Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Российская магистратура: «сад расходящихся тропок» в образовании

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-4-9-32

Аннотация

Данная статья является первой частью цикла, посвящённого карьерным и образовательным траекториям недавних выпускников российской магистратуры. Представленное исследование фокусируется на специфике образовательных переходов из бакалавриата в магистратуру и базируется на тотальных административных данных (Мониторинг трудоустройства выпускников) обо всех выпускниках высшего образования в стране. Данные показывают, что 66% выпускников магистратуры являются недавними выпускниками бакалавриата, продолжившими своё обучение не позднее пяти лет с момента окончания предыдущего образования. 36% выпускников очного бакалавриата поступают в магистратуру в первые несколько лет после выпуска, причём 93% из них не делают перерыва в образовании. Около четверти продолживших обучение бакалавров меняют направление подготовки в магистратуре. Смена вуза или региона происходит заметно реже, хотя выпускники заочного бакалавриата, а также те, кто делал перерыв в учёбе между бакалавриатом и магистратурой, более склонны к подобной смене траектории. Для определения характеристик, ассоциированных с продолжением обучения в магистратуре, а также сменой направления подготовки, образовательной организации или региона обучения при переходе из бакалавриата в магистратуру, оценивался набор пробит-регрессий. Результаты показали, что обучение в магистратуре чаще продолжают выпускники технических и естественнонаучных специальностей, обучавшиеся очно в более селективных университетах и обладающие высоким уровнем академических достижений. Чем больше времени прошло с момента окончания бакалавриата, тем с большей вероятностью магистрант сменит траекторию обучения (то есть направление подготовки, вуз или регион учёбы). Отличники и выпускники селективных бакалавриатов меняют свою траекторию реже других студентов. Специфика образовательных переходов позволяет выделить несколько сегментов магистерского образования (единого с бакалавриатом образовательного трека и «фундаментального ДПО»), потенциально ведущих к различающимся результатам выпускников на рынке труда.

Об авторах

К. В. Рожкова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Рожкова Ксения Викторовна – канд. экон. наук, научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда



С. Ю. Рощин
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Рощин Сергей Юрьевич – канд. экон. наук, заведующий Лабораторией исследований рынка труда



П. В. Травкин
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Травкин Павел Викторович – канд. экон. наук, старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда



Список литературы

1. Гармонова А.В., Опфер Е.А., Щеглова Д.В., Гаврилов С.В. Ландшафт российской магистратуры: модели DEANS: коллективная монография. Москва: МАКС Пресс, 2023. 164 с. URL: https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/share/883775762.pdf (дата обращения: 20.02.2025).

2. Caddick S. Back to Bologna: The Long Road to European Higher Education Reform. EMBO reports. 2008. Vol. 9. No. 1. P. 18–21. DOI: 10.1038/sj.embor.7401149

3. Cardoso A.R., Portela M., Sá C., Alexandre F. Demand for Higher Education Programs: the Impact of the Bologna Process. CESifo Economic Studies. 2008. Vol. 54. No. 2. P. 229–247. DOI: 10.1093/cesifo/ifn013

4. Schratz M., Turisser-Walder M., Haid O. Changes in postgraduate research training in Austria // European Journal of Education. 1998. Vol. 33. No. 2. P. 183–195. URL: https://www.jstor.org/stable/1503365 (дата обращения: 12.03.2025).

5. Zetterblom G. Postgraduate Education in Sweden: reforms and results // European journal of education. 1986. Vol. 21. No. 3. P. 261–273. URL: http://www.jstor.com/stable/1503071 (дата обращения: 12.03.2025).

6. Jung J. The Expansion of Postgraduate Degrees and its Labour Market Consequences in East Asia // Lee W.O., Brown P., Goodwin A.L., Green A. (eds) International Handbook on Education Development in Asia-Pacific. Springer, Singapore. 2022. DOI: 10.1007/978-981-16-2327-1_62-1

7. Mukras M.S. State of graduate training in economics in Eastern and Southern Africa. Initiatives, Nairobi, KE. 1990. 53 p. URL: https://idl-bnc-idrc.dspacedirect.org/server/api/core/bitstreams/c85325de-92fe-4ff3-8aa1-24b5c3093703/content (дата обращения: 12.03.2025).

8. Trow M. Problems in the Transition from Elite to Mass Higher Education. Berkeley Cal: Carnegie Commission on Higher Education. 1973.

9. Psacharopoulos G., Patrinos H.A. Returns to Investment in Education: a Decennial Re view of the Global Literature. Education Economics. 2018. Vol. 26. No. 5. P. 445–458. DOI: 10.1080/09645292.2018.1484426

10. Константинова Л.В., Петров А.М., Штыхно Д.А. Переосмысление подходов к уровневой системе высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса. // Высшее образование в России. 2023. № 2. C. 9–24. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-9-24.

11. Петрова О.В., Чепьюк О.Р., Макарова С.Д., Марико В.В., Горылев А.И. Российская магистратура будущего: четыре траектории развития // Высшее образование в России. 2021. № 8-9. C. 20–33. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-20-33

12. Опфер Е.А. Трансформации российской магистратуры // Высшее образование в России. 2021. № 1. C. 36–48. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-36-48

13. Zhang L. Advance to Graduate Education: The Effect of College Quality and Undergraduate Majors // The review of higher education. 2005. Vol. 28. No. 3. P. 313–338. DOI: 10.1353/rhe.2005.0030

14. Рожкова К.В., Рощин С.Ю., Солнцев С. А., Травкин П.В. Отдача на магистерскую степень на российском рынке труда // Вопросы экономики. 2021. № 8. C. 69–92. DOI: 10.32609/0042-8736-2021-8-69-92

15. Altonji J.G., Zhong L. The Labor Market Returns to Advanced Degrees // Journal of Labor Economics. 2021. Vol. 39. No. 2. P. 303–360. DOI: 10.1086/710959

16. Zając T.Z., Żółtak T., Bożykowski M., Jasiński M. All that Glitters is not Gold–Mixed Early Labour Market Outcomes of STEM Graduates in Poland // European Journal of Education. 2023. Vol. 58. No. 3. P. 477–497. DOI: 10.1111/ejed.12564

17. Brandimarti E. Self-Selection, University Courses and Returns to Advanced Degrees. Unpublished working paper. 2024. 69 p. URL: https:// www.aiel.it/Files/Administrator/Submissions/Documents/submission638499907958248787.pdf (дата обращения 20.02.2025).

18. Jung J., Lee S.J. Exploring the Factors of Pursuing a Master’s Degree in South Korea // Higher Education. 2019. Vol. 78. P. 855–870. DOI: 10.1007/s10734-019-00374-8

19. Mateos-González J.L., Wakeling P. Exploring Socioeconomic Inequalities and Access to Elite Postgraduate Education among English Graduates // Higher Education. 2022. Vol. 83. No. 3. P. 673–694. DOI: 10.1007/s10734-021-00693-9

20. Espinoza O., González L., Sandoval L., Corradi B., Larrondo Y. et al. Factors that Influence University Graduates’ Choice of Postgraduate Study // Studies in Continuing Education. 2024. P. 1–18. doi: 10.1080/0158037X.2024.2363301

21. Bloem M.D. Delayed Bachelor’s Degree Graduates Have Lower Graduate School Enrollment Rates // Education Finance and Policy. 2025. P. 1–35. DOI: 10.1162/edfp_a_00446

22. English D., Umbach P.D. Graduate School Choice: An Examination of Individual and Institutional Effects // The Review of Higher Education. 2016. Vol. 39. No. 2. P. 173–211. DOI: 10.1353/rhe.2016.0001

23. d’Aguiar S., Harrison N. Returning From Earning: UK Graduates Returning to Postgraduate Study, with Particular Respect to STEM Subjects, Gender and Ethnicity // Journal of Education and Work. 2016. Vol. 29. No. 5. P. 584–613. DOI: 10.1080/13639080.2014.1001332

24. Ulvestad M.E., Skjelbred S.E. Escaping into a Master’s Degree in Times of Crisis? Master’s Degree Applications and Enrolment over the Business Cycle // Economics of Education Review. 2023. Vol. 94. Article no. 102404. DOI: 10.1016/j.econedurev.2023.10240

25. Емелина Н.К., Рожкова К.В., Рощин С.Ю., Солнцев С.А., Травкин П.В. Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 160 с. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/588955762.pdf (дата обращения: 20.02.2025).

26. Чередниченко Г.А. (2021) Пути к заочному обучению в вузе и его использование // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9. № 4. С. 112–126. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.4.8610


Дополнительные файлы

1. Таблица переходов между бакалавриатом и магистратурой в разрезе укрупненных групп направлений, %
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Скачать (55KB)    
Метаданные ▾

Рецензия

Просмотров: 368


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)