Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Шаг развития образовательной программы: как понять, что пора действовать?

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-4-101-117

Аннотация

Разработка и реализация образовательных программ, отвечающих запросам рынка труда, государственным и международным стандартам, требуют внимания руководителей вузов и исследователей. Руководители вузов и программ могут иметь потребность в определении актуального состояния программы, её переработке, формировании портрета целевой аудитории и т.д., но могут столкнуться с трудностями по решению этих задач в связи с отсутствием инструментов. В данном исследовании представлена модель экспертизы образовательных программ высшего образования любого уровня и результаты её апробации на примере программ магистратуры. Кроме этого, проведён анализ различных подходов к определению качества образования и существующих подходов к экспертизе образовательных программ. Проведённая экспертиза продемонстрировала высокую ценность и перспективность предлагаемой модели для оценки и совершенствования качества образовательных программ, что делает её полезной при принятии управленческих решений, относящихся к модернизации образовательного процесса. Полученные результаты позволили выявить ключевые характеристики и особенности исследуемых программ, такие как уникальность образовательных результатов, ориентация на доказательный подход и стремление к обновлению содержания и методов обучения. Также обнаружены сложности, среди которых расхождение между названиями программ и реальными образовательными практиками, ожидаемыми студентами. Перспективы исследования связаны с разработкой упрощённых вариантов инструментария для более широкого внедрения.

Об авторах

М. А. Давлатова
Институт образования
Россия

Давлатова Мадина Асатуллоевна – канд. наук об образовании, доцент, зам. директора Департамента образовательных программ, эксперт Центра поддержки цифрового обучения



А. Г. Каспржак
Институт образования
Россия

Каспржак Анатолий Георгиевич – канд. пед. наук, профессор-исследователь Департамента образовательных программ



А. А. Кобцева
Институт образования
Россия

Кобцева Анна Александровна – доцент, директор Департамента образовательных программ, ведущий эксперт



М. В. Озерова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Институт образования
Россия

Озерова Мария Викторовна – канд. социол. наук, доцент, зам. директора Департамента образовательных программ, ведущий эксперт Лаборатории управления школой



Список литературы

1. Fenves S.J., Wright R.N., Stahl F.I., Reed K.A. Introduction to SASE: Standards analysis, synthesis, and expression // Editorial NBSIR (National Bureau of Standards: Washington, DC). 1987. DOI: 10.6028/NBS.IR.87-3513

2. Наумченко И.Л. Стандартизация образования – процесс творческий // Интеграция образования. 1997. № 1-2. С. 24–27.

3. Гадалова В.В., Фролова М.Е. Система менеджмента качества в университете: опыт, результаты, перспективы // Высшее образование в России. 2012. № 10. C. 73–80. EDN: PEKVPJ

4. Исаева Н.В., Каспржак А.Г., Кобцева А.А. Экспертиза образовательных программ: концептуальная рамка, методика реализации // Педагогика. 2018. № 12. С. 11–22. EDN: YSJVVR.

5. Буркова И.Н. Магистрант 3++: портрет и новые запросы // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 10. С. 102–117. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-10-102-117

6. Гриц Д.И., Брудкова А.М. Образование для взрослых: как устроен ландшафт онлайн-магистратуры в сфере IT в России // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 6. С. 143– 163. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-6-143-163

7. Harvey L., Green D. Defining quality // Assessment & Evaluation in Higher Education. 1993. Vol. 18. No. 1. P. 9–34. DOI: 10.1080/0260293930180102

8. Brennan J., Shah T. Quality assessment and institutional change: Experiences from 14 countries // Higher Education. 2000. Vol. 40. No. 3. P. 331–349. DOI: 10.1023/A:1004159425182

9. Лебедев О.Е. Что такое качество образования? // Высшее образование сегодня. 2007. № 2. С. 34–39. EDN: LLJQYD.

10. Никокошева Н.Г. Некоторые подходы к определению понятия «качество образования» // Педагогическое образование в России. 2008. № 2. С. 27–34.

11. Elvira Q., Imants J., Dankbaar B., Segers M. Designing education for professional expertise development // Scandinavian Journal of Educational Research. 2017. Vol. 61. No. 2. P. 187–204. DOI: 10.1080/00313831.2015.1119729

12. Беспалько В.П. Качество образования и качество обучения // Народное образование. 2017. № 3-4 (1461). С. 105–113. EDN: YRJMZH.

13. Beerkens M. Evidence-based policy and higher education quality assurance: progress, pitfalls and promise // Impact Evaluation of Quality Management in Higher Education. Routledge, 2020. P. 38–53. DOI: 10.1080/21568235.2018.1475248

14. Княгинина Н.В., Янкевич С.В., Тихонов Е.О. Использование принципов «регуляторной гильотины» и методов вычислительного права для анализа требований к качеству высшего образования // Вопросы государственного и муниципального управления. 2022. № 1. P. 78– 100. DOI: 10.17323/1999-5431-2022-0-1-78-100

15. Harvey L. What have we learned from 30 years of Quality in Higher Education: academics’ views of quality assurance // Quality in Higher Education. 2024. Vol. 30. No. 3. P. 360-375. DOI: 10.1080/13538322.2024.2385793

16. Cheng M. Reclaiming quality in higher education: a human factor approach // Quality in Higher Education. 2017. Vol. 23. No. 2. С. 153– 167. DOI:10.1080/13538322.2017.1358954

17. Stufflebeam D.L. The CIPP model for evaluation // Evaluation Models. 2002. P. 279–317. DOI: 10.1007/0-306-47559-6_16

18. Iriste S., Katane I. Expertise as a research method in education // Rural Environ. Educ. Personal. 2018. Vol. 11. P. 74–80. DOI: 10.22616/REEP.2018.008

19. Tam M. Measuring quality and performance in higher education //Quality in Higher Education. 2001. Vol. 7. No. 1. P. 47–54. DOI: 10.1080/13538320120045076

20. Kayyali M. An overview of quality assurance in higher education: Concepts and frameworks // International Journal of Management, Sciences, Innovation, and Technology. 2023. Vol. 4. No. 2. P. 01–04. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4497492 (дата обращения: 15.12.2024).

21. Княгинина Н.В. Внутренние системы оценки качества образования в российских университетах. Томск: Издательство Томского государственного университета, 2022. URL: https://publications.hse.ru/books/811974641 (дата обращения: 12.2024).

22. Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы:доклад на XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. / Н. К. Емелина, К. В. Рожкова, С. Ю. Рощин, С.А. Солнцев, П.В. Травкин. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. 160 с. EDN: FKUTTF.

23. Гут Ю.Н., Турсунов Л.Э., Ланских М.В., Ахмедова Ш.Б. Развитие инновационной активности преподавателей вуза: философская и психологическая перспективы // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 1. С. 149–163. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-1-149-163

24. Баранников К.А., Ананин Д., Стрикун Н., Алканова О., Байзаров А. Гибридное обучение: российская и зарубежная практика // Вопросы образования. 2023. № 2. С. 33–69. DOI: 10.17323/1814-9545-2023-2-33-69

25. Титова С.В. Цифровая методика обучения иностранным языкам. Учебник для вузов. Litres, 2024. URL: https://urait.ru/bcode/531883 (дата обращения: 15.12.2024).

26. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. ChatGPT и искусственный интеллект в университетах: какое будущее нам ожидать? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 6. С. 19– 37. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-19-37


Рецензия

Просмотров: 170


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)