наталья Геннадьевна – канд. социол. наук, ведущий научный сотрудник Центра социологии высшего образования
101000, Москва, Потаповский переулок, 16, стр. 10
Список литературы
1. Bair C.R., Haworth J.G. Doctoral student attrition and persistence: A meta-synthesis of research // Higher education: Handbook of theory and research.. P. 481–534. Dordrecht: Springer Netherlands, 2004. DOI: 10.1007/1-4020-24568_11
2. Larivière V. PhD students’ excellence scholarships and their relationship with research productivity, scientific impact, and degree completion // Canadian journal of higher education. 2013. Vol. 43. No. 2. P. 27–41. DOI: 10.47678/cjhe.v43i2.2270
3. Терентьев Е.А., Бедный Б.И. Проблемы и перспективы развития российской аспирантуры: взгляд региональных университетов // Высшее образование в России. 2020. № 10. C. 9–28. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-9-28
4. Bekova S. Does employment during doctoral training reduce the PhD completion rate?. Studies in Higher Education. 2019. Vol. 46. No. 6. P. 1068– 1080. DOI: 10.1080/03075079.2019.1672648
5. Rudenstine N.L., Bowen W.G. In pursuit of the PhD // Princeton University Press, 1992. ISBN: 9781400862474.
6. Gardner S.K. Student and faculty attributions of attrition in high and low-completing doctoral programs in the United States. Higher education. 2009. No. 58. P. 97–112. DOI: 10.1007/s10734-008-9184-7
7. Nerad M. Governmental innovation policies, globalisation, and change in doctoral education worldwide: Are doctoral programmes converging? Trends and tension // Structural and institutional transformations in doctoral education: Social, political and student expectations. 2020. P. 43–84. DOI: 10.1007/978-3-030-38046-5_3
8. McAlpine L., Norton J. Reframing our approach to doctoral programs: An integrative framework for action and research // Higher Education Research & Development. 2006. Vol. 25. No. 1. P. 3–17. DOI: 10.1080/07294360500453012
9. Бондаренко Н.В., Варламова Т.А., Гохберг Л.М., Зорина О.А., Шугаль Н.Б. Индикаторы образования:2024:статистическийсборник.Институт статистических исследований и экономики знаний. M.: НИУ ВШЭ. 2024. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/898893701.pdf (дата обращения: 08.12.2024).
10. Бедный Б.И., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Как российская аспирантура выполняет свою главную миссию: наукометрические оценки // Высшее образование в России. 2019. № 10. С. 9–24. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-10-9-24
11. Бедный Б.И., Чупрунов Е.В. Современная российская аспирантура: актуальные направления развития // Высшее образование в России. 2019. № 3. С. 9–20. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-3-9-20
12. Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. T. 22. № 5. C. 54–66. DOI: 10.15826/umpa.2018.05.049
13. Kobzar E., Roshchin S. Russian doctoral education. Trends and issues in doctoral education: A global perspective. 2020. P. 127–151. URL: https://rb.gy/e23z6 (дата обращения: 08.12.2024).
14. Гохберг Л.М., Дитковский К.А., Евневич Е.И. Индикаторы науки: 2019: статистический сборник. Институт статистических исследований и экономики знаний. M.: НИУ ВШЭ. 2019. URL: https://issek.hse.ru/news/581313268.html (дата обращения: 08.12.2024).
15. Maloshonok N., Terentev E. National barriers to the completion of doctoral programs at Russian universities // Higher Education. 2019a. Vol. 77. No. 2. P. 195–211. DOI: 10.1007/s10734018-0267-9.
16. Maloshonok T., Terentev E. Towards the new model of doctoral education: The experience of enhancing doctoral programs in Russian universities // Вопросы образования. 2019b. No. 3. P. 8–42. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-3-8-42
17. Бекова С.К., Груздев И.А., Джафарова З.И., Малошонок Н.Г., Терентьев Е.А. Портрет современного российского аспиранта. Современная аналитика образования. 2017. № 7. С. 4–59. URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/408112871.pdf (дата обращения: 08.12.2024).
18. Бекова С.К., Джафарова З.И.K. Кому в аспирантуре жить хорошо: связь трудовой занятости аспирантов с процессом и результатами обучения // Вопросы образования. 2019. № 1. C. 87– 108. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-87-108
19. Ampaw F.D., Jaeger A.J. Completing the three stages of doctoral education: An event history analysis // Research in Higher Education. 2012. No. 53. P. 640–660. DOI: 10.1007/s11162-0119250-3
20. Ehrenberg R.G., Mavros P.G. Do doctoral students’ financial support patterns affect their times-to-degree and completion probabilities? // The Journal of Human Resources. 1995. Vol. 30. No. 3. P. 581–609. DOI: 10.2307/146036
21. Leijen Ä., Lepp L., Remmik M. Why did I drop out? Former students’ recollections about their study process and factors related to leaving the doctoral studies // Studies in Continuing Education. 2016. Vol. 38. No. 2. P. 129–44. DOI: 10.1080/0158037X.2015.1055463
22. Castleman B.L., Long B.T. Looking beyond enrollment: The causal effect of need-based grants on college access, persistence, and graduation // Journal of Labor Economics. 2016. Vol. 34. No. 4. P. 1023–1073. DOI: 10.1086/686643
23. Becker G.S. Human capital: A theoretical and empirical analysis, with special reference to education // 2nd Edition, 1975. New York: Columbia University Press. ISBN: 0-226-04109-3.
24. Albrecht D., Ziderman A. Student loans and their alternatives: improving the performance of deferred payment programs // Higher Education. 1992. No. 23. P. 357–374. DOI: 10.1007/bf00138624
25. Johnstone D. B. Student loans in international perspective: Promises and failures, myths and partial truths. State University of New York. Centre for Comparative and Global Studies in Education. 2000. URL: https://web.archive.org/web/20180430091056id_/http://ahero.uwc.ac.za/index.php?module=cshe&action=downloadfile&fileid=81806115511848321656696 (дата обращения: 08.12.2024).
26. Woodhall M. Student loans: potential, problems, and lessons from international experience // Journal of Higher Education in Africa/Revue de l’enseignement supйrieur en Afrique. 2004. P. 37–51. DOI: 10.57054/jhea.v2i2.1674
27. Pyne J., Grodsky E. Inequality and opportunity in a perfect storm of graduate student debt // Sociology of Education. 2020. Vol. 93. No. 1. P. 20–39. DOI: 10.1177/0038040719876245
28. Baum S., Steele P. Graduate and professional school debt: How much students borrow. AccessLex Institute Research Paper. 2018. DOI: 10.2139/ssrn.3103250
29. Комлева А.С., Гаджикурбанов Д.М. Образовательное кредитование: Российская и мировая практика // Экономика образования. 2012. No. 2. С. 88–92. EDN: QAWEPR.
30. David M.E., Amey M.J. The SAGE Encyclopedia of Higher Education. 2020. Sage Publications. DOI: 10.4135/9781529714395
31. Kim D., Otts C. The effect of loans on time to doctorate degree: Differences by race/ethnicity, field of study, and institutional characteristics // The Journal of Higher Education. 2010. Vol. 81. No. 1. P. 1–32. DOI: 10.1353/jhe.0.0079
32. Webber K.L., Burns R. Increases in graduate student debt in the US: 2000 to 2016 // Research in Higher Education. 2021. Vol. 62. No. 5. P. 709– 732. DOI: 10.1007/s11162-020-09611-x
33. Sverdlik A., Hall N.C., McAlpine L., Hubbard K. The PhD experience: A review of the factors influencing doctoral students’ completion, achievement, and well-being // International Journal of Doctoral Studies. 2018. No. 13. P. 361–388. DOI: 10.28945/4113
34. Tilak J.B. How do students fund their higher education in India? A study of loan financing in engineering education // Journal of Higher Education Policy and Leadership Studies. 2020. Vol. 1. No. 1. P. 4–24. DOI: 10.29252/johepal.1.1.4
35. Armstrong S., Dearden L., Kobayashi M., Nagase N. Student loans in Japan: Current problems and possible solutions // Economics of Education Review. 2019. No. 71. Р. 120–134. DOI: 10.1016/j.econedurev.2018.10.012
36. Furuta K. The burden of student loan debt: differences in socioeconomic background and attitudes towards higher education // British Journal of Sociology of Education. 2023. Vol. 45. No. 1. P. 41–59. DOI: 10.1080/01425692.2023.2267771
37. Belasco A.S., Trivette M.J., Webber K.L. Advanced degrees of debt: Analyzing the patterns and determinants of graduate student borrowing // The Review of Higher Education. 2014. Vol. 37. No. 4. P. 469–497. DOI: 10.1353/rhe.2014.0030
38. Gillingham L., Seneca J.J., Taussig M.K. The determinants of progress to the doctoral degree // Research in Higher Education. 1991. No. 32. Р. 449–468. DOI: 10.1007/bf00992186
39. Gardner S.K., Holley K.A. “Those invisible barriers are real”: The progression of first-generation students through doctoral education // Equity & Excellence in Education. 2011. Vol. 44. No. 1. P. 77–92. DOI: 10.1080/10665684.2011.529791
40. Ishitani T.T. Studying attrition and degree completion behavior among first-generation college students in the United States // The Journal of Higher Education. 2006. Vol. 77. No. 5. P. 861– 885. DOI: 10.1353/jhe.2006.0042
41. Nerad M. The PhD in the US: Criticisms, facts, and remedies // Higher Education Policy. 2004. No. 17. P. 183-199. DOI: 10.1057/palgrave.hep.8300050
42. Siegfried J.J., Stock W.A. So you want to earn a Ph. D. in economics?: How long do you think it will take? // Journal of Human Resources. 2001. P. 364–378. DOI: 10.2307/3069663
43. Field E. Educational debt burden and career choice: Evidence from a financial aid experiment at NYU Law School // American Economic Journal: Applied Economics. 2009. Vol. 1. No. 1. P. 1–21. DOI: 10.1257/app.1.1.1
44. Rothstein J., Rouse C.E. Constrained after college: Student loans and early-career occupational choices // Journal of Public Economics. 2011. No. 95 (1-2). P. 149–163. DOI: 10.1016/j.jpubeco.2010.09.015
45. Woodworth P.A., Chang F.C., Helmer S.D. Debt and other influences on career choices among surgical and primary care residents in a communitybased hospital system // The American journal of surgery. 2000. Vol. 180. No. 6. P. 570–576. DOI: 10.1016/S0002-9610(00)00543-2
46. Балыхин Г., Романов П., Слепухин А., Чеботаревский Ю. Отношение населения к реформе финансирования высшего образования // Высшее образование в России. 2003. № 5. С. 5–14. EDN: IBLSLZ.
47. Нефедова А.И., Дьяченко Е.Л. Реформа аспирантуры в России в зеркале глобальных трендов // Мир России. 2019. Т. 28. № 4. С. 92–111. DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-4-92-111
48. Altbach P.G., de Wit H., Yudkevich M. (ed.). Trends and Issues in Doctoral Education: A Global Perspective // SAGE Publications, 2020. ISBN: 9789353882549.
49. Sanyal B.C., Johnstone D.B. International trends in the public and private financing of higher education // Prospects. 2011. No. 41. P. 157–175. DOI: 10.1007/s11125-011-9180-z
50. Зерчанинова Т.Е., Тарбеева И.С. К вопросу о финансовом обеспечении аспирантов // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2019. № 3. C. 11–13. EDN: HSMJDO.
51. Horta H., Cattaneo M., Meoli M. PhD funding as a determinant of PhD and career research performance // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43. No. 3. P. 542–570. DOI: 10.1080/03075079.2016.1185406.
52. Mendoza P., Villarreal P., Gunderson A. Within-year retention among Ph. D. students: The effect of debt, assistantships, and fellowships // Research in Higher Education. 2014. No. 55. P. 650–685. DOI: 10.1007/s11162-0149327-x
53. Venegas K. Public Funding of Higher Education: Changing Contexts and New Rationales // Teachers College Record. 2006. Vol. 108. No. 1. P. 55–59. DOI: 10.1177/016146810610800118
54. Spronken-Smith R., Cameron C., Quigg R. Factors contributing to high PhD completion rates: a case study in a research-intensive university in New Zealand // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2018. Vol. 43. No. 1. P. 94–109. DOI: 10.1080/02602938.2017.1298717
55. Sheridan P.M., Pyke S.W. Predictors of time to completion of graduate degrees // Canadian Journal of Higher Education. 1994. Vol. 24. No. 2. P. 68–88. DOI: 10.47678/cjhe.v24i2.188439
56. De Valero Y. F. Departmental factors affecting time-to-degree and completion rates of doctoral students at one land-grant research institution // The Journal of higher education. 2001. Vol. 72. No. 3. P. 341–367. DOI: 10.1080/00221546.2001.11777098
57. Visser M.S., Luwel M., Moed H.F. The attainment of doctoral degrees at Flemish Universities: a survival analysis // Higher Education. 2007. No. 54. P. 741–757. DOI: 10.1007/s10734-006-9021-9
58. Смирнов Н.М., Жучкова С.В. Эффективность грантовой поддержки аспирантов в России: Квазиэкспериментальный анализ программы РФФИ // XV Международная конференция исследователей высшего образования. Конференция ИВО, Москва. 2024. URL: hse.ru/ data/2024/10/28/1944466287/ИВО_Смирнов.pdf (дата обращения: 08.12.2024).
59. Saygitov R.T. The impact of funding through the RF president’s grants for young scientists (the field–medicine) on research productivity: A quasi-experimental study and a brief systematic review // PLOS ONE. 2014. Vol. 9. No. 1. Article no. e86969. DOI: 10.1371/journal.pone.0086969
60. van Rooij E., Fokkens-Bruinsma M., Jansen E. Factors that influence PhD candidates’ success: the importance of PhD project characteristics // Studies in Continuing Education. 2021. Vol. 43. No. 1. P. 48–67. DOI: 10.1080/0158037X.2019.1652158
61. Lovitts B.E. Leaving the ivory tower: The causes and consequences of departure from doctoral study // Rowman & Littlefield, 2001. ISBN: 0742509419.
62. Jacob B.A., Lefgren L. The impact of NIH postdoctoral training grants on scientific productivity // Research policy. 2011. Vol. 40. No. 6. P. 864–874. DOI: 10.1016/j.respol.2011.04.003
63. Golde C.M. The role of the department and discipline in doctoral student attrition: Lessons from four departments // The Journal of Higher Education. 2005. Vol. 76. No. 6. P. 669–700. DOI: 10.1353/jhe.2005.0039
64. Evans C., Gbadamosi G., Richardson M. Flexibility, compromise and opportunity: Students’ perceptions of balancing part-time work with a full-time business degree // The International Journal of Management Education. 2014. Vol. 12. No. 2. P. 80–90. DOI: 10.1016/j.ijme.2014.02.001
65. Sanchez-Gelabert A., Figueroa M., Elias M. Working whilst studying in higher education: The impact of the economic crisis on academic and labour market success // European Journal of Education. 2017. Vol. 52. No. 2. P. 232–245. DOI: 10.1111/ejed.12212
66. Watts C., Pickering A. Pay as you learn: student employment and academic progress // Education + Training. 2000. Vol. 42. No. 3. P. 129–135. DOI: 10.1108/00400910010372670
67. Ecton W.G., Bennett C.T., Nienhusser H.K., Castillo-Montoya M., Dougherty S.M. If you fund them, will they come? Implications from a PhD fellowship program on racial/ethnic student diversity // AERA Open. 2021. Vol. 7. No. 1. P. 1–26. DOI: 10.1177/23328584211040485
68. Davis D.J., Green-Derry L.C., Jones B. The impact of federal financial aid policy upon higher education access // Journal of Educational AdministrationandHistory.2013.Vol. 45.No. 1. P. 49–57. DOI: 10.1080/00220620.2013.730502
69. Tierney M.L. The impact of financial aid on student demand for public/private higher education // The Journal of Higher Education. 1980. Vol. 51. No. 5. P. 527–545. DOI: 10.1080/00221546.1980.11778104
70. Fack G., Grenet J. Improving college access and success for low-income students: Evidence from a large need-based grant program // American Economic Journal: Applied Economics. 2015. Vol. 7. No. 2. P. 1–34. DOI: 10.1257/app.20130423
71. Schudde L., Scott-Clayton J. Pell grants as performance-based scholarships? An examination of satisfactory academic progress requirements in the nation’s largest need-based aid program // Research in Higher Education. 2016. No. 57. P. 943–967. DOI: 10.1007/s11162-016-9413-3
72. Богославцева, Л.В. Стипендии как форма социальной поддержки обучающихся: проблемы и перспективы // За права трудящихся! Защита социально-трудовых прав работников в изменяющемся мире: возможности и ограничения. 2021. C. 14–18. EDN: ERUKWD.
73. Graddy-Reed A., Lanahan L., D’Agostino J. Training across the academy: The impact of R&D funding on graduate students // Research Policy. 2021. Vol. 50. No. 5. Article no. 104224. DOI: 10.1016/j.respol.2021.104224
74. Grote D., Patrick A., Lyles C., Knight D., Borrego M., Alsharif A. STEM doctoral students’ skill development: does funding mechanism matter? // International Journal of STEM Education. 2021. No. 8. P. 1–19. DOI: 10.1186/s40594-02100308-w
75. Rossouw J.P., Niemczyk E.K. A Dual Perspective on Risks and Security within Research Assistantships // Journal of Research Practice. 2013. Vol. 9. No. 2. Article no. M10. URL: http://jrp.icaap.org/index.php/jrp/article/view/358/317 (дата обращения: 08.12.2024).
76. Borrego M., Choe N.H., Nguyen K., Knight D.B. STEM doctoral student agency regarding funding // Studies in Higher Education. 2021. Vol. 46. No. 4. P. 737–749. DOI: 10.1080/03075079.2019.1650737
77. Blume-Kohout M.E., Adhikari D. Training the scientific workforce: Does funding mechanism matter? // Research Policy. 2016. Vol. 45. No. 6. P. 1291–1303. DOI: 10.1016/j.respol.2016.03.011
78. Малошонок Н.Г., Терентьев Е.А. На пути к новой модели аспирантуры: опыт совершенствования аспирантских программ в российских вузах // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 8–42. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-3-8-42
79. Wall Bortz W.E., Knight D.B., Lyles C.H., Kinoshita T., Choe N.H., Denton M., Borrego M. A competitive system: Graduate student recruitment in STEM and why money may not be the answer // The Journal of Higher Education. 2020. Vol. 91. No. 6. P. 927–952. DOI: 10.1080/00221546.2019.1706017
80. Feizi S., Elgar F. Satisfaction, research productivity, and socialization in doctoral students: Do teaching assistantship, research assistantship and the advisory relationship play a role? // Heliyon. 2023. Vol. 9. No. 9. DOI: 10.1016/j.heliyon.2023.e19332
81. Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры // Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского». Издательство ННГУ, 2008. ISBN: 978-5-91326-100-7.