Особенности сопряжения высшего образования и сферы труда в условиях структурных преобразований отечественной системы высшего образования
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-3-31-51
Аннотация
Предметом настоящей работы является исследование проблемы сопряжения высшего образования и сферы труда с использованием различных алгоритмов нормативного и методического описания структуры квалификации выпускника высшей школы (далее – академическая квалификация) и квалификации работающего специалиста (далее – профессиональная квалификация). Показано, что императив готовности выпускника высшей школы сразу после получения диплома о высшем образовании соответствовать рынку труда, то есть требованиям работодателя, а также целям компании или предприятия при существующей организации учебного процесса во многом конструкция эфемерная. Предложен новый алгоритм, и выявлена степень целесообразности применения понятия «компетенция» при сопряжении системы высшего образования и сферы труда. Подтверждено, что его использование в образовательном контексте при сложившейся организации учебного процесса создаёт дополнительные трудности при решении рассматриваемой проблемы.
Об авторах
В. С. СенашенкоРоссия
Сенашенко Василий Савельевич – д-р физ.-мат. наук, профессор,
105203, Москва, ул. Первомайская, д. 92.
ScopusID: 660308834.
Е. П. Стручкова
Россия
Стручкова Елена Павловна – канд. пед. наук, руководитель проектного офиса,
Республика Саха (Якутия), Якутск, ул. Орджоникидзе, д. 4.
Список литературы
1. Кларин М.В., Осмоловская И.М. Перспективные направления дидактических исследований: постановка проблемы // Образование и наука. 2020. № 10. C. 61–89. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-10-61-89
2. Хеннер Е.К. Профессиональные знания и профессиональные компетенции в высшем образовании // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 2. С. 9–31. DOI: 10.17853/1994-56392018-2-9-31
3. Сенашенко В.С. Компетенции в образовательном законодательстве и подзаконных нормативных документах // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2024. № 12. С. 8–18. DOI: 10.20339/AM.12-24.008
4. Хохлова М.В., Ермакова Е.А., Машкова Е.В., Яковлева С.С. Компетентностный подход как системное проявление кризиса в образовательном процессе высшей школы // Эргодизайн. 2019. № 4. С. 196–202. DOI: 10.30987/2619-1512-2019-2019-4-196-202
5. Doggett M., Jahan M. Perceptions of the Advanced Manufacturing Competency Model (AMCM) for curriculum development // Proc. of the 2016 IAJC/ISAM Joint International Conference. ISBN 978-1-60643-379-9. URL: https:// www.researchgate.net/publication/321228615 (дата обращения: 26.12.2024)._
6. Лайл М. Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе: Модели максимальной эффективности работы: пер. с англ. М: HIPPO, 2005. 384 с. URL: https://kitcentr.ucoz.com/_fr/0/8535052.pdf (дата обращения: 26.12.2024).
7. Сенашенко В.С. Категория результатов обучения «компетенция» как элемент естественного развития знаниевой образовательной модели // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. Материалы XVII Международной научно-практической конференции. 21 марта 2024 г. РУДН, г. Москва. 2024. С. 15–20. EDN: QXMTAN.
8. Сенашенко В.С. О некоторых особенностях обновления системы высшего образования России // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. № 12. С. 9–15. DOI: 10.20339/AM.12-23.009
9. Константинова Л.В., Петров А.М., Штыхно Д.А. Переосмысление подходов к уровневой системе высшего образования в России в условиях выхода из болонского процесса // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 2. С. 9–24. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-9-24
10. Петрунева Р.М., Васильева В.Д., Петрунева Ю.В. Проблемы дидактики высшей школы: неразрезанные страницы // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9. С. 56–68. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-56-68.
11. Макарова Н.С. Концепция развития дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. C. 55. EDN: SZVIEX.
12. Яковлева И.В., Косенко Т.С. Компетентностный и знаниевый подходы: философско-образовательные проблемы понимания и применения // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 1. С. 3474– 3480. DOI: 10.15372/PEMW20200110
13. Стручкова Е.П. Профессиональные стандарты как инструмент сопряжения высшего образования и сферы труда: дисс. канд. наук. Елец, 2023. EDN: WZNYSE.
14. Сенашенко В.С., Стручкова Е.П. Высшая школа и потребности реальной экономики // Высшее образование сегодня. 2020. № 3. С. 11–16. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.03.P.11
15. Новиков П.Н. Подходы к взаимодействию сферы труда и системы профессионального образования на основе профессиональных стандартов: исторический аспект // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 1. С. 70–80. EDN: YBCIZM.
16. Телешова И.Г. Сопряжение ФГОС ВО с требованиями рынка труда. Новые возможности // ФУМО. Экономический факультет МГУ. Москва. 16.11.2022. URL: https://25fumo.mai.ru/meetings/Teleshova%20I.%20G.%20%E2%80%94%20Sopryazhenie%20FGOS (дата обращения: 26.12.2024).
17. Сенашенко В.С., Стручкова Е.П. О влиянии структурных преобразований сферы образования на сопряжение высшего образования и сферы труда // Аlmа mater (Вестник высшей школы). 2020. № 9. С. 68¬80. DOI: 10.20339/AM.09-20.068
18. Сенашенко В.С., Стручкова Е.П. Индивидуальные образовательные программы как новый механизм сопряжения высшего образования и сферы труда // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2019. № 3. С. 451–465. DOI: 10.22363/2313-1683-2019-16-3-451-465
19. Данейкин Ю.В., Калпинская О.Е., Федотова Н.Г. Проектный подход к внедрению индивидуальной образовательной траектории в современном вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8–9. С. 104-116. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-104-116
20. Walter S., Lee J.D. How Susceptible are Skills to Obsolescence? A Task-Based Perspective of Human Capital Depreciation // Foresight and STI Governance. 2022. Vol. 16(2). P. 32–41. DOI: 10.17323/2500-2597.2022.2.32.41
21. Волошина И.А., Новиков П.Н. Понятие навыка в системе профессионального образования // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 1. С. 637–646. DOI: 10.34755/IROK.2020.11.65.089
22. Волошина И.А., Новиков П.Н. Понятие навыка в сфере труда // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 2.С. 163–174. DOI: 10.34755/IROK.2020.68.76.127
23. Зайцева О.М., Новиков П.Н. Национальная система квалификаций: проблемы понятийного аппарата (компетенция) // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 1. С. 57–66. EDN: ZCYTZR.
24. Бобрышов С.В., Саенко Л.А. Компетентностный и знаниевый подходы в профессиональном образовании: проблемные вопросы понимания и реалии применения // Известия ВГПУ. Педагогические науки. 2016. №5. С. 1622. EDN: WJDKAZ.
25. Сенашенко В.С. Уровни сопряжения системы высшего образования и сферы труда // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 3. С. 38-47. EDN: YTMQNN.
26. Сухарев О.С., Спасенников В.В. Трансформация высшего образования: преодоление конфликта компетенций и фундаментальности // Эргодизайн. 2020. № 3 (09). С. 107–119. DOI: 10.30987/2658-4026-2020-3-107-119
27. Вербицкий А.А. Проблемы проектно-контекстной подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2015. № 4. С. 2–8. EDN: TRNZJV.
28. Мишин И.Н. Реализация проектной деятельности в системе студентоцентрированного обучения // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 3. С. 140–151. DOI: 10.31992/08693617-2022-31-3-140-151
29. Стародубцев В.А. Практико-центрированное обучение в высшей школе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 75–87. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-75-87
30. Певная М.В., Боронина Л.Н., Кульминская А.В. Актуальные вопросы реализации проектного обучения в высшей школе (по материалам круглого стола) // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 12. С. 142–154. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-12-142-154
31. Никольский В.С., Амбарова П.А., Шаброва Н.В., Земцов Д.И., Метелев А.П. Готовность студентов вузов к общественному служению // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 8-9. С. 9–26. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-9-26
32. Апенько С.Н., Лукаш А.В., Давыдов А.И. Интеграция университетов и работодателей – потенциал в формировании социального капитала // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 7. С. 144–164. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-7-144-164
33. Меликян А.В. Типология результатов сотрудничества российских вузов с бизнесом // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 11. С. 108–131. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-11-108-131
34. Константинова Л.В., Титова Е.С., Петров А.М. Институциональные трансформации высшего образования: основные разрывы и новые практики // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 11. С. 9–28. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-11-9-28
35. Хамидулин В.С. Модернизация модели проектно-ориентированного обучения в вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 135–149. DOI: 10.31992/0869-36172020-29-1-135-149
36. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э., Бугаенко О.Д. Взаимодействие университетов со сферой производства как элемент реализации “третьей миссии” // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 9–21. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-5-9-21
37. Мирошников С.А., Нотова С.В., Никулина Ю.Н. Кадровое сотрудничество вуза и индустриальных партнёров в контексте карьерного развития молодёжи // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 8-9. С. 99–115. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-99-115
38. Богуславский М.В., Ладыжец Н.В., Санникова О.В., Неборский Е.В. Взаимодействие университета с региональными субъектами в оценках профессорско-преподавательского состава // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 4. С. 40–49. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-4-40-49
39. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И. Концепция ФГОС ВО четвёртого поколения для инженерной области образования в контексте выполнения поручений Президента России // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 73–85. DOI: 10.31992/0869-36172021-30-4-73-85
40. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Профессиональное образование в новом формате. // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 9. С. 9–19. DOI: 10.20339/AM.09-23.007
41. Рукавишников В.А. Актуализация образовательных стандартов четвертого поколения // Педагогические науки. 2016. Т. 32. № 4. С. 156-164. EDN: ZAOUPZ.