Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Коллаборации российских университетов с вузами БРИКС: формы, результаты, возможности

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-3-52-76

Аннотация

Вопросы эффективного взаимодействия российских вузов с университетами стран БРИКС приобретают сегодня всё большую практическую и научную актуальность. Сотрудничество в сфере образования и науки – одно из заявленных на форуме стран БРИКС магистральных направлений партнёрства. Включение в такое партнёрство максимального количества российских университетов не только значительно увеличит экспорт образовательных услуг, но и приведёт благодаря совместным исследованиям к стратегически важным научным результатам и развитию инноваций. Отсюда необходимость поиска эффективных форм и организационных решений образовательной коллаборации со странами БРИКС для российских вузов.

Целью настоящего исследования является представление реальных и потенциальных форм коллабораций российских университетов с вузами БРИКС и выявление фактических результатов их реализации на примере первых десяти российских вузов из рейтинга университетов БРИКС.

В статье представлены результаты исследования международной деятельности рассматриваемых университетов на основе данных самообследования и анализа контента сайтов данных университетов. Выявлены и показаны на примерах формы сотрудничества университетов по направлениям образовательной, научной и инновационной деятельности, а также в рамках программ культурного и гуманитарного сотрудничества.

Представлены организационные решения по формированию образовательных коллабораций: сетевой университет; альянсы, сформированные в результате соглашений о взаимодействии между двумя вузами – российским и страны – члена БРИКС; консорциумы, объединяющие несколько вузов с целью реализации определённого проекта, а также ассоциации. В работе предлагается использование коокурентной модели сотрудничества, при которой университеты объединяют усилия для достижения общих целей, сохраняя при этом свои конкурентные позиции. Такой подход позволяет вузам объединять ресурсы, делиться экспертизой и реализовывать масштабные проекты, которые было бы сложно или невозможно осуществить в одиночку. Представлен кейс коллаборации вузов и бизнеса на примере России и Казахстана с целью трансформации вузов в предпринимательские университеты, и показана возможность применения подобной модели при взаимодействии с вузами стран БРИКС.

Разработан алгоритм формирования стратегии взаимодействия региональных образовательных организаций с компаниями-партнёрами и показано, что современная стратегия развития международной деятельности вуза может быть основана на решении проблем крупных компаний – отраслевых лидеров посредством вузовского взаимодействия.

Об авторах

М. А. Лукашенко
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Россия

Лукашенко Марианна Анатольевна – д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой «Корпоративная культура»,  

105318, г. Москва, Измайловский вал, 2.



Е. В. Алексеева
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Россия

Алексеева Елена Валентиновна – старший преподаватель кафедры «Предпринимательство и конкуренция», руководитель Студии предпринимательства Университета «Синергия», 

105318, г. Москва, Измайловский вал, 2.



Т. Ю. Добровольская
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Россия

Добровольская Татьяна Юрьевна – старший преподаватель кафедры «Корпоративная культура», 

105318, г. Москва, Измайловский вал, 2.



А. А. Шавырина
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Россия

Шавырина Анна Алексеевна – канд. психол. наук, доцент кафедры «Корпоративная культура», 

105318, г. Москва, Измайловский вал, 2.



Список литературы

1. Нюренбергер Л.Б., Архипов А.Е., Краковецкая И.В. Конкурентная стратегия вуза: обзор подходов к трактовке, принципы формирования и реализации // Экономика: теория и практика. 2018. Т. 49. № 1. С. 77–83. EDN: TETQWY.

2. Канунникова А.М. Интернационализация высшего образования России в современных условиях // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15. № 2: 17. EDN: SOFOMI.

3. Погорельская А.М., Троицкий Е.Ф., Пакулин В.С. Интернационализация системы высшего образования в Казахстане (2022-2023 гг.) преемственность курса или смена ориентиров? // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 1. С. 68–86. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-1-68-86

4. Николаев В.К., Скворцов А.А., Николаев Р.С., Богатенков С.А. Интернационализация оссийского образования новые вызовы и новые решения // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 1. С. 42–62. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-1-42-62

5. Николаев В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 149–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-312-149-166

6. Novgorodtseva A.N., Belyaeva E.A. Internationalization of higher education in Russia: sociocultural interaction of students from the BRICS countries (Russia, China) // Perspektivy nauki i obrazovania – Perspectives of Science and Education. 2020. Vol. 45. No. 3. P. 517–526. DOI: 10.32744/pse.2020.3.37

7. Фаркова Н.А. Особенности образования в странах БРИКС // Современное общество, наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Пенза, 2023. С. 116– 125. EDN: XKOUYT.

8. Анохова Е.В., Штыхно Д.А. Научно-образовательные коллаборации как инструмент повышения конкурентоспособности российских вузов // Открытое образование. 2021. Т. 25. № 2. С. 4–14. DOI: 10.21686/1818-42432021-2-4-14

9. Гончарова В.А. Консорциумы в высшем образовании: современные правовые вызовы // Образование и право. 2022. № 1. C. 176–181. DOI: 10.24412/2076-1503-2022-1-176-181

10. Дегтерёва Е.А., Чернышева А.М., Трофимова А. Стратегии научно-технического сотрудничества БРИКС // Синергия Наук. 2018. № 27. С. 138–148. EDN: YAJHWP.

11. Черников С.Ю. Возможности сетевого университета БРИКС как образовательной платформы инновационного сотрудничества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2021. Т. 29. С. 76–87. DOI: 10.22363/2313-2329-2021-29-1-76-87

12. Хафизова В.Р. Журналистское образование в странах БРИКС в эпоху глобализации // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2020. Т. 4. № 3. С. 274–280. DOI: 10.35634/25879030-2020-4-3-274-280

13. Гребенкин А.Н. Интеграция образовательных систем как необходимое условие создания евразийского союза // Гуманитарные проблемы военного дела. 2020. № 2 (23). С. 25–29. EDN: RSIZUT.

14. Оганесян А.А. Новые формы университетского сотрудничества: международные университетские сети // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2017. Т. 25. № 3. С. 354–366. DOI: 10.22363/2313-2329-2017-25-3-354-366

15. Татаркина М.А., Аниол А.В. Международное сотрудничество университетов стран БРИКС в подготовке квалифицированных кадров // Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества российских и зарубежных вузов. III Ежегодная международная научно-практическая конференция. Технологический университет. 2015. С. 300–303. EDN: TZPOAL.

16. Асмятуллин Р.Р. Вузы стран БРИКС на мировом рынке образовательных услуг: стратегия Китая // БРИКС: сотрудничество в целях развития. Образование. Наука. Бизнес : материалы V Международной научной конференции. Москва, 4 июня 2015 г. C. 149–157. EDN: WXWAIT.

17. Эмих Н.А. Условия развития образовательных объединений ШОС, АТЭС и БРИКС // Научно-образовательное и культурное сотрудничество стран-участниц ШОС. XII Международная научно-практическая конференция: сборник статей. 2014. С. 117–126. EDN: TRUSNR.

18. Морозова В.А., Каневская Г.И. Межцивилизационный диалог молодёжи стран БРИКС в области образования // Евразийский союз учёных. 2014. № 8-10. С. 116–118. DOI: 10.17506/18179568_2022_19_3_101

19. Машкина О.А. Страны БРИКС: стратегии развития высшего образования // Вест- ник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2017. № 2. С. 40–48. DOI: 10.51314/2073-2635-2017-240-48

20. Лукашенко М.А., Архангельский Г.А., Добровольская Т.Ю. и др. Актуальные вопросы управления формированием ключевых компетенций руководителя: монография / под ред. Лукашенко М.А. М.: Университет «Синергия», 2024. 220 c. ISBN: 978-5-4257-0649-2. EDN: RVMQMC.

21. Brandenburger A.M., Nalebuff B.J. Coopetition: A Revolution Mindset That Combines Competition and Cooperation. New York: Currency Doubleday. 1997. 304 p. ISBN: 9780385479509.

22. Рубин Ю.Б. Конкуренция. Обучение предпринимательству. Система бизнеса. / Ю.Б.Рубин. М.: Университет «Синергия», 2018. 872 с. ISBN: 978-5-4257-0246-3.

23. Рубин Ю.Б., Можжухин Д.П. Высшее предпринимательское образование: ориентиры становления и смягчения ограничений // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 11. С. 106–121. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-3111-106-121

24. Никольский В.С., Рубин Ю.Б. и др. Предпринимательское образование как предмет научного исследования // Высшее образование в России. Т. 32. № 6. С. 38–53. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-38-53

25. Poghosyan G. At the intersection of the European Higher Education Area and BRICS: the way Forward // Вестник Российско-Армянского (Славянского) университета: гуманитарные и общественные науки. 2020. № 2 (35). С. 148– 160. EDN: EOEEGW.

26. Беляева В.С. Направления международной деятельности российских университетов с учётом оценки ключевых факторов их интернационализации. Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук / Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Екатеринбург. 2023. 190 с. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/121441 (дата обращения: 30.01.2025).


Рецензия

Просмотров: 195


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)