Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Курс «Основы российской государственности» в вузах: общественно-политические эффекты в социальных медиа

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-2-136-157

Аннотация

В статье представлены результаты исследования информационных потоков в социальных медиа о курсе «Основы российской государственности». Учитывая степень гибридизации медиасферы, а также погружённость студентов в цифровую среду, наиболее полное представление об эффектах реализации курса можно составить, опираясь на цифровые следы, оставленные Интернет-пользователями – студентами, освоившими курс, и другими аудиториями, вовлечёнными в процесс разработки и преподавания дисциплины. Методика исследования является двухступенчатой и включает в себя применение когнитивного картирования контента на тему внедрения курса, а также автоматизированный социально-медийный анализ информационных потоков в 2023–2024 годах. Авторы подвергают анализу содержание контента о курсе позитивной и негативной модальности, смысловое ядро информационного потока, его технологическое обеспечение, а также структуру и интересы вовлечённой аудитории. Информационный поток, формируемый сторонниками курса, доминировал над оппонирующим по всем сетевым параметрам. При этом дискурс позитивного сегмента носит сугубо повествовательный характер и не транслирует смысловые концепты курса, что придаёт ему формальный характер и создаёт образ рутинной учебной дисциплины. В попытке избежать «политизированности» и «идеологизированности» образовательные организации фактически выхолащивают смысловое содержание, часто дистанцируются от актуальной общественно-политической повестки. Несмотря на довольно консолидированное содержание позитивного цифрового потока, его важность для информирования ключевых аудиторий отмечается явный дефицит проактивной повестки, дискурсов деятельностного патриотизма, направленности на конвертацию активности обучающихся в позитивные практики. Негативный поток является менее консолидированным и объёмным и зачастую обозначает курс как средство дискредитации российской образовательной системы и государства в целом. Контент такого рода несмотря на немногочисленность является глубоко политизированным и позволяет различным сетевым акторам использовать конкретные университетские кейсы в провокативных целях. На основе полученных результатов исследования авторы рассматривают ключевые направления совершенствования практики и методики преподавания курса.

Об авторах

Е. В. Бродовская
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Бродовская Елена Викторовна – д-р полит. наук, главный научный сотрудник Центра политических исследований, директор Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга, профессор кафедры политологии

125167, Москва, Ленинградский проспект, 49/2



Н. А. Тюков
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Тюков Никита Анатольевич – канд. ист. наук, доцент кафедры массовых коммуникаций и медиабизнеса

125167, Москва, Ленинградский проспект, 49/2



В. А. Лукушин
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Лукушин Владимир Андреевич – главный специалист Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга, младший научный сотрудник Центра политических исследований

125167, Москва, Ленинградский проспект, 49/2



Е. Р. Никулин
Автономная некоммерческая организация «Центр общественно-политических проектов и коммуникаций»
Россия

Никулин Егор Романович – научный консультант



Список литературы

1. Багдасарян В.Э. Концепция государства-цивилизации: проблемы методологии и политической реализации // Среднерусский вестник общественных наук. 2022. Т. 17. № 6. С. 15–29. DOI: 10.22394/2071-2367-2022-17-6-15-29

2. Гуркина Н.К. Ушинский и советская школа (из исторического опыта создания отечественной системы образования) // Управленческое консультирование. 2023. № 11 (179). С. 122–131. DOI: 10.22394/1726-1139-2023-11-122-131

3. Парма Р.В. Продвижение патриотической повестки в социальных медиа среди российской студенческой молодёжи // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 1. С. 44–67. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-1-44-67

4. Лукушин В.А., Кравчук И.Д. Патриотическая повестка в информационных потоках российских вузов: ключевые направления повышения эффективности // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. № 13 (6). С. 15–21. DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-6-15-21

5. Склярова Н.Ю., Бродовская Е.В. Суверенизация национальной системы образования и воспитания в оценках молодёжи, обучающейся в педагогических ссузах и вузах РФ // Власть. 2023. № 2. С. 9–14. DOI: 10.31171/vlast.v31i2.9516

6. Заякина Р.А. Готовность российского студента к профессиональному служению: от действительного к желаемому // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 2. С. 73–88. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-2-73-88

7. Шайсултанова Э.И. Цивилизационные основы российской государственности // Вестник Государственного социально-гуманитарного университета. 2024. № 1 (53). С. 34–44. EDN: HCHHRL.

8. Медведев Н.П. Основы российской государственности: к вопросу об использовании некоторых актуальных научных публикаций при формировании учебного курса // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2024. Т. 14. № 4 (109). С. 1372–1377. DOI: 10.35775/PSI.2024.109.4.039

9. Борзова Т.А. Дисциплина «Основы российской государственности» как базовый воспитательный потенциал образовательного процесса современной высшей школы // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 3 (106). С. 42–45. DOI: 10.24412/1991-54972024-3106-42-45

10. Гуляев А.А. Значимость новой дисциплины «Основы Российской государственности» в вузах // Власть. 2023. Т. 31. № 5. С. 100–103. DOI: 10.31171/vlast.v31i5.9785

11. Шинкевич В.Е. Опыт преподавания курса «Основы российской государственности» в контексте формирования патриотизма у обучающихся высшей школы // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. 2024. № 53. C. 1–10. EDN: IEZSOO.

12. Зубов В.В. Идейные основы преподавания курса «Основы российской государственности» в высших учебных заведениях // Власть. 2024. Т. 32. № 6. С. 90–95. DOI: 10.24412/20715358-2024-6-90-95

13. Галимуллина Н.М., Вагаева О.А. Внедрение дисциплины «Основы российской государственности» в образовательный процесс высший школы: восприятие обучающимися и методика преподавания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2024. № 4. С. 235–250. DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11054

14. Вилкова А.А. Теоретико-методологические основания изучения процесса восприятия студенческой молодёжью мировоззренческих курсов вузов (на примере курса «Основы российской государственности») // Общество: политика, экономика, право. 2024. № 3 (128). С. 87–93. DOI: 10.24158/pep.2024.3.9

15. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Карзубов Д.Н., Синяков А.В. Развитие методологии и методики интеллектуального поиска цифровых маркеров политических процессов в социальных медиа // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 5 (141). С. 79–104. DOI: 10.14515/monitoring.2017.5.06

16. Домбровская А.Ю., Огнев А.С. Субъектнодеятельностный подход к типологизации гуманитарных технологий как инструментальной основы воздействия на общественное сознание // Власть. 2024. Т. 32. № 5. С. 37–42. DOI: 10.24412/2071-5358-2024-5-37-42

17. Володенков С.В. Информационное вмешательство как феномен деятельности субъектов современной международной политики // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2020. № 3. С. 148–160. DOI: 10.15688/jvolsu4.2020.3.13

18. Лукушин В.А. Внешнее информационное давление на российскую молодёжь как инструмент глобального противоборства // Общественные науки и современность. 2023. № 3. С. 68–82. DOI: 10.31857/S086904992303005X

19. p. Castells M. The Rise of the Network Society (The Information Age: Economy, Society and Culture, Volume 1). Hoboken: Blackwell. 2000. 594 URL: https://deterritorialinvestigations.wordpress.com/wp-content/uploads/2015/03/manuel_castells_the_rise_of_the_network_societybookfi-org.pdf (дата обращения: 01.01.2025).

20. q. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. New York: McGraw-Hill. 1964. 318 URL: https://designopendata.wordpress.com/wp-content/uploads/2014/05/understanding-media-mcluhan.pdf (дата обращения: 01.01.2025).

21. Granovetter M. The Strength of Weak Ties // American Journal of Sociology. 1973. Vol. 78. No. 6. P. 1360–1380. DOI: 10.1086/225469

22. Harré R. The Second Cognitive Revolution. In:0 After Cognitivism (Ed. K. Leidlmair). Dordrecht: Springer. 2009. P. 181–187. DOI: 10.1007/978-14020-9992-2_11

23. Potter J., Margaret W. Discourse and Social Psychology: Beyond Attitudes and Behavior. London: Sage. 1987. 256 p. URL: https://alingavreliuc.wordpress.com/wp-content/uploads/2010/10/potterwetherell-discourseand-social-psychology.pdf (дата обращения: 01.01.2025).

24. Hodas N., Lerman K. The Simple Rules of Social Contagion // Scientific Reports. 2014. No. 4. Article no. 4343. DOI: 10.1038/srep04343

25. Matz S.C., Kosinski M., Nave G., Stillwell D.J. Psychological Targeting as an Effective Approach to Digital Mass Persuasion // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2017. Vol. 114. No. 48. P. 12714–12719. DOI: 10.1073/pnas.1710966114


Рецензия

Просмотров: 333


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)