Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Увеличение сроков подготовки кандидатской диссертации и «старение» молодых учёных

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-4-33-47

Аннотация

Многие исследователи отмечают наличие системных проблем в подготовке кадров высшей научной квалификации, в частности кандидатов наук. Статистические данные указывают на снижение результативности подготовки, на сокращение числа защит кандидатских диссертаций. В исследовании использованы данные из ежегодных отчётов диссертационных советов за 2012–2023 гг. Одним из проблемных аспектов системы аспирантской подготовки является срок подготовки кандидатской диссертации от поступления в аспирантуру до защиты диссертации, который за последние годы увеличился до 6-7 лет. Почти три четверти ежегодных защит – это защиты с опозданием после окончания аспирантуры на год и более. Увеличение сроков подготовки диссертации влечёт уменьшение числа молодых кандидатов и докторов наук. Иностранные аспиранты по сравнению с российскими стараются защититься раньше. В исследовании рассматривалась гипотеза, что причиной задержек с выходом на защиту диссертации может быть необходимость выполнения требования по количеству публикаций. Гипотеза не подтвердилась. Большая часть соискателей учёной степени кандидата наук выходят на защиту с количеством публикаций, превышающим минимальные нормативные требования. Авторы предполагают, что задержка в подготовке диссертации связана с финансовой необеспеченностью научных исследований и предлагают обратить внимание на внедрение производственной аспирантуры. С другой стороны, для предоставления аспиранту более длительного периода для подготовки диссертации возможно, если диссертационное исследование начнётся не с момента поступления в аспирантуру, а ранее – в магистратуре. Для этого необходимо заблаговременное (на 2-3 года раньше) планирование контрольных цифр приёма в аспирантуру.

Об авторах

С. И. Пахомов
Российская академия образования
Россия

Пахомов Сергей Иванович – д-р хим. наук, профессор



Л. В. Щеголева
Российская академия образования
Россия

Щеголева Людмила Владимировна – д-р техн. наук, доцент, профессор кафедры прикладной математики и кибернетики



В. А. Гуртов
Петрозаводский государственный университет
Россия

Гуртов Валерий Алексеевич – д-р физ.-мат. наук, профессор, директор Центра бюджетного мониторинга

 



Список литературы

1. Пахомов С.И., Логинова Е.А., Бережная Ю.Н., Гуртов В.А., Мелех Н.В., Стасевич А.В. Обзор деятельности диссертационных советов в 2023 году: аналитический доклад: под ред. С.И. Пахомова. Петрозаводск, 2024. 116 с.

2. Gurtov, V.A., Shchegoleva, L.V. Forecasting the Economic Need for Personnel with Higher Scientific Qualifications // Stud. Russ. Econ. Dev. 2018. No. 29. P. 415–422. DOI: 10.1134/S1075700718040081

3. Бедный Б.И. Новая модель аспирантуры: pro et contra // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 5– 16. EDN: YKOSWB.

4. Кашина М.А. Негативные последствия реформирования российской аспирантуры: анализ и пути минимизации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. С. 55–70. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-55-70

5. Караваева Е.В., Маландин В.В., Пилипенко С.А., Телешова И.Г. Первый опыт разработки и реализации программ подготовки научно-педагогических кадров как программ третьего уровня высшего образования: вы явленные проблемы и возможные решения // Высшее образование в России. 2015. № 8-9. С. 5–15. EDN: VBBWGX.

6. Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5. С. 54–66. DOI: 10.15826/umpa.2018.05.049

7. Сенашенко В.С. Об образовательном законодательстве Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 7. С. 11–17. DOI: 10.20339/AM.07-21.011

8. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Жучкова С.В. О влиянии институциональных трансформаций на результативность российской аспирантуры // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 11. С. 9–29. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-11-9-29

9. Медведева Л.М. Реформирование системы подготовки научных кадров высшей квалификации в аспирантуре: проекты и реальность // Клио. 2023. № 7(199). С. 139–145. DOI: 10.51676/2070-9773_2023_07_139

10. Касаткин П.И., Иноземцев М.И., Антюхова Е.А., Макарова А.А. Актуальные проблемы модернизации третьей ступени высшего образования и практики реформирования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 141–158. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-141-158

11. Сероштан М.В., Артамонова К.А., Акимова Г.З., Бережная Е.В., Сероштан Е.В. Российская аспирантура: проблемы и ключевые факторы развития в контексте глобальных трендов // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5. С. 46–66. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-5-46-66

12. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Ходеева Н.А. К вопросу о востребованности профессиональной аспирантуры в России: анализ данных о защитах диссертаций в технических науках // Вопросы образования. 2023. № 4. С. 25–54. DOI: 10.17323/vo-2023-16712

13. Малошонок Н.Г., Бекова С.К., Жучкова С.В. Как сохранить качество при росте: практики преодоления негативных последствий массовизации аспирантуры // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5. С. 25–45. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-5-25-45


Рецензия

Просмотров: 1024


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)