Эффективность грантовой поддержки аспирантов в России: квазиэкспериментальный анализ программы РФФИ
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-3-77-99
Аннотация
В работе проводится анализ эффективности грантовой программы Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) для аспирантов. Исследуется влияние программы, реализованной в 2019–2020 гг. для поддержки диссертационных исследований аспирантов. Изучаются эффекты получения гранта на результативность и научную продуктивность аспирантов – то есть их успешную защиту и публикационную активность. В исследовании используется квазиэкспериментальный дизайн, в частности – Propensity Score Matching, который позволяет решить проблему самоотбора (количество аспирантов в экспериментальной группе N= 1 073). Результаты показывают, что получение гранта значительно повышает вероятность успешной защиты диссертации – при прочих равных у грантополучателей она выше на 70% по сравнению с теми, кто грант не получил. Грантополучатели также с большей вероятностью защищают диссертации в нормативный срок. Кроме того, получение гранта положительно влияет на публикационную активность аспирантов. Эффект от получения гранта не различается в зависимости от пола аспиранта и типа организации. Полученные результаты подтверждают значимость финансовой поддержки для успешной защиты диссертации и стимулируют дальнейшие исследования в области изучения механизмов влияния различных форматов финансовой поддержки на результативность аспирантов, а также сравнения эффективности грантов с другими мерами поддержки аспирантуры.
Ключевые слова
Об авторе
Н. М. СмирновРоссия
Смирнов Никита Максимович – мл. науч. сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования, преподаватель Департамента политики и управления,
101000, Москва, Потаповский пер., д. 16, стр. 10.
ResearcherID: IXN-3395-2023.
Список литературы
1. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Жучкова C.В. О влиянии институциональных трансформаций на результативность российской аспирантуры // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 11. С. 9–29. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-11-9-29
2. Малошонок Н.Г., Бекова С.К., Жучкова С.В. Как сохранить качество при росте: практики преодоления негативных последствий массовизации аспирантуры // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5. С. 25–45. DOI: 10.31992/0869-3617-202231-5-25-45
3. Терентьев Е.А., Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д. Наука без молодёжи? Кризис аспирантуры и возможности его преодоления // Современная аналитика образования. 2021. № 6(55). URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/469469362.pdf (дата обращения: 30.12.2024).
4. Бекова С.К., Джафарова З.И. Кому в аспирантуре жить хорошо: связь трудовой занятости аспирантов с процессом и результатами обучения // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 87–108. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-87-108
5. Zhuchkova S., Terentev E., Saniyazova A., Bekova S. Departmental academic support for doctoral students in Russia: Categorisation and effects // Higher Education Quarterly. 2023. Vol. 77. No. 2. P. 215–231. DOI: 10.1111/hequ.12389
6. Бедный Б.И., Дятлова К.Д., Рыбаков Н.В. Государственный экзамен как способ оценки преподавательских компетенций выпускников аспирантуры // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 5. С. 52–62. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-5-52-62
7. Жучкова С.В. Как устроен приём в аспирантуру в российских вузах? // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26. № 2. С. 92–104. DOI: 10.15826/umpa.2022.02.015
8. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Ходеева Н.А. К вопросу о востребованности профессиональной аспирантуры в России: анализ данных о защитах диссертаций в технических науках // Вопросы образования. 2023. № 4. С. 25–54. DOI: 10.17323/vo-2023-16712
9. Zhuchkova S., Terentev E. Non-linear path to a doctorate: a comparison of direct- and indirectpathway doctoral students at Russian universities // Higher Education. 2024. Vol. 87. No. 6. P. 1729–1747. DOI: 10.1007/S10734-023-01087-9
10. Нефедова А.И., Жучкова С.В., Терентьев Е.А., Смирнов Н.М. Барьеры на пути к защите кандидатской диссертации // Наука, технологии, инновации. Москва: НИУ ВШЭ, 2023. URL: https://issek.hse.ru/mirror/ pubs/share/833286551.pdf (дата обращения: 30.12.2024).
11. Бекова С.К. Совмещение учёбы в университете и работы: от бакалавриата до аспирантуры // Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования». 2022. № 22(39). DOI: 10.17323/978-5-7598-2699-6
12. Bekova S. Does employment during doctoral training reduce the PhD completion rate? // Studies in Higher Education. 2021. Vol. 46. No. 6. P. 1068– 1080. DOI: 10.1080/03075079.2019.1672648
13. Слепых В.И., Рудаков В.Н. Опыт совмещения учёбы и работы аспирантами и его роль в карьерных траекториях выпускников аспирантуры // Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования». 2023. № 22(44). DOI: 10.17323/978-5-7598-2748-1
14. Standing G. The precariat: the new dangerous class. London: Bloomsbury academic, 2011. DOI: 10.5040/9780755637089
15. Prakhov I.A. The determinants of academic salaries in Russia // Higher Education. 2019. Vol. 77. P. 777–797. DOI: 10.1007/s10734-018-0301-y
16. Chepurenko A.Y., Butryumova N.N., Chernysheva M.V., Sutormina A.Y. Entrepreneurship in and around academia: evidence from Russia // International Journal of Sociology and Social Policy. 2024. Vol. 44. No. 1/2. P. 130–154. DOI: 10.1007/s10734-018-0301-y
17. Зерчанинова Т.Е., Тарбеева И.С. К вопросу о финансовом обеспечении аспирантов // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2019. Т. 3. № 38. С. 11–13. EDN: HSMJDO.
18. Ильина И.Е., Жарова Е.Н., Королева Н.Н. Поддержка молодых исследователей: зарубежные практики и возможность их применения в России // Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 3. С. 352–376. DOI: 10.15507/1991-9468.100.024.202003.352-376
19. Жарова Е.Н., Агамирова Е.В. Мониторинг инструментов финансовой поддержки молодых исследователей в России // Управление наукой и наукометрия. 2020. Т. 15. № 3. С. 356–409. DOI: 10.33873/2686-6706.2020.153.356-409
20. Бабаева Дж., Малошонок Н.Г. Систематический обзор финансовой поддержки аспирантов: типология практик и перспективы // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 2. С. 86–107. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-2-86-107
21. Saygitov, R.T. The Impact of Funding through the RF President’s Grants for Young Scientists (the field – Medicine) on Research Productivity: A Quasi-Experimental Study and a Brief Systematic Review // PLoS ONE. 2014. Vol. 9. No. 6. Article no. e86969. DOI: 10.1371/journal.pone.0086969
22. Мельников Р.М. Оценка эффективности инвестиций в подготовку аспирантов в современных российских условиях // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. № 3. С. 444–459. DOI: 10.24891/ea.16.3.444
23. Нефедова А.И., Дьяченко Е.Л. Реформа аспирантуры в России в зеркале глобальных трендов // Мир России. 2019. Т. 28. № 4. С. 92–111. DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-4-92-111
24. Мельников Р.М. Эффективность инвестиций в подготовку аспирантов в современных условиях и пути её повышения // Россия: тенденции и перспективы развития. 2019. Т. 14. № 1. С. 679–685. EDN: WANJZX.
25. Караваева Е.В., Маландин В.В., Мосичева И.А., Телешова И.Г. Аспирантура как уровень высшего образования: состояние, проблемы, возможные решения // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 22–34. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-11-22-34
26. Ворошень О.Г. Научные гранты как форма государственной поддержки аспирантов академического сектора науки: социологический анализ // Социологический альманах. 2016. № 7. С. 217–223. EDN: XHWSHR.
27. De Valero Y.F. Departmental Factors Affecting Time-to-Degree and Completion Rates of Doctoral Students at One Land-Grant Research Institution // The Journal of Higher Education. 2001. Vol. 72. No. 3. P. 341–367. DOI: 10.1080/00221546.2001.11777098
28. Zhou E., Okahana H. The Role of Department Supports on Doctoral Completion and Time-toDegree // Journal of College Student Retention: Research, Theory & Practice. 2019. Vol. 20. No. 4. P. 511–529. DOI: 10.1177/1521025116682036
29. Horta H., Cattaneo M., Meoli M. PhD funding as a determinant of PhD and career research performance // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43. No. 3. P. 542–570. DOI: 10.1080/03075079.2016.1185406
30. Nisticт R. The Effect of PhD Funding on Postdegree Research Career and Publication Productivity // Oxford Bulletin of Economics and Statistics. 2018. Vol. 80. No. 5. P. 931–950. DOI: 10.1111/obes.12232
31. Ehrenberg R., Mavros P. Do Doctoral Students’ Financial Support Patterns Affect Their Timesto-Degree and Completion Probabilities? // The Journal of Human Resources. 1995. Vol. 30. No. 3. P. 581–609. DOI: 10.2307/146036
32. Ampaw F.D., Jaeger A.J. Completing the Three Stages of Doctoral Education: An Event History Analysis // Research in Higher Education. 2012. Vol. 53. No. 6. P. 640–660. DOI: 10.1007/s11162011-9250-3
33. Mendoza P., Villarreal P., Gunderson A. WithinYear Retention Among Ph.D. Students: The Effect of Debt, Assistantships, and Fellowships // Research in Higher Education. 2014. Vol. 55. No. 7.P. 650–685. DOI: 10.1007/s11162-014-9327-x
34. Gaeta G.L., Lavadera G.L., Pastore F. Much Ado about Nothing? The Wage Penalty of Holding a PhD Degree but Not a PhD Job Position // Research in Labor Economics: ed. S.W. Polachek et al. Emerald Publishing Limited, 2017. Vol. 45. P. 243–277. DOI: 10.1108/S0147-912120170000045007
35. Zheng G., Shen W., Cai Y. Institutional logics of Chinese doctoral education system // Higher Education. 2018. Vol. 76. No. 5. P. 753–770. DOI: 10.1007/s10734-018-0236-3
36. Zhuchkova S., Bekova S. Building a strong foundation: How pre-doctorate experience shapes doctoral student outcomes // PLoS ONE. 2023. Vol. 18. No. 9. Article no. e0291448. DOI: 10.1371/journal.pone.0291448
37. Rosenbaum P.R., Rubin D.B. The central role of the propensity score in observational studies for causal effects // Biometrika. 1983. Vol. 70. No. 1. P. 41–55. DOI: 10.1093/biomet/70.1.41
38. Austin P.C. An Introduction to Propensity Score Methods for Reducing the Effects of Confounding in Observational Studies // Multivariate Behavioral Research. 2011. Vol. 46. No. 3.P. 399–424. DOI: 10.1080/00273171.2011.568786
39. Fisher M, Nyabaro V, Mendum R, Osiru M. Making it to the PhD: Gender and student performance in sub-Saharan Africa // PLoS One. 2020. Vol. 15. No. 12. Article no. e0241915. DOI: 10.1371/journal.pone.0241915
40. Waaijer C.J., Sonneveld H., Buitendijk S.E., van Bochove C.A., van der Weijden I.C. The Role of Gender in the Employment, Career Perception and Research Performance of Recent PhD Graduates from Dutch Universities // PLoS One. 2016. Vol. 11. No. 10. Article no. e0164784. DOI: 10.1371/journal.pone.0164784
41. Бекова С.К., Груздев И.А., Джафарова З.И., Малошонок Н.Г., Терентьев Е.А. Портрет современного российского аспиранта // Современная аналитика образования. 2017. № 7(15). С. 4–59. EDN: FRSUNA.
42. Lovakov A., Chankseliani M., Panova A. Universities vs. research institutes? Overcoming the Soviet legacy of higher education and research // Scientometrics. 2022. Vol. 127. No. 11. P. 6293-6313. DOI: 10.1007/s11192-022-04527-y
43. Рудаков В.Н. Заработная плата российских преподавателей и учёных: дифференциация, структура и составляющие эффективного контракта // Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования». Вып. 7(49). М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2022. URL: https://www.hse.ru/data/2023/04/11/2027847314/ib_7(49)_2023.pdf (дата обращения: 30.12.2024).
44. Telayneh B. Double Burden of Married Women Academician in Three Public Universities of Ethiopia // International Journal of African and Asian Studies. 2019. Vol. 56. P. 72–82. DOI: 10.7176/JAAS/56-07
45. Mandel H., Shalev M. How Welfare States Shape the Gender Pay Gap: A Theoretical and Comparative Analysis // Social Forces. 2009. Vol. 87. No. 4. P. 1873–1911. DOI: 10.1353/sof.0.0187
46. Pilkina M., Lovakov A. Gender disparities in Russian academia: a bibliometric analysis // Scientometrics. 2022. Vol. 127. No. 6. P. 3577–3591. DOI: 10.1007/s11192-022-04383-w
47. Dzieżyc M., Kazienko P. Effectiveness of research grants funded by European Research Council and Polish National Science Centre // Journal of Informetrics. 2022. Vol. 16. No. 1. Article no. 101243. DOI: 10.1016/j.joi.2021.101243
48. Guo S., Fraser M.W. Propensity Score Analysis: Statistical Methods and Applications. Vol. 11: 2nd ed. Los Angeles: SAGE, 2015. 421 p. ISBN10: 1452235007. ISBN-13: 978-1452235004.
49. Austin P.C., Stuart E.A. Moving towards best practice when using inverse probability of treatment weighting (IPTW) using the propensity score to estimate causal treatment effects in observational studies // Statistics in Medicine. 2015. Vol. 34. No. 28. P. 3661–3679. DOI: 10.1002/sim.6607