Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Просоциальные установки и поведение студенческой молодёжи: эффекты обучения служением

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-3-9-30

Аннотация

Современное высшее образование всё больше ориентируется на подготовку не просто квалифицированных специалистов, но и социально ответственных граждан, способных активно участвовать в решении общественных проблем. В связи с этим возрастает интерес к подходам, стимулирующим развитие просоциальных установок и поведения у студенческой молодёжи. Одним из таких перспективных направлений является обучение служением, сочетающее академическое обучение с реальной деятельностью, направленной на пользу обществу. В российской практике данный подход переживает стадию активного становления, что обуславливает необходимость его всестороннего изучения и адаптации к отечественным социальным и образовательным реалиям.

Актуальность исследования обусловлена возрастающим запросом общества на выпускников вузов, обладающих не только профессиональными знаниями, но и развитыми просоциальными качествами, такими как эмпатия, лидерство и способность к эффективной коммуникации. В условиях глобальных вызовов и социальных проблем формирование у молодёжи активной гражданской позиции и готовности к конструктивному взаимодействию становится особенно важным.

Научная новизна исследования заключается в эмпирическом обосновании влияния подхода «Обучение служением» на формирование просоциальных установок и поведения у студенческой молодёжи в российских вузах. Впервые проведено масштабное (n=1745) исследование, позволяющее оценить не только представления студентов об общественной значимости их будущей профессии, но и развитие личностных качеств, востребованных в просоциальной деятельности. Выявлены конкретные механизмы и факторы, способствующие формированию просоциальных установок и поведения у студентов в рамках реализации проектов обучения служением.

Статья вносит вклад в развитие научной дискуссии о формировании просоциальных установок и поведения в высшем образовании, предлагая эмпирические данные, обосновывающие продуктивность подхода «Обучение служением», его влияние на развитие соответствующих качеств у студентов. Результаты исследования позволяют расширить теоретическое понимание данного подхода и разработать практические рекомендации по его эффективному внедрению в российских вузах. Статья также стимулирует дальнейшие исследования в области просоциального поведения и поиска эффективных методов его формирования в системе высшего образования.

Об авторах

В. С. Никольский
Московский политехнический университет
Россия

Никольский Владимир Святославович – д-р филос. наук, профессор, гл. редактор журала «Высшее образование в России»,

107023, г. Москва, ул. Б. Семёновская, 38.



П. А. Амбарова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Амбарова Полина Анатольевна – д-р социол. наук, профессор, 

620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19.



Н. В. Шаброва
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Шаброва Нина Васильевна – д-р социол. наук, профессор, 

620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19.



Список литературы

1. Ерошенкова Е.И., Шаповалова И.С., Карабутова Е.А., Анохина С.В., Мирошникова О.С. Просоциальная компетентностная модель будущего педагога // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 2. С. 11–47. DOI: 10.17853/19945639-2022-2-11-47

2. Марарица Л.В., Казанцева Т.В., Почебут Л.Г., Свенцицкий А.Л. Вклад личности в социальный капитал группы: структура альтруистического инвестирования // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 1. С. 43–66. DOI:10.17759/sps.2018090104

3. Свенцицкий А.Л., Казанцева Т.В. Повседневное просоциальное поведение личности как накопление социального капитала // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2015. № 2. С. 45–55. EDN: TZFXTD.

4. Иванов П.А. Методика формирования установки на просоциальное поведение у младших подростков // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 1 (31). С. 107–117. EDN: TLMLZB.

5. Кичерова М.Н., Ефимова Г.З. Влияние неформального образования на человеческий капитал: поколенческий подход // Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 2 (99). С. 316–338. DOI: 10.15507/1991-9468.099.024.202002.316-338

6. Ерошенкова Е.И., Исаев И.Ф., Ерошенков Н.В., Тарасова С.И., Дуплякина А.В. Формирование человеческого капитала и просоциальных установок обучающихся вузов // Перспективы науки и образования. 2021. №1(49). С. 66–79. DOI: 10.32744/pse.2021.1.5

7. Любцова А.В. Ценностные ориентиры современной молодёжи в контексте формирования просоциального поведения // Российский психологический журнал. 2020. Т. 17. № 4. С. 65–79. DOI: 10.21702/rpj.2020.4.5

8. Сахарова Т.Н., Тамарская Н.В., Новикова И.С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и просоциального поведения современной молодёжи и детей // Перспективы науки и образования. 2024. № 6 (72). С. 554–574. DOI: 10.32744/pse.2024.6.34

9. Сахарова Т.Н., Беловол Е.В., Уманская Е.Г., Цветкова Н.А., Фонина В.В. Психологические предпосылки просоциальной активности современной молодёжи // Интеграция образования. 2024. Т. 28. № 4 (117). С. 533–548. DOI: 10.15507/1991-9468.117.028.202404.533-548

10. Галкина А.Д., Никольский В.С. «Воспитание чувства долга и ответственности перед обществом»: специфика подхода «Обучение служением» в Китае // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 3. С. 141–161. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-3-141-161

11. Никольский В.С. «Обучение служением» или “Service Learning”? Дискуссия о концептуальных основаниях педагогического подхода // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 8-9. С. 84–94. DOI: 10.31992/0869-36172024-33-8-9-84-94

12. Celio C.I., Durlak J., Dymnicki A. A MetaAnalysis of the Impact of Service-Learning on Students // Journal of Experiential Education. 2011. Vol. 34. No. 2. P. 164–181. DOI: 10.1177/105382591103400205

13. Tomkovick C., Lester S.W., Flunker L., Wells T.A. Linking collegiate service-learning to future volunteerism: Implications for nonprofit organizations // Nonprofit Management and Leadership. 2008. Vol. 19. No. 1. P. 3–26. DOI: 10.1002/nml.202

14. Никольский В.С., Зленко А.Н. Обучение или служение в российском высшем образовании: особенности начального этапа реализации нового подхода // Интеграция образования. 2024. Т. 28. № 3 (116). С. 421–435. DOI: 10.15507/1991-9468.116.028.202403.421-435

15. Рожкова Л.В., Васильева Н.Д. Гражданственность и патриотизм как основания социальной консолидации российского общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 3 (121). С. 123–129. DOI: 10.14515/monitoring.2014.3.08

16. Бакулина О.В., Дворецкий Е.В., Козлов К.В. Нормативные основы формирования просоциальности в современной российской общеобразовательной школе // Перспективы науки и образования. 2024. № 6 (72). С. 23–35. DOI: 10.32744/pse.2024.6.2

17. Musil C.M. Educating students for personal and social responsibility // Civic engagement in higher education: Concepts and practices. 2009. Р. 49–68. URL: https://www.uwosh.edu/usp/wp-content/uploads/sites/30/2019/12/Jacoby_CivicEngagement_31.pdf (дата обращения: 15.01.2025).

18. Bringle R.G., Studer M., Wilson J., Clayton P.H., Steinberg K.S. Designing programs with a purpose: To promote civic engagement for life // Journal of Academic Ethics. 2011. No. 9. P. 149–164. DOI: 10.1007/s10805-011-9135-2

19. Стегний В.Н., Никонов М.В. Мотивация волонтёрской деятельности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2018. № 1. С. 146–156. DOI: 10.15593/2224-9354/2018.1.14

20. Мурзина И.Я., Казакова С.В. Перспективные направления патриотического воспитания // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 2. С. 155–175. DOI: 10.17853/1994-56392019-2-155-175

21. Серова Е.А., Шаматонова Г.Л. Волонтёрская деятельность как предиктор социальной солидарности // Baikal Research Journal. 2021. Т. 12. № 4. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(4).18

22. Никольский В.С., Амбарова П.А., Шаброва Н.В., Земцов Д.И., Метелев А.П. Готовность студентов вузов к общественному служению // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 8-9. С. 9–26. DOI: 10.31992/08693617-2024-33-8-9-9-26

23. Певная М.В., Боронина Л.Н., Початкова Е.И. Гражданственность студенчества в рамках социально-ориентированного проектного обучения // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 8-9. С. 27–41. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-27-41

24. Руднева И.А., Козырева О.А. Формирование профессиональной идентичности будущих педагогов средствами обучения служением // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 1. С. 63–81. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-1-63-81

25. Асланов Я.А., Деточенко Л.С., Лепин А.П., Мартынова Е.В. Детерминанты успешности и риски реализации подхода «Обучение служением» в условиях проектно-ориентированного обучения // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 8-9. С. 63–83. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-63-83

26. Gordon C.S., Pink M.A., Rosing H., Mizzi S. A systematic meta-analysis and meta-synthesis of the impact of service-learning programs on university students’ empathy // Educational Research Review. 2022. Vol. 37. Article no. 100490. DOI: 10.1016/j.edurev.2022.100490

27. Cooper S.B., Cripps J.H., Reisman J.I. Service-learning in deaf studies: Impact on the development of altruistic behaviors and social justice concern // American annals of the deaf. 2013. Vol. 157. No. 5. Р. 413–427. DOI: 10.1353/aad.2013.0003

28. Prentice M. Service learning and civic engagement // Academic Questions. 2007. Vol. 20. №2. Р. 135-145. DOI: 10.1007/s12129-007-9005-y

29. Dharamsi S., Espinoza N., Cramer C., Amin M., Bainbridge L., Poole G. Nurturing social responsibility through community servicelearning: Lessons learned from a pilot project // Medical Teacher. 2010. Vol. 32. No. 11. P. 905– 911. DOI: 10.3109/01421590903434169

30. Mitchell T.D. Using a Critical ServiceLearning Approach to Facilitate Civic Identity Development // Theory Into Practice. 2014. Vol. 54. No. 1. Р. 20–28. DOI: 10.1080/00405841.2015.977657

31. Никольский В.С. Обучение служением в России: становление предметного поля // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 12. С. 9–28. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-12-9-28

32. Guay F. Applying Self-Determination Theory to Education: Regulations Types, Psychological Needs, and Autonomy Supporting Behaviors // Canadian Journal of School Psychology. 2022. Vol. 37. No. 1. Р. 75–92, DOI: 10.1177/08295735211055355

33. Райан Р.М., Деси Э.Л. Теория самодетерминации и поддержка внутренней мотивации, социальное развитие и благополучие // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. 2003. № 3-1. С. 97–111. EDN: PYQJIH.

34. Бовина И.Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал. 2010. № 3. С. 5–20. EDN: PBDSON.

35. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Мельникова Д.В., Лаврешкин Н.В. К вопросу об исследовании социальных представлений: взгляд со стороны // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13. № 3. C. 8–25. DOI: 10.17759/sps.2022130302

36. Hogg M.A. Social Identity Theory // McKeown, S., Haji, R., Ferguson, N. (eds) Understanding Peace and Conflict Through Social Identity Theory. Peace Psychology Book Series. Springer, 2016. DOI: 10.1007/978-3-319-29869-6_1

37. Hahn Tapper A.J. A pedagogy of social justice education: Social identity theory, intersectionality, and empowerment // Conflict Resolution Quarterly. 2013. Vol. 30. No. 4. P. 411–445 DOI: 10.1002/crq.21072

38. Иванова Н.Л. Проблема психологического анализа социальной идентичности // Психология. 2006. Т. 3. № 4. С. 14–38. EDN: OXFXHH.


Рецензия

Просмотров: 394


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)