Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Образовательный опыт студентов в онлайн-магистратуре

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-3-138-164

Аннотация

Авторы исследуют содержание понятия «образовательный опыт» в отношении онлайн-программ высшего образования через призму 3 моделей: инструкторской, потребительской и антропной. В первой части статьи приведён обзор предметного поля, основанный на моделях образовательного опыта, предложенных В.С. Ефимовым и А.В. Лаптевой, и подходах из недавнего международного систематического обзора. Обзор дополнен концепциями пользовательского опыта из области бизнеса и маркетинга, оказавших влияние на онлайн-образование. В результате обзора авторы предлагают концептуальную модель образовательного опыта и используют её для интерпретации эмпирических данных.

Во второй части статьи изложены результаты тематического анализа полуструктурированных интервью с 17 студентами 3 программ онлайн-магистратуры МФТИ. В результате исследования авторы подтверждают, что модели образовательного опыта воспроизводятся в онлайн-среде, и приходят к выводу, что образовательный опыт как ядро образования мало зависит от того, в каком формате учится студент; предлагаются определения образовательного опыта, обобщающие полученные на практике результаты. В статье также обсуждается связь субъектной позиции студента и возможностей для персонализации образовательной программы.

Об авторах

Д. И. Гриц
Московский физико-технический институт (МФТИ)
Россия

Гриц Дарья Игоревна – магистр государственного и муниципального управления, директор по цифровизации образования МФТИ, руководитель Центра инноваций в образовании «Пуск» МФТИ,

141701, Московская обл., г. Долгопрудный, Институтский переулок, д. 9.

ResearcherID: ADG-4990-2022.



А. М. Брудкова
Московский физико-технический институт (МФТИ)
Россия

Брудкова Анастасия Михайловна – магистр педагогических наук, аналитик Центра инноваций в образовании «Пуск» МФТИ, 

 141701, Московская обл., г. Долгопрудный, Институтский переулок, д. 9.

ResearcherID: KHX-2856-2024.



Список литературы

1. Blagg K. The Rise of Master’s Degrees: Master’s Programs Are Increasingly Diverse and Online. Urban Institute. 2018. P. 1–19. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED592626.pdf (дата обращения: 16.11.2024).

2. Опфер Е.А. Трансформации российской магистратуры // Высшее образование в России. 2021. № 1. С. 36–48. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-36-48

3. Хавенсон Т.Е., Корчак А.Э. Особенности функционирования цифровых кампусов и онлайн-программ магистратуры: анализ российского и зарубежного опыта. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Институт образования. М.: НИУ ВШЭ. 2024. 162 c. URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/953963962.pdf (дата обращения: 10.11.2024).

4. Benckendorff P., Ruhanen L., Scott N. Deconstructing the student experience: A conceptual framework // Journal of Hospitality and Tourism Management. 2009. Vol. 16. No. 1. P. 84–93. DOI: 10.1375/jhtm.16.1.84

5. Matus N., Rusu C., Cano S. Student eXperience: a systematic literature review // Applied Sciences. 2021. Vol. 11. No. 20. Article no. 9543. DOI: 10.3390/app11209543

6. Howson C.K., Matos F. Student surveys: Measuring the relationship between satisfaction and engagement // Education Sciences. 2021. Vol. 11. No. 6. Article no. 297. DOI: 10.3390/educsci11060297

7. Aucejo E.M., French J., Araya M.P.U., Zafar B. The impact of COVID-19 on student experiences and expectations: Evidence from a survey // Journal of public economics. 2020. Article no. 191. DOI: 10.1016/j.jpubeco.2020.104271

8. Pötschulat M., Moran M., Jones P. ‘The student experience’and the remaking of contemporary studenthood: A critical intervention // The Sociological Review. 2021. Vol. 69. No. 1. P. 3–20. DOI: 10.1177/0038026120946677

9. Лызь Н.А., Голубева Е.В., Истратова О.Н. Образовательный опыт студентов: концептуализация и разработка инструмента оценки качества образования // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 67–98. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-3-67-98

10. Ruthotto I., Kreth Q., Melkers J. Entering or advancing in the IT labor market: The role of an online graduate degree in computer science // The Internet and Higher Education. 2021. Vol. 51. Article no. 100820. DOI: 10.1016/j.iheduc.2021.100820

11. Alamri H., Lowell V., Watson W., Watson S.L. Using personalized learning as an instructional approach to motivate learners in online higher education: Learner selfdetermination and intrinsic motivation // Journal of Research on Technology in Education. 2020. Vol. 52. No. 3. P. 322–352. DOI: 10.1080/15391523.2020.1728449

12. Nja C.O., Orim R.E., Neji H.A., Ukwetang J.O., Uwe U.E., Ideba M.A. Students’ attitude and academic achievement in a flipped classroom // Heliyon. 2022 Vol. 8. No. 1. DOI: 10.1016/j.heliyon.2022.e08792

13. Wang Y., Rocabado G.A., Lewis J.E., Lewis S.E. Prompts to promote success: Evaluating utility value and growth mindset interventions on general chemistry students’ attitude and academic performance // Journal of Chemical Education. 2021. Vol. 98. No. 5. P. 1476–1488. DOI: 10.1021/acs.jchemed.0c01497

14. Hollister B., Nair P., Hill-Lindsay S., Chukoskie L. Engagement in online learning: student attitudes and behaviour during COVID-19 // Frontiers in education. 2022. Vol. 7. Article no. 851019. DOI: 10.3389/feduc.2022.851019

15. Arambewela R., Maringe F. Mind the gap: staff and postgraduate perceptions of student experience in higher education // Higher education review. Vol. 44. No. 2. P. 63–84. ISSN: 00181609.

16. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Концепт «студенческий опыт» с позиции философской антропологии и психологии развития // Высшее образование в России. 2024. № 33 (3). С. 28–48. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-3-28-48

17. Kujala S., Roto V., Väänänen-Vainio-Mattila K., Karapanos E., Sinnelä A. UX Curve: A method for evaluating long-term user experience // Interacting with computers. 2011. Vol. 23. No. 5. 473–483. DOI: 10.1016/j.intcom.2011.06.005

18. Udo G.J., Bagchi K.K., Kirs P.J. Using SERVQUAL to assess the quality of e-learning experience // Computers in Human Behavior. 2011. Vol. 27. No. 3. P. 1272–1283. DOI: 10.1016/j.chb.2011.01.009

19. Gregory J.L. Applying SERVQUAL: Using service quality perceptions to improve student satisfaction and program image // Journal of Applied Research in Higher Education. 2019. Vol. 11. No. 4. P. 788–799. DOI: 10.1108/JARHE-12-2018-0268

20. Shah M., Sid Nair C., Richardson J.T.E. Measuring and Enhancing the Student Experience. Chandos Publishing: Amsterdam, The Netherlands. 2017. ISBN: 9780081010044.

21. Sabri D. Student evaluations of teaching as ‘fact-totems’: The case of the UK national student survey // Sociological Research Online. 2013. Vol. 18. No. 4. P. 148–157. DOI: 10.5153/sro.3136

22. Ning H.K., Downing K. Influence of student learning experience on academic performance: The mediator and moderator effects of self-regulation and motivation // British Educational Research Journal. 2012. Vol. 38. No. 2. P. 219–237. DOI: 10.1080/01411926.2010.538468

23. Clemes M.D., Gan C.E., Kao T.H. University student satisfaction: An empirical analysis // Journal of Marketing for Higher Education. 2008. Vol. 17. No. 2. P. 292–325. DOI: 10.1080/08841240801912831

24. Tsiligiris V., Hill C. A prospective model for aligning educational quality and student experience in international higher education // Studies in Higher Education. 2021. Vol. 46. No. 2. P. 228–244. DOI: 10.1080/03075079.2019.1628203

25. Abbas J. HEISQUAL: A modern approach to measure service quality in higher education institutions // Studies in Educational Evaluation. 2020. Vol. 67. Article no. 100933. DOI: 10.1016/j.stueduc.2020.100933

26. Tan K.C., Kek S.W. Service quality in higher education using an enhanced SERVQUAL approach // Quality in higher education. 2004. Vol. 10. No. 1. P. 17–24. DOI: 10.1080/1353832242000195032

27. Baird J., Gordon G. Beyond the rhetoric: A framework for evaluating improvements to the student experience // Tertiary Education and Management. 2009. Vol. 15. No. 3. P. 193–207. DOI: 10.1080/13583880903072976

28. Dropulić B., Krupka Z., Vlašić G. Student customer experience: a systematic literature review // Management: Journal of Contemporary Management Issues. 2021. Vol. 26. No. 2. P. 211–228. DOI: 10.30924/mjcmi.26.2.12

29. Albert B., Tullis T. Measuring the user experience: Collecting, analyzing, and presenting UX metrics. Morgan Kaufmann. 2022. ISBN: 0123735580.

30. Callender C., Temple P., Grove L., Kersh N. Managing the student experience in a shifting higher education landscape. Higher Education Academy (HEA): Heslington, UK. 2014. URL: https://discovery.ucl.ac.uk/id/eprint/1476066/1/Managing_the_student_experience.pdf (дата обращения: 20.11.2024).

31. Jones E. Problematising and reimagining the notion of ‘international student experience’ // Studies in Higher Education. 2017. Vol. 42. No. 5. P. 933–943. DOI: 10.1080/03075079.2017.1293880

32. Masika R., Jones J. Building student belonging and engagement: Insights into higher education students’ experiences of participating and learning together // Teaching in higher education. 2016. Vol. 21. No. 2. P. 138–150. DOI: 10.1080/13562517.2015.1122585

33. Meehan C., Howells K. In search of the feeling of ‘belonging’ in higher education: Undergraduate students transition into higher education // Journal of Further and Higher Education. 2019. Vol. 43. No. 10. P. 1376–1390. DOI: 10.1080/0309877X.2018.1490702

34. Holdsworth C. ‘Don’t you think you’re missing out, living at home?’ Student experiences and residential transitions // The Sociological Review. 2006. Vol. 54. No. 3. P. 495–519. DOI: 10.1111/j.1467-954X.2006.00627.x

35. Sabri D. What’s wrong with ‘the student experience’? // Discourse: Studies in the cultural politics of education. 2011. Vol. 32. No. 5. P. 657–667. DOI: 10.1080/01596306.2011.620750

36. Gieryn T.F. A space for place in sociology // Annual review of sociology. 2000. Vol. 26. No. 1. P. 463–496. DOI: 10.1146/annurev.soc.26.1.463

37. Кузьминов Я., Сорокин П., Фрумин И. Общие и специальные навыки как компоненты человеческого капитала: новые вызовы для теории и практики образования // Форсайт. 2019. № 13 (S2). С. 19–41. EDN: NFSVLM.

38. Гасинец М.В., Капуза А.В., Добрякова М.С. Агентность учителей в формировании учебного успеха школьников: роли и убеждения // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 75–97. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-1-75-97

39. Сорокин П.С. Проблема «агентности» через призму новой реальности: состояние и направления развития // Социологические исследования. 2023. № 3. С. 103–114. DOI: 10.31857/S013216250022927-2

40. Schuwer R., Kusters R. Mass customization of education by an institution of HE: What can we learn from industry? // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2014. Vol. 15. No. 2. DOI: 10.19173/irrodl.v15i2.1704

41. Терелянский П.В., Кузнецов Н.В., Екимова К.В., Лукьянов С.А. Трансформация образования в цифровую эпоху // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 22. С. 36–43. DOI: 10.15826/umpa.2018.06.056

42. Leong P. Role of social presence and cognitive absorption in online learning environments // Distance Education. 2011. Vol. 32. No. 1. P. 5–28. DOI: 10.1080/01587919.2011.565495

43. Kreijns K., Van Acker F., Vermeulen M., Van Buuren H. Community of inquiry: Social presence revisited // E-learning and Digital Media. 2014. Vol. 11. No. 1. P. 5–18. DOI: 10.2304/elea.2014.11.1.5

44. Garrison D.R., Anderson T., Archer W. A theory of critical inquiry in online distance education. Handbook of distance education. 2003. Vol. 1. No. 4. P. 113–127. URL: https://www.researchgate.net/publication/301701739_A_theory_of_critical_inquiry_in_online_distance_education (дата обращения: 22.11.2024).

45. Swan K., Garrison D.R., Richardson J.C. A constructivist approach to online learning: The community of inquiry framework // Information technology and constructivism in higher education: Progressive learning frameworks. 2009. P. 43–57. DOI: 10.4018/978-1-60566-654-9.ch004

46. Wang K., Zhu C., Li S., Sang G. Using revised community of inquiry framework to scaffold MOOC-based flipped learning // Interactive learning environments. 2023. Vol. 31. No. 10. P. 7420–7432. DOI: 10.1080/10494820.2022.2071948

47. Amemado D., Manca S. Learning from decades of online distance education: MOOCs and the Community of Inquiry Framework // Journal of e-learning and Knowledge Society. 2017. Vol. 13. No. 2. DOI: 10.20368/1971-8829/1339

48. Kovanović V., Joksimović S., Poquet O., Hennis T., Čukić I., De Vries P. et al. Exploring communities of inquiry in massive open online courses // Computers & Education. 2018. Vol. 119. 44–58. DOI: 10.1016/j.compedu.2017.11.010

49. Pine B.J., Gilmore J.H. The Experience Economy: Work ls Theatre and Every Business a Stage. Harvard Business School Press, Boston. 1999. URL: https://books.google.ru/books?id=5hs-tyRrSXMC&printsec=frontc over&hl=ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 04.12.2024).

50. Ваньке А.В., Полухина Е.В., Стрельникова А.В. Как собрать данные в полевом качественном исследовании. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ. 2020. 256 c. DOI: 10.17323/978-5-7598-1960-8

51. Braun V., Clarke V. Using thematic analysis in psychology // Qualitative research in psychology. 2006. Vol. 3. No. 2. P. 77–101. DOI: 10.1191/1478088706qp063oa


Рецензия

Просмотров: 230


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)