Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Родительская семья и представления студентов об академической успешности

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-3-100-112

Аннотация

Родительская семья за счёт всесторонней поддержки играет существенную роль в обеспечении условий для академической успешности студентов, а в случаях неблагоприятных семейных отношений создаёт риски для учебной деятельности. Цель исследования – изучение влияния родителей на представления студентов об их академической успешности, поскольку образовательный процесс может оцениваться обучаемыми с точки зрения субъективного понимания его результативности в зависимости от ценностей семейного окружения. Методами эмпирического исследования выступили полуструктурированое интервью и беседа со студентами в рамках психологического консультирования по смысложизненным проблемам. Выборка составила 47 студентов очного отделения различных направлений подготовки (бакалавриат и специалитет) в возрасте от 19 до 23 лет, из них 21 испытуемый мужского и 26 – женского пола. Установлено, что к психологу по поводу проблем с учёбой (субъективных и объективных) чаще обращаются студенты, родители которых демонстрируют такие условные типы участия как «тираны» и «беспокойные». Достижение объективных показателей академической успешности может представляться студентами неоднозначно, некритично, ситуативно, что свидетельствует о трудностях становления ценностно-смысловой, эмоционально-волевой и коммуникативной сторон личности. Несмотря на то, что большинство студентов являются совершеннолетними, влияние родительской семьи на их академическую успешность остаётся существенной, что необходимо учитывать в деятельности психологической службы университета, особенно при выявлении родителей-«тиранов». Важной частью работы со студентами являются тренинги целеполагания в интересах образовательного процесса и дальнейшей карьеры, упражнения по развитию рефлексии «Что мне лучше всего удалось в прошлом семестре?». Преподавателям психологии рекомендуется включить в программы дисциплин учебную тему о возможностях и рисках в личной и учебно-профессиональной сферах, методах формирования благоприятных отношений в родительской семье и готовности к созданию собственной.

Об авторе

А. Н. Лысакова
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Россия

Лысакова Анастасия Николаевна – канд. психол. наук, старший преподаватель кафедры «Государственное управление и социальные технологии», 

125993 г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4.



Список литературы

1. Залесова Н.В. К вопросу о формировании академической успешности студентов // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. № 2(22). С. 34–39. EDN: SNGENF.

2. Юхно В.С., Денисова Е.Г. Афффективнокогнитивные предикторы академической успешности современных студентов: аналитический обзор // Северо-Кавказский психологический вестник. 2022. T. 20. № 4. C. 17–43. DOI: 10.21702/ncpb.2022.4.2

3. Листик Е.М., Курганова Е.А., Кудрявцева Е.Л., Пашкова О.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с академической успеваемостью студентов вуза // Acta Biomedica Scientifica. 2022. № 7(1). С. 106–113. DOI: /10.29413/ABS.2022-7.1.13

4. Богачева А.В., Мальцева С.М., Лужкова Е.А. Влияние семейного климата на развитие личности современного студента // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. T. 39. № 5. С. 11–17. EDN: AICIRE.

5. Михальчи Е.В. Внутрисемейные отношения как фактор, влияющий на успех в жизни для студента вуза// Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1-2 (41). C. 10–18. EDN: TMLFWP.

6. Литвинова А.В. Психологическая сепарация от родителей как условие развития целеполагания студентов // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12. № 1. С. 59–71. DOI: 10.17759/psyedu.2020120105

7. Татусь К.Ю., Кузьмина С.В. Влияние родительской семьи на успеваемость студентов // Молодой учёный. 2016. № 9-4(113). С. 69–72. EDN: VXMPSZ.

8. Красило Д.А., Красило Т.А., Залипаев А.Н. Автономия и привязанность в отношениях с родителями в контексте реального самоопределения у студентов // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12. № 1. С. 113–125. DOI: 10.17759/sps.2021120108

9. Ларионова Л.А., Алеев С.В. Влияние семьи на профессиональное самоопределение студентов младших курсов // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 11-3. С. 287–291. EDN: RNECFN.

10. Колесникова Е.М. Инженерные династии и перспективы профессиональной биографии студентов инженерных вузов // Социологический журнал. 2018. Т. 24. № 1. С. 55–72. DOI: 10.19181/socjour.2018.24.1.5713

11. Шушара Т.В., Устинова Ю.Д., Александров А.П. Изучение факторов выбора родителями вуза как важный элемент стратегического маркетинга в образовании // Перспективы науки и образования. 2019. № 2(38). С. 453– 464. DOI: 10.32744/pse.2019.2.34

12. Котомина О.В., Сажина А.И. Влияние семейных факторов на академическую успеваемость обучающихся // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 1(74). С. 143–156. EDN: BYFZSB.

13. Котомина О.В., Сажина А.И., Вилкова К.А. Участие родителей в образовании студентов российских вузов // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 1. С. 28–43. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-1-28-43

14. Макушкина О.А., Панченко Е.А., Кулыгина М.А. Роль семьи в формировании и профилактике общественно опасного поведения лиц с психическими расстройствами // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2018. Т. 9. № 2. С. 160–169. EDN: XMTHFZ.

15. Шарин В.И. Семейная поддержка в представлениях студенческой молодёжи // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2021. № 27(4). С. 258–273. DOI: 10.24290/1029-3736-2021-27-4-258-273

16. Шаброва Н.В. Взаимодействие студентов и их родителей как фактор минимизации образовательных рисков // Высшее образование в России. 2022. № 4. С. 29–41. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-4-29-41

17. Gana M., Rad D., Stoian C. Family functioning, parental attachment and students’ academic success // Journal of Infrastructure Policy and Development. 2023. No. 8. Р. 2565. DOI: 10.24294/jipd.v8i1.2565

18. Batool T., Raiz J. Exploring Parents Involvement in University Students Education // Journal of Business and Social Review in Emerging Economies. 2020. No. 6. Р. 187–196. DOI: 10.26710/jbsee.v6i1.1037

19. Xu X., Xu G., Liu M., Deng C. Influence of parental academic involvement on the achievement goal orientations of high school students in China: A latent growth model study // British Journal of Educational Psychology. 2019. Vol. 90. DOI: 10.1111/bjep.12326

20. Дубограй Е.В., Кибалова А.В. Идеальная семья в представлениях студентов московских вузов // Молодой учёный. 2021. № 2 (344). С. 158–162. EDN: ELQLLC.

21. Маленова А.Ю., Федотова Е.Е. Субъективная картина благополучия студентов из семей с разной структурой // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28. № 1. С. 60–68. DOI: 10.34216/20731426-2022-28-1-60-68

22. Лысакова А.Н., Осипова Н.В. Психологопедагогические условия успешной адаптации студентов первого курса к образовательному процессу // Человеческий капитал. 2023. № 12-1(180). С. 299–306. DOI: /10.25629/HC.2023.12.30

23. Flanagan-Bórquez A., Soriano-Soriano G. Fa- mily and higher education: developing a comprehensive framework of parents’ support and expectations of first-generation students // Frontiers in Education. 2024. 9:1416191. DOI: 10.3389/feduc.2024.1416191

24. Ярошевская С.В., Сысоева Т.А. Представления студентов об успешности обучения: темы, ориентиры и противоречия // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 1. С. 92-101. DOI: 10.17759/pse.2021260106


Рецензия

Просмотров: 128


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)